Слово в день Святителя и Чудотворца Николая

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая

                «Аще и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф.18:17)

  Восток в мире физическом есть начало света, который даёт жизнь всему существующему в видимом мире; «с востока явился и Свет Божественный» (Лк.1:78) в лице Богочеловека Христа Спасителя. «Который даровал благодатную жизнь всем народам, населяющим вселенную» (Рим.10:18); на востоке явились и столпы Православия – Святители Церкви Христовой, которые сияли и теперь сияют на спасение христиан своею верою и делами чудотворения. К числу таких святителей относит Православная Церковь св.Николая Чудотворца, память которого воспоминается и торжествуется ныне во всем православном христианском мире. Притекают к нему ныне цари и князья, восхваляют его пастыри и учителя, как любвеобильного отца, который в болезнях является врачом, в бедах избавителем, грешникам заступником, нищим питателем, скорбным утешителем, путешествующим спутником, плавающим по морю правителем. Слава о Чудотворце Николае на востоке распространилась весьма рано после его блаженной кончины, уже в 530 году, (а Cв.Николай Чудотворец скончался в половине четвёртого века) император Юстиниан созидает ему в Мирах Ликийских величественный храм, куда на поклонение Чудотворцу с востока и запада стекаются не только христиане, но и язычники, и Cв. Церковь после причисления Его к лику небожителей установила в честь Его еженедельное Богослужение по четвергам, вместе со святыми апостолами, составила Ему молитвенные песнопения службы и акафист.

  Благочестивые наши предки, приняв с востока христианство, прияли вместе с ним и память о св. Чудотворце Николае, – они во всех своих нуждах, бедствиях, опасностях всегда прибегали к Нему с молитвою и по вере своей получали от Него духовную и вещественную помощь. От избытка благодарного своего сердца наши предки созидали, и теперь православные христиане созидают в изобилии во имя святителя Божьего храмы Господни. Кажется, ни один из угодников Божьих в народном религиозном сознании не пользуется таким уважением, как Cв.Чудотворец Николай. В православной Руси около ста обителей носит Его св. имя, – бесчисленное множество городских и сельских храмов имеет Его у себя покровителем (в одной Москве 30 настоящих и 109 придельных храмов – Николаевских). Святое имя его одно из любимейших и употребительнейших, каким украшают и освящают себя православные христиане. Лик святителя составляет необходимую принадлежность всякого дома, где в семье не угас ещё светильник Божественной веры.

  Присмотритесь теперь к проявлению религиозного чувства в день Cв. и Чудотворца Николая! Храмы Божьи полны молящимися, на площадях и торжищах служатся молебны, чтимый лик святителя переносят из дома в дом и везде просят Его, угодника Божия, о помощи и заступлении.

  В чём же заключается со стороны Русской Церкви причина такого чествования Святителя и Чудотворца Николая? Слово Божие говорит нам, что Господь избирает для себя друзей в лице святителей, угодивших Ему, особенно приближает их к себе, милостиво внимает их молениям (Пс.102:5Ин.15:14); чрез них являет миру дивную силу и славу свою (Пс.67:36, 15:3); творит ими даже большие чудеса, нежели какие сотворил Сам Богочеловек, по слову Его: «веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и болыша сих сотворит, яко Аз ко Отцу моему гряду» (Ин.14:12). Так особенно возлюбил Господь великого святителя и Чудотворца Николая, который чрез Него «миру всему источает неисчерпаемое чудес море». По воле Божьей (Деян.9:15), святителю Божию угодно оказывать нашему отечеству особенное благоволение и содействие (Мф.5:13–14). Он возлюбил нас и, конечно, за то, что мы сами благоговеем пред ним, любим Его и свою искреннюю преданность выражаем в наших усердных молитвах к нему, а Он, по воле Божьей и своей любви к нам и по нашим прошениям, явил и являет так много милостей и чудотворений, слава о которых передаётся от поколения к поколению при посредстве письмен, а тем более устных рассказов, и в них угодник Божий прославляется как защитник бедствующих и страждущих, утешитель несчастных, постоянный покровитель угнетаемых, как источник исцеления тяжких болезней. Кроме сего, православный русский народ видит в Святителе и Чудотворце Николае такие черты в характере, какие имеет в самом себе – это добродушие, простосердечие, каковые проявляет он ко всякому, обращающемуся к нему с усердной молитвой, – он доступен для всех, как верует православный русский народ, свои блага даёт не избранным только, но без лицезрения наделяет ими в равной мере и царя и раба, богатого и бедного, мощного и слабого (Жития Святых, т.12). Но особенно мы любим угодника Божьего за то, что он на первом Вселенском соборе явился защитником основного и отличительного догмата христианского вероучения. Пресвитер Александрийский Арий, возбуждаемый духом зависти и превозношения, восстал против архипастыря своего св. патриарха Александра и, вопреки его проповеди и Cв. Писанию, начал учить, что Сын Божий не есть истинный Бог, совечный Отцу. Такое еретическое учение возмутило спокойствие всего христианского мира и было причиной погибели многих душ человеческих. Святой равноапостольный царь Константин созвал христианских епископов на Собор, на котором в числе первых защитников Божественного достоинства Сына Божия, Господа Иисуса Христа, был св. Чудотворец Николай. Нечестие Ария собором в 325 г. было осуждено.

  Вера христианская, апостольская, соборная в X веке стала у нас в отечестве господствующей. Наши предки с великим благоговением и святостью хранили веру восточных православных Иерархов, не позволяли в ней каких-либо перемен по любви к человеческому любомудрию, на каждое слово в Слове Божьем, постановлениях Cв. Церкви смотрели как на закон Божественный, изменить что-либо считали святотатством. За твёрдость в вере, за благоговейное отношение к ней, за святое их житие, Господь даровал им и великие милости. Между многими из них укажем на одну – это на могущественное, славное многообъемлющее отечество, которому нет равного в мире. Русь наша крепка, сильна, страшна для врагов, а причина та, что предки наши были тверды в православной вере, подражая столпу веры святителю и Чудотворцу Николаю.

  К несчастью в среде сынов нашей родины являются такие лица, которые забывают историческое наше прошлое, не хотят знать то, чем возвеличилось, возросло и окрепло наше отечество. И кажется вследствие этой забывчивости, предлагают православному русскому народу смертоносное учение на погибель души христианской, семьи благочестивой, отечества нашего могущественного. Сыны эти действуют как будто под влиянием благочестия, именем Христа Спасителя, составляют своевольные жития небывалых святых, различные, по-видимому, назидательные рассказы, печатают их маленькими книжками, рассылают по всем городам и сёлам, продают их по самым дешёвым ценам, а в большинстве случаев предлагаются даром безденежно, дабы быстрее рассеять находящееся в них еретическое вероучение. Что же это за новая вера? Предлагаемая нам вера не признаёт Христа Спасителя, как основателя матери нашей св. церкви, и отселе св. церковь с её божественными учреждениями таинствами, иерархией, молитвословиями, храмами отрицается, ходатайство святых, Пресвятой Богородицы, угодников Божьих пред Господом за нас грешных считается ненужным; злу советуется не противиться, и это равносильно его распространению, в силу сего последнего учения все благие учреждения, направленные к нравственному преуспеянию народа, для молодого поколения представляются совершенно излишними.

  Наш долг как пастырей св. церкви – словесного стада Христова, предохранить вас, благочестивые слушатели, от гибельного сего учения, которое развевается ныне и вероятно найдёт легковерных последователей, наш долг напомнить вам, что мы спасаемся деятельной верой во Христа Богочеловека, искупившего нас, и тем даровавшего нам залог для спасения (Евр.11:6Иак.2:17), спасаемся через участие в священнодействиях св. церкви, вне которой нет спасения; ибо Сам Спаситель сказал: аще кто церковь преслушает т. е. кто не верует во Христа, примирившего нас с Богом, в Его учение, которое в чистоте хранится в св. церкви, не принимает участия в св. таинствах, чрез которые подаются нам вся Божественные силы, яже к животу и благочестию, не живеёт по заповедям Господним и св. церкви, тот не христианин, но язычник и мытарь т. е. отверженный и Богом, и людьми человек (Мф.18:17). Наш долг – предохранить вас ради блага отечества, общества и семьи. Наша мощь – в Вере Православной, крепко связующей все христианские племена и народности, населяющие Русь; она – Вера – освятила связи семейные и гражданские, научила повиноваться и исполнять свои обязанности не только из-за страха, но и по совести, Она только истинно просвещает умы, смягчает нравы, улучшает обычаи, водворяет порядок и благоденствие в государстве. Вера наша Православная даровала нам царя монарха – этот перстень правой руки Божьей (Иер.22:24), она даёт Ему и силы для правления и полагает на сердце Его благочестивые мысли и мудрые советы.

  Верой Православной утвердилось у нас царственное наследство в лице первородного сына царя. Властью и благоденствием Благочестивейшего Государя и Его Первенца мы обеспечены в своей общественной и частной жизни, с благом и счастьем их соединяется наше личное благополучие. А благо у нас будет тогда, когда будем жить Православной Верой, утвердившей наше славное могущественное Отечество.

  Помолимся святителю Божию Николаю Чудотворцу, да укрепит он нас в Вере Православной жизнедательнице спасения временного и вечного, покоя настоящего общественного и частного, вознесём к нему наши сердечные моления о благополучии Божией милостью царствующего Царя и Его сына первенца Благочестивейшего Наследника царственного престола, да благоденствуют и долгоденствуют Они, подкрепляемые святой православной верой, на благо св. Церкви и счастья родного нам Отечества. Аминь.

Любимов Неофит, свящ., Уфимские епархиальные ведомости. 1892.

Наверх