Слово в день святого Богоявления, 1962г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.
Это значит - Господь явился сегодня всей вселенной и освятил всякую плоть, всякое естество человеческое, в разуме поющих Ему, то есть разумно поющих Ему. Как повествует нам святой евангелист, Господь наш Иисус Христос приходит на реку Иордан к Иоанну Крестителю и просит у него крещения. Он сходит в воду, небеса разверзаются, и сходит на Него Святой Дух в виде голубя, и слышится голос Отца Небесного: «Сей есть возлюбленный, в Котором Мое благоволение: Его слушайте» (Mф. 17, 5).
Иоанн Креститель удерживал крещаемого в воде до тех пор, пока тот исповедует свои грехи, но Господь Иисус Христос сразу вышел из воды и молился, ибо Он был безгрешен. Вначале Иоанн Креститель возбранял Господу и не хотел Его крестить, считая себя недостойным, говоря Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3, 14). Тогда Господь сказал ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (MФ. 3, 15), исполнить все пророчества, Я пришел на землю, чтобы исполнить закон» (сp.: Мф. 5,17). А Иоанну Крестителю было сказано: «На Ком увидишь Духа Святого, Тот и есть Сын Божий». Иоанн и увидел Духа Божия, и услышал голос Отца Небесного, свидетельствующего о Своем возлюбленном Сыне (см.: Мф. 16;.e, 1, 10; Лк. 3, 21, Ин. 1, 32). Это для нас ясное свидетельство явления Святой Троицы. Свидетелем этого явления был не только Иоанн Креститель, но и ученики его и много народа, и среди них фарисеи и саддукеи, которых Господь впоследствии обличил, называя их порождением ехидны.
Господь сказал Иоанну Крестителю, что Он пришел на землю, чтобы исполнить пророчества о Нем и исполнить закон человеческий. Это для нас очень поучительно, возлюбленные братья и сестры. И мы, последователи Христовы, должны исполнить закон человеческий, то, что от нас требуют начальники, цари земные, мы должны исполнять честно и добросовестно, то есть мы должны быть кротки, смиренны, послушны. Единственное, чего мы не должны делать, если потребуют от нас цари земные - отрекаться от Господа, этого мы не должны исполнять, наоборот, мы, как воины Христовы, должны постоять за Бога, за свою веру православную до крови, не жалеть своей временной жизни, но твердо, безо всякого страха и боязни, исповедовать веру во Христа для славы Его святого имени и своего спасения.
Господь наш Иисус Христос в Священном Писании много раз говорил о дереве плодоносном и неплодном, о виноградной лозе и плодах ее, о пшенице. Иоанн Креститель также говорил тем, кто приходил к нему креститься: «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. З, 8). Жизнь христианина можно сравнить с садом. Сад цветет, приносит плоды. Мы также ходим в церковь Божию, цветем, это прекрасно. Но плодов наших сейчас не видно, они будут видны во второе пришествие Господне, тогда будут видны наши плоды христианские труды, кто как трудился: хорошо ли, плохо, или совсем не трудился чтобы очистить свою душу от грехов, готовить ее к вечной жизни. Ведь и сад не всегда приносит плоды, бывает и пустоцвет, да и плоды бывают не одинаковыми - одни яблоки хорошие, спелые, а другие изъедены червями. Будем молить Господа, чтобы Он избавил нас от червей мира сего, чтобы они не точили наше сердце, нашего внутреннего человека, как они точат сердцевину яблока.
Растительный и животный мир твердо и неуклонно совершает свой земной путь, свое развитие по закону Божию. Они совершают свой круговорот от зерна до зерна, от зародыша до зародыша. Растение раскрывает свою чашечку и опыляется, затем дает лепесток, растит ствол, ветви, листья, затем начинает цвести, отцветает и приносит плоды. Зерно, брошенное в землю, умирает и приносит плод. Бабочка откладывает яйца, развивается гусеница, а затем бабочка и так далее. Только человек, самое разумное существо, не хочет своими науками признать закона развития человека. Но богословские науки и православная Церковь признают, что человек, как разумнейшее из всех тварей существо, также исполняет этот закон развития от зародыша до зародыша; он исполняет закон совершенного развития с помощью Святого Духа, ибо без Святого Духа человек есть плоть разлагающаяся, мертвец, годный на съедение червям.
Надо приобретать Святого Духа, чтобы возвышаться над животным и растительным миром, чтобы быть человеком, а не разлагающейся плотью. Преподобный Серафим учил, что цель нашей жизни есть стяжание, то есть приобретение Святого Духа. Так и мы смиримся, раскроем свои чашечки, свои сердца, как растение раскрывает свою чашечку для принятия опыления, — для принятия Святого Духа, Которого Господь Иисус Христос особенно в этот праздник посылает на землю в изобилии, освящая все естество человеческое, все водные источники делая святыми. Приложим свои усилия, примем Духа разума и будем приносить плоды добрых дел. Будем молиться, особенно сегодня, чтобы Господь послал нам Свою благодать - обильный урожай всему роду человеческому. Аминь.
6/19 января 1962 года
Источник: Архимандрит Алипий (Воронов) «Жизнеописание, воспоминания, проповеди, поучения, стихотворения». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 2024 г. Стр. 105.