Слово в день Святаго Духа в Ахтырском монастыре. 1850 г.
Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога есть (Кор.2:12).
Так говорил о себе и о верных Коринфа ап. Павел. И он по праву говорил это, хотя ни он, ни верные Коринфа не были в той сионской горнице, куда сходил Дух Святый в день пятидесятницы. Апостол Петр говорил в объяснение дивного события сионского: вам бо есть обетование и чадом вашим и всем дальним, елика аще призовет Господь Бог наш (Деян.2:39). Всем, кто только удостоится чести быть призванным к вере Христовой, всем принадлежит право на приятие даров Святаго Духа, Дух Святый, посланный апостолам, послан для всех верующих, кто бы они ни были.
Так и нам, при всей бедности времен наших, ниспосылается Дух Святый. В таинстве крещения получаем мы благодатное рождение в духовную жизнь. В миропомазании утверждаемся благодатью в жизни духовной. Дух Святый со времен апостольских не преставал и не престает изливать обилие даров своих на верующих в Христа Иисуса.
Однако, апостол, когда говорит о себе: мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога есть, то дает видеть, что иные могут принимать и усвоят себе дух мира, но не Дух, иже от Бога есть. И если апостол радуется тому, что в нем нет духа мира, то значит, надобно нам остерегаться того, не водворился бы в нас дух мира, вместо Духа, иже от Бога есть. Размыслим же внимательно что это за дух мира, противополагаемый апостолом Духу, иже от Бога есть? Сравним действия Духа, иже от Бога, с делами духа мира.
Дух, иже от Бога, Дух, который оживлял верующих Павлова времени и оживляет верующих всех времен, во-первых, есть Дух истины. Так говорит о Нем Господь Иисус. Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину, говорил Господь апостолам (Ин.16:13). И нисшедший на апостолов Дух точно явился Духом истины, потому что научил их истине, открыл такие тайны, о которых гордый ум человеческий и не мечтать. Сей Дух истины, ко слову Спасителя, пребудет с учителями христианства ввек (Ин.14:6). И Он пребывал и пребывает с нами. Вот почему, в течении 18 веков лжеучения и заблуждения человеческие, при всех усилиях ада злобного, не могли ничего сделать с церковью Христовою, не могли, на месте апостольского учения, водворить свое учение. Она поныне остается с учением апостольским, как была с ним при апостолах. Это дело Духа истины.
Дух, иже от Бога, просвещает животворным светом истины и каждую душу, ищущую спасения. Он открывает ей и её собственное положение, и то, где ей искать спасения; наставляет истинному боговедению, показывает, кто таков для нас Господь Иисус и Его благодать. Он даст видеть, как суетны, как пусты все временные блага и как нужно нам только одно – искать небесной отчизны. Не может быть ни одного сомнения в жизни, которого бы Дух истины не разрешил для верующей души, по её молитве, если только это нужно для вечного её спасения.
Чему же учит дух мира?
Когда св. писание хочет сказать о нем, как о чем-то враждебном для нашего спасения, то дает видеть в мире общество людей, которые живут только для времени, а не для вечности. Таким образом дух мира означает правила и образ мыслей людей, которые дорожат только земными интересами, и не думают о жизни за гробом.
После сего понятно, каким может быть наставником дух мира! Если он не отвергает явно бытия Божия, то он так равнодушен к мыслям о Боге, так мало озабочен каким-либо помышлением о Нем, как будто для него нет Бога. Господь Иисус, Его царство, Его благодать – вещи не нужные для света. Если не всегда явно говорят чада: да ямы и пием, утре бо умрем, то дела их говорят то же самое. Они не понимают, как можно жить иначе на земле, если не для земли. Если встречаются им люди, которые считают все земное за пустоту, за ничтожество: они спрашивают: в уме ли эти люди? И произносят такой приговор: это – жалкие люди, мечтатели, изуверы. Заговорите с ними о душе, о суде. Они скажут: об этом – в другое время, – т.е. они любят ложь и не хотят расстаться с ложью. Дух мира на каждом шагу учит их лжи, и они лгут на каждом шагу. Они лгут, когда каются, потому что нет в них искреннего раскаяния. Лгут, обещая исправиться при другом, лучшем, времени, потому что не хотят они исправиться, потому что слишком дорожат суетою мира, потому что удовольствия света, честь, слава, деньги овладели душою их. Они лгут при оценке благ земных, потому что в душе своей дают им цену, какой они не стоят, потому что ставят их выше всего, тогда как они суть только средства к духовному совершенству, притом условные. Они говорят ложь и тогда, как на словах соглашаются с ограниченным значением земных благ, потому что в душе своей говорят о них другое, покланяются им, как идолам. Когда и в чем не лгут они? Они лгут, чтобы забавлять других ложью; лгут, чтобы закрывать от других свои грехи и слабости; лгут, потому что дорожат выгодами лжи, и не высоким значением правды. Целая жизнь их – цепь лжи и обманов; потому что, гоняясь во всю жизнь за благами мечтательными суетными, пустыми, они превращают жизнь в непрерывный ряд обманов, ошибок, грехов преступлений. Истина всегда себе верна, дух мира ветрен, непостоянен, переменчив, до жалкого и смешного. Что считал мир образцом ума и вкуса лет за 30 пред сим: ныне смеется он над образцовым того времени. – Таков дух мира!
Дух, иже от Бога, есть Дух святый, – Дух освятитель. Он очищает душу от грехов; путем скорбей, раскаяния, подвижничества ведет от совершенства к совершенству и восстановляет чистый первозданный образ Божий в человеке. Омыстеся, освятистеся, оправдастеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор.6:1). Любы Божия излияся в сердца наша Духом святым, данным нам (Рим.5:5). Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22). Нельзя сказать, что освящаемые Духом Святым не чувствуют в себе слабостей, не подвергаются ошибкам. Но они остерегаются, они боятся греха, как самой страшной язвы. Если и падают они, но немедленно встают и падения обращают себе в урок, как спасаться от падений. Они не свободны от искушений, пакостник плоти – ангел сатанин деет пакости людям самой высокой духовной жизни (2Кор.12:7). Но они борются с искушениями под защитою Духа освятителя, распинают плоть с её страстями и грешными движениями; с усилием подвизаются войти в царство чистоты и смирения. Они непрестанно стремятся к высшей цели и, забывая о том, какие слабости удалось им победить в себе, какие добрые качества приобрести, помышляют лишь о том, как бы не остаться за дверями чертога Христова.
А чего желает, к чему стремятся дух мира? Он совсем не так взыскателен в отношении к греху и святости. Грубых грехов, грязных пороков и он чуждается; по крайней мере, в глазах людей. О гражданской честности и он заботлив, по крайней мере, столько сколько это нужно для выгод жизни. Но тайные желания гордости, тайные движения похоти, тайные действия страсти к деньгам вовсе не замечаются им, или считаются ни по чем. Об умерщвлении чувств, о самоотречении, о верности в вещах малых, о стремлении к высшему совершенству он знать не хочет. Это, говорит он, дела тех, которые особенно на то призваны, а не наши дела. Как будто не каждый христианин дал клятву при крещении быть последователем Христа распятого; как будто не каждый самым именем христианина обязан любить закон Христов. Наше дело, говорят, приносить пользу в мирском быту. И как же приносят пользу? Хорошо еще, если несут какую-нибудь общественную должность, хотя бы и с грехами против точности в исполнении, против чистоты в намерениях. Иначе же не выставляют ли себя за людей полезных обществу и тогда, как безумною роскошью, нерасчетливым щегольством в нарядах, ежедневными веселостями, легкомысленною тратою времени, сил, средств, расстраивают вместе со своим состоянием состояние многих семей и соблазном жизни губят тысячи душ, за которых висел на кресте Сын Божий? Наше дело приносить пользу в мирском быту? К чему эти слова в устах христианина? Если ты живешь как христианин: ты, без сомнения, везде принесешь пользу обществу. Если же ты, в оправдание уклонения своего от христианского служения Богу, указываешь себе на обязанности в отношении к обществу, то имею право сказать тебе, что ты такой же плохой слуга общества, как и плохой слуга Божий.
Дух, иже от Бога, по слову Спасителя, есть Дух утешитель. Тяжела была участь апостолов. Сколько гонений, сколько несправедливостей, сколько бед надлежало им вытерпеть! И благий Господь их обещает послать им Утешителя верного. Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да будет с вами ввек, Дух истины, его же мир не может прияти (Ин.14:16–17). И Утешитель послан, и Он подкреплял апостолов, в их скорбях и страданиях. Кто из странников земли не имеет нужды в утешении? Со стороны Духа утешителя готово утешение для каждой верующей души, на каждую скорбь её. Он вливает в сердце утешения и надежды, о которых само сердце не в состоянии и подумать. Дух подкрепляет нас в немощах, мы не знаем о чем и как нам должно молиться, но Дух сам ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим.8:26). Как сладки, как живительны те утешения, которые Дух Святый посылает душе верующей, это видим в примере мучеников. Не были ли они покойны, не сияли ли лица их небесною радостью в то самое время, когда тела их терзаемы были железом, или опаляемы огнем?
И дух мира любит ласкать детей своих утешениями. Даже это-то и составляет главную приманку, которою он сманивает людей из ограды Христовой в свои дворы. Утех, веселостей, всего более ожидают от мира. Но каковы эти утешения! Они пусты обманчивы, не верны! Бессмертной души нельзя напоить водою земных удовольствий; эта вода только усиливает жажду в бедной душе. Сами чада мира по временам сознаются в том. Часто во время радостей грызет их скука, во время счастья – волнение или пустота теснят их душу. В грехе искать жизни и сладости – напрасный труд: грех сеет расстройство, болезни, смерть, – и в душе, и в теле, и в семье, и в обществе. Другое свойство мирских удовольствий – изменчивость. Они изменчивы оттого, что состоят в зависимости от случаев и обстоятельств времени, столько переменчивых. Люди, от которых ожидают так многого чада мира, вянут как трава, – ныне богаты и сильны, завтра – в гробу. Оттого бывает в свете, что ныне веселы до забывчивости, завтра рвутся от скорби исступленной.
О! как много надобно нам молиться, чтобы не возобладал нами дух мира! Царю небесный, утешителю Душе истины! Спаси души наша. Аминь.