Проповеди на праздники:


Слово в день святителя Николая в Николаевском женском монастыре. 1856 г.

К одному старцу, опытному в жизни духовной, многие приходили с желанием получить от него полезное для души. Каждый спрашивал старца, о чем считал нужным спросить по душе. И каждому отвечал добрый старец, никому не отказывал в ответе. Но один из посетителей ни разу ни о чем не спрашивал его, а был усердным посетителем его. Старец наконец спросил не похожего на других посетителя, что это значит, сын мой, что ты ни о чем не спрашиваешь меня, а ходишь ко мне? Для меня довольно, отче, сказал молодой человек, что я смотрю на тебя.

Вот мы, братия и сестры, теперь у святителя Николая. Не отвергаю возможности того, что иной, если спросит о чем либо, святитель Николай подаст и ответ на вопрос, вера и молитва усердная все могут получать. Но – еще легче для нас слабых, по примеру кроткого юноши, учиться добру из жизни святителя. Святый лик святителя пред нами. О чем говорит нам сей лик небесный? Чем ярче всего сияет жизнь святителя? Нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый, поем мы ему. Так лик его небесный – небесная любовь готовая на помощь каждому. Вот о чем говорит он нам без слов!

Подлинно святитель и на небе – в трудах для земных братий и сестер. Зовут его на море? Он там является с помощью. Молит его притесненный судом? Он и к нему спешит. Плачет горькая бедность о беспомощной своей доле? Он и бедность наделяет нужным. Где не является он, призываемый на помощь?

На земле он был охранителем чистоты, теснимой нуждами. И на небе он – дивный любовью к нуждающимся.

Пусть же и для нас любовь к другим будет делом святым, на сколько можем по немощи вмещать дело святое.

Любовь к другим – какое это высокое чувство! какое это дивное совершенство для того, кто имеет его! Сам Бог называется любовью. Бог любы есть, говорит апостол Иоанн (1Ин.4:16). Как же много значит для человека, когда он украшает душу отличием самого Бога! Пребываяй в любви в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин.4:16), говорит еще апостол. Чего больше желать человеку, когда Бог обитает в нем? А любовь к другим низводить Бога в сердце. О! прости нам, Отец небесный, слепоту нашу! мы так мало ценим любовь небесную. Мы оскорбляем Тебя, оскорбляя в себе любовь к братьям и сестрам. Ты возносишь нас с земли на небо. Ты приближаешь нас к Тебе, который весь любовь, Ты жаждешь для нас высшего совершенства, желаешь им самого высшего счастья, требуя от нас любви ко всем; а мы куда идем, в слепоте своей? Спешим с земли к духу злобы, к тому, кто сам мука себе и всему близкому к нему. Какое жалкое ослепление!

Сия заповедаю вам, говорит Сын Божий, да любите друг друга (Ин.15:17). Вот и еще голос Божества, призывающий нас к любви! и какой сильный, какой убеждающий голос! Голос не воли Всемощного, а голос любви беспредельной. Сын Божий желает, Сын Божий дает завещание нам, как детям своим, чтобы любили мы друг друга. О сем разумеют вси, яко ученицы мои есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35), говорит Он в объяснение своей воли. Любовь взаимная столько приятна Ему, столько высока в очах Его, что по ней только, а не по знамениям и чудесам, и могут отличать в нас учеников Его. Ужели же можно не желать быть учениками Сына Божия? Или и голос любви Божественной, призывающий к любви, может не действовать на душу нашу? И ученики Христовы повторяют нам туже волю Господа. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, говорит нам ап. Петр (1Пет.4:8). Не яко заповедь пишу тебе нову, пишет св. Иоанн к избранной госпоже, но юже имамы исперва, да любим друг друга (2Ин.1:5), ту заповедь предлагаю, которая современна евангелию Господа вашего. Ап. Иаков называет любовь к ближним заповедью царскою, совершением закона (Иак.2:8).

Братия и сестры! Считаете ли вы необходимостью любить Бога? О! это – дело самое святое, скажете вы. Но – не станем обманывать себя, не любя друг друга не можем мы быть с любовью к Богу. Давно сказал нам посланник Божий, аще речет кто, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть (1Ин.4:20). Это верно, как верен сам Бог. Если не в состоянии мы преодолеть в себе самолюбия оскорбленного, чтобы не преследовать злобою близкий к нам и малый образ Божий, как можем мы столько расшириться в любви, чтобы свято любить Того беспредельного, чей образ напечатлен на брате нашем? Любяй рождшего любит и рожденного от Него (1Ин.5:1). Все люди – дети Божии по созданию и еще более по возрождению во Христе Иисусе. Кто любит отца, тому милы и дети его. И кто пренебрегает детьми, кто злится на детей, в том, конечно, нет ни любви, ни уважения к отцу. Это так просто, так естественно. Оскорблять того, кого так любит Бог, оскорблять ближних, за кого, как и за меня распялся Сын Божий, кому, как и мне предоставлены высокие дары благодати, не значит ли оскорбить самого Бога?

Что ми множество жертв ваших? глаголет Господь. Ниже приходите явитися Мне. И аще принесете Ми семидал, всуе; кадило – мерзость Ми. Поста и праздников и новомесячий ваших ненавидит душа моя. Аще умножите моление, не услышу вас. (Ис.1:11–14). Что это значит? За что такой гнев Божий? Отчего так отвергает Бог и самое служение Ему, которое установил чрез раба своего Моисея? Научитеся, продолжает Господь, добро творити, взыщите суда, избавите обидимого, судите сиру и оправдайте вдовицу (Ис.1:16–17). Итак, вот за что гнев Божий! вот, за что отвергает Господь и приношения, и молитвы, и посты! За неправды против ближнего, за холодность, за жестокость, за злость против брата и сестры. Убойтесь же, други мои, оскорблять в себе чем-либо любовь к ближнему, чтобы иначе дела любви вашей к Богу не были отвергнуты с негодованием.

Желали бы, говорят, быть верными заповеди о любви, но у нас так мало способов выполнять ее. У меня нет здоровья и для себя, говорит один, как могу служить другому? У меня нет денег, говорит другой, что подам я бедному? Я такой малый человек, говорит третий, чем могу я быть полезным для других?

Но слова ли это душевной искренности? Нет, иначе они не выставлялись бы в извинение холодности в любви, а служили бы возбуждением к делам любви. Церковь, учит апостол, есть тоже, что правильный телесный организм, где каждому члену назначено свое дело и каждый член не обходится без услуг другого; глаз делает свое дело и служит руке и ноге; ухо выполняет свою службу и полезным оказывается не одной голове; каждому персту, каждому составу, каждому нерву, каждой нити крови назначено свое дело и каждый приносит пользу организму и частям его. Бесполезным или и вредным бывает только омертвелое, испортившееся, гнилое. Так если я и ты, слушатель мой, не хотим быть бесполезными, гнилыми членами церкви Христовой, должны мы трудиться для других, каждый по мере сил и способов своих. Невозможного не требуют от нас. Но каждый может и каждый должен служить другим. Честь ли быть гнилым членом в теле? Или не страшны нам слова Каина, еда страж брату моему есмь аз? (Быт.4:9).

Братия и сестры о Господе! если душа живет любовью Христовою, как много оказывается у нее сил и способов для дел любви! Каждый поступок, каждое занятие её, разливают вокруг себя мир и покой. К старшим почтительность, к равным привет и услужливость, печальному участье в печали. Согрешил ли другой? Любовь покрывает грех. Злится иной? Не замечает того. Упал ли кто? Поднимает, сколько может. Ослабел ли от труда? Помогает слабому. Чтобы оградить покой другого и особенно высшего, любовь жертвует своим покоем. Пусть нет у нее ни здоровья, ни дара слова утешающего, она молится за другого, а молитва, вы знаете, сильна. Любовь отца, любовь матери говорит иногда слово строгое, но в этом слове не звучать ни гнев, ни злость; оно мирно и покойно и, исходя из сердца любящего, доходит до другого сердца, как елей врачующий.

Что на деле сжимает сердце наше для дел любви? Самолюбие и его плоды – гордость, своекорыстие. Как я могу служить низшему меня? говорит гордость. Как я отдам другому, что мне самому нужно? говорит своекорыстие; платят ли мне как должно, за мои услуги? Как мне не беречь своего покоя и здоровья и тратить силы для других? говорит самолюбие. Братия и сестры! редко вслух других, но точно так оправдываем или извиняем мы себя в холодности к другим. Хорошо ли это? Нет, к чему называть худое добрым? Надобно открывать пред своею совестью, худое во всей наготе его. С такими началами жизни, с самолюбием и его плодами горькими, не попадем мы в царствие небесное. Любя так слепо себя, мы только губим себя. Аще кто хочет быти в вас первый, да будет всем слуга, вот воля Божия, спасительная для нас. Всяк возносяйся смирится, смиряяй ж, себе вознесется, сказал Господь. Не для себя, а для славы имени Божия, должны мы жить. О сем познахом любовь, яко Он Сын Божий по нас душу Свою положи, и мы должны есмы по братии души полагати. Чадца! возлюбим не словом или языком, но делом и истиною (1Ин.3:16. 18). Таково наставление апостола о любви! Мы узнали, говорит он, любовь из того, что Он – Сын Божий положил душу Свою за нас. Посему и мы должны полагать души за братьев. Видите, по наставлению апостола, мы не должны жалеть для других ни сил, ни здоровья; только в таком случае мы будем учениками и последователями Сына Божия. Любовь на словах, а не на деле – обман; мы должны делами показывать, что есть в нас любовь к другим.

О! будем же охранять сердце свое от гибельных путей самолюбия, своекорыстного и гордого.

Святитель Божий, сильный любовью к ближним и сею любовью сильный пред Господом! испроси у Господа елей милости для бедных сердец наших, – любовь к ближним, не охлаждаемую дыханиями самолюбия, да радуясь о делах любви твоей вкупе славим Господа любви и жизнью нашею. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх