Проповеди на праздники:


Слово в день святителя Николая и тезоименитства государя Императора Николая Павловича. 1843 г.

Радуйтеся, яко имена ваша написана

суть на небесех (Лк.10:20).

Два праздника совершает ныне святая церковь. Празднует память великого угодника Божия святителя Николая, и празднует день помазанника Божия благочестивейшего императора Николая Павловича. Отчего это совмещение? Вопрос сей, как видите, вызывает другой вопрос, что значит, что при крещении нашем церковь дает нам имена?

Если общество людей дает свое имя человеку, это означает, что человек получает право принадлежать к сему обществу. Если монарх украшает мужа брани или слугу правды почетным именем, это означает, что муж брани или слуга правды стал ближе к престолу монарха, ближе к его любви и славе.

Подобное сему бывает в церкви Христовой. Она дает имя младенцу или возрастному, это означает, что младенец или возрастный начинает принадлежать церкви, начинает иметь права на преимущества церкви Христовой, начинает быть любимым рабом царя Господа Иисуса. Церковь Христова одна и на земле, и на небе; что совершается на земле властью церкви, совершается и на небе; права имени, данного на земле, утверждаются на небе. Судите же, как много значит приобрести имя в церкви Христовой? Вы, стяжавшие себе имя на поле чести! вы знаете, как лестно, как приятно – приобрести себе имя на поле чести земной. Но, извините; ваша радость не так лестна, как радость об имени христианском. Обаче о сем не радуйтеся, рече Господь. Как ни велика, как ни славна честь земная, она принадлежит земле; мало того, она более возбуждает страх, чем радость, так как легко увлекает за собою слабое сердце наше, и отвлекает от Бога и святого закона Его. Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются. Много значит, даже в духовной жизни, иметь власть над духами злыми, но и этой великой власти не надобно радоваться, чтобы не забыть подателя всякой власти, чтобы не остановиться только на одном себе. Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк.10:20). Радуйтесь тому, что вы вписаны в число принадлежащих Господу Иисусу, в число искупленных кровью Агнца вечного. Радуйтеся, говорит Сам Господь. И как не радоваться? Ни на небе, ни на земле нет имени выше имени Иисусова; а кто получает имя в церкви Христовой, новое имя открывает тому права на славу, приобретенную Иисусом. Что значит слава, что значат почести и богатства времени, в сравнении с вечною славою, с вечным блаженством? А та книга, куда переносится из церкви земной, имя христианское, называется книгою жизни (Откр.3:5), так как записанных в ней ожидает вечная блаженная жизнь; она называется живою книгою Агнца (Откр.13:8, 21:27), так как в нее внесены искупленные для вечного блаженства вечно-живым Агнцем Божиим Христом Господом. Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех. Здесь забывают величие имени христианина, но вспомнят там – за гробом и, о! когда бы не в первый раз. Бедный собрат мой! Люди не дорожат твоим именем; они уважают другие имена, другие отличия в себе и в других. Жаль, очень жаль их. Чем менее уважают они это великое имя, тем тяжелее осуждены будут. Им не дороги права имени христианского; им дороги права богатства, права почести земли. Оставим их с землею, – тебе принадлежит небо.

Имя христианина, даруя человеку многое, многого и требует от него. Обязанности, возлагаемые именем христианина, весьма обширны, разнообразны и высоки. Чтобы облегчить для немощи нашей приложение их к жизни, церковь Христова, церковь православная, обширные обязанности последователя Христова предлагает в примере частном, одного новым именем обязывает подражать ап. Петру, другого Николаю, третьего Антонию великому и т. д. О, если бы каждый Антоний был тем же, чем был тот древний, истинно великий Антоний! Антонии и Павлы фивейские всю жизнь свою посвящали на то, чтобы высокий образ христианина, как можно, полнее отразился в их жизни. И как блистательно, как величественно сияет он в их жизни! А жизнь святителя Николая была подвигом самой пламенной любви к ближним; миловать, спасать, утешать, вразумлять – вот что было предметом трудов его и при свете дня, и во мраке глубокой ночи. Опыт близок к смыслу каждого; пример ставит пред глаза незримые мысли высокой жизни христианской; нужно только смотреть и – поймешь. К чему проповедовать отвлеченные истины, когда их не понимает большинство людей? Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу, писал Павел (1Кор.11:1); пример жизни моей – вот вам близкое, самое доступное училище! Любезный собрат! прекрасная для тебя проповедь – имя святого, которое ты носишь. По степени образованности, на которой поставлен ты, быть может, не имеешь ты обширного рассудка, чтобы размышлением обнимать и усвоят высокие истины христианства, но у тебя, без сомнения, есть память. Затверди же памятью жизнь твоего святого. После того тебе останется плакать над жизнью своею, так как в ней много непохожего на святую жизнь ангела твоего. Пусть высокие добродетели твоего святого будут святынею сердцу твоему, пред которою и стыдно и тяжко было бы являться тебе с грехами твоими. Примерами, которые окружают тебя, примерами, мира грешного и изобретательного на грех, ты можешь извинить или и оправдать в себе каждую слабость, каждую наклонность худую, каждый грех. Но не оправдает, не извинит тебя жизнь твоего святого. Одна мысль о нем покажет тебе, куда должны стремиться желания твои, куда приведет тебя широкий путь мира, по которому идут толпы. Мысль о строгости святого подвижника к себе самому обличит твою беспечность для добра, довольство его немногим умерит твои желания многого и пустого, пример его одушевить тебя желаниями единого на потребу. Возобновляй же чаще в памяти твоей подвиги твоего святого и – тебе будет дорого спасение души твоей, и не будет дорог век лукавый и погибельный.

В церкви иудейской давили детям имена родственников. Без сомнения, приятно скреплять и предъявлять именем своим союз с родством, дорогим сердцу. Но если таким образом скрепляется один союз родства плотского, согласитесь, что это только плоть и кровь. Положим, что вместе с тем имеют в виду поддержать союз с великими по вере и благочестью. Но и в таком случае дух смешивают с плотью, это и не совсем чисто и не совсем безопасно. Какая разность, когда скрепляют именами только союз духовный! Какая разность, когда настоящее соединяют с прошедшим только по духу, именами великими в жизни духовной, – одной достойной человека! Какую прекрасную картину представляет христианство православия! О сем познают вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою, сказал Господь. И эта печать учеников Христовых, эта любовь, связующая сердца, разделенные пространствами времен и мест, лежит на православии. Оно то же теперь, чем было за 16 столетий, те же в нем имена, а имена вызывают ту же жизнь; и – ряды веков неразрывно скреплены именами и жизнью; любимое за 13 и 18 веков никогда не преставало, не престает и теперь быть предметом любви.

Жизнь земная – горька; а таже жизнь для христианина – жизнь крестных страданий. Одним из сладких утешений страннику земли служит надежда на покой в вечности. И, в подкрепление сей надежды, православие указывает опять на имена прославленные. Сколько чудес совершили святые Божии по смерти своей! Сколько дел великих совершено ими пред глазами тысячей тогда уже, как они оставили землю! Итак, дела их и опыты чувств наших показывают, что они живут и за пределом тления, что они – благоугодные слуги Господу, прияли венец правды за подвиги веры и благочестия. Вот доказательство жизни, действующей за гробом! Это не вывод умозрения ненадежного для каждого, недоступного для простых сердец. Нет, здесь говорят дела, – дела, которых не могут творить люди, не уполномоченные властью Божией. Тверда сия опора сладкой надежде на блаженную вечность праведника. Итак, благодари Господа, брат мой; самое имя, которое ты носишь имя святого, прославленного Господом, может утешать тебя надеждою на блаженную вечность. Итак, когда под бременем напастей времени станет тебе и грустно, и тяжко, вспомни, что праведник, которого имя на тебе, также был человек, также чувствовал скорби, также чувствовал нападения страстей; но он молился и терпел, надеялся и просил, и теперь – на небе. Молись же и терпи и ты, плачь и уповай и ты, и для тебя все горькое кончится, и тебя встретит там покой, и ты скоро будешь радоваться о скорбях, какие переносил здесь для Господа. Дорожите сим утешением, дорожи заботою церкви о твоем покое. Как приблизила к тебе отраду любовь её! Имя, самое имя, которое ты носишь, защита тебе от сомнений и скорбей. Без того, положим, твой предок, по отзыву всех знавших его, был человек добрый, честный, достойный лучшей участи за гробом. Но подумай, и ты согласишься, что суд Божий не то, что суд человеческий. По суду человеческому твой предок – праведный человек. Но чем ты уверишь себя, что точно таков же он по суду Божию? Чем ты уверишь себя, что он свободно взошел к престолу Божию, не удержанный в темной стране тайными влечениями грешного сердца? Братия мои! верно, непререкаемо-верно только то, о чем сам Бог говорит словами или делами.

Еще более значат имена церкви для надежды на помощь небесную. Если любовь не умирает; если на небе лучше видят и любят, чем на земле; если бренная одежда духа – плоть наша только стесняет силы духа, то нет сомнения, что мольбу мою скорее выслушают, скорее примут к сердцу, скорее выполнят братия мои на небе, чем на земле. Это так просто, так естественно. как нельзя более. Церковь, давая мне имя святого, поручает меня покрову и молитве сего святого, верная и сладкая вера церкви! Те, которые, обитая там – на небе, составляют с земною церковью единую церковь Христову, без сомнения, разделяют и выполняют желания земной церкви, особенно же выполняют, когда к надежде церкви я и ты присоединяем свои усердные молитвы. Потому-то собрались мы в храм сей молить святителя Христова Николая о соименном ему благочестивом царе нашем. Земля и море – свидетели чудных благодеяний святителя Христова. Это так же несомненно, как несомненно то, что я и ты видим и слышим, осязаем и чувствуем.

Царю царствующих и Господи господствующих! Услыши молитву рабов твоих о благочестивейшем императоре нашем, на котором лежит святое имя святого угодника Твоего. Все наше, имена и дела наши, да принадлежат славе Твоей со Отцом и святым Духом Твоим. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх