Слово в день Святаго Духа. 1855 г.
Сии вси бяху терпяше единодушно в молитве и молении (Деян.1:14).
Сошествие Святаго Духа на апостолов – событие чудное по себе и дивное по последствиям для человечества! Св. церковь, в чувствах величия сего события, посвящает нынешний день особому празднованию в честь Духа утешителя.
В сем событии все велико, все достойно изучения. Возьмем особенно то, что может служить к нашему назиданию во спасение. Рассмотрим, как готовились апостолы к принятию Духа Святаго?
Сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении. В таком положении были верные Христовы, по словам св. Луки, тогда, как получили повеление ожидать в Иерусалиме обещания отеческого. Егда же исполнишася дние пятьдесятницы, повествует он же, беша вси апостолы единодушно вкупе (Деян.2:1). По сим словам апостолы, пред сошествием Святаго Духа, во-первых, занимались молитвою, во-вторых занимались молитвою постоянно, в третьих молились единодушно в общем собрании.
Бяху в молитве и молении. К чему, казалось, молиться, когда Дух Святый уже обещан прежде молитвы? К чему, казалось, молиться, когда Господь Иисус не давал приказания апостолам молиться, а только велел быть неотлучно в Иерусалиме и ожидать обетования Отча? Видите, слушатели, молитва – необходимая потребность души нашей. Бог благ. Он не ожидает от нас молитвы, как побуждения Себе для подания помощи. Он благ и по благости, приготовил все нужное нам, без нашей просьбы. Он – всеведущ, знает прежде нашего прошения нужное нам. Молитва нужна нашей душе, а не Богу. Нам необходимо, как можно глубже чувствовать немощи и грехи наши, чтобы тем с одной стороны творить дело правды, с другой – открывать душу для помощи небесной. Нам необходимо отверзать сердце, чтобы принимать дары благости Божией. Молитва есть вдыхание небесного, благодатного воздуха. Она то же для души, что дыхание для телесного организма. Пока в душе есть жизнь, которою назначено ей жить, она не может не молиться. Что есть молитва? Молитва есть устремление души к Богу, есть жажда Бога и Божией воли. К чему же и стремиться душе, как не к Богу? Где её покой, где радость, где свет, где вечная жизнь, как не в Боге? Думаете ли, что сердца наши на своем пути, когда они ищут земного? Думаете ли, что ум наш видит свет, когда смотрит он на суету? Вне Бога – мрак, тоска, погибель. Так необходимо пребывать в молитве, и тогда Отец небесный, по обещанию Сына, даст Духа Святаго просящим у Него (Лк.11:13); тогда жизнь духовная раскроется в том, в ком не началась она, будет возрастать там, где началась, будет достигать полного совершенства в том, в ком получила известный возраст.
Апостолы и ученики Христовы бяху терпяще в молитве, т.е. пребывали в молитве постоянно и неутомимо. В терпении не мало было нужды: день за день проходил, а обещанный Дух не являлся; надобно было ждать и молиться. Апостолы не ослабевали в терпении, не оставляли подвига молитвы, не давали места лености и расслаблению; также усердно молились в десятый день, как и в первый, бяху терпяще. И терпеливая молитва дождалась того, чего ожидала. Такова – истинная молитва! Молитва есть плод надежды на Бога, прилично ли же христианской надежде быть слабою или колеблющеюся? Молитва есть плод любви к Господу, прилично ли же любви христианской в одно время пламенно любить Господа и по любви совершать нелегкие подвиги для Господа, а в другое время так охладевать в любви, что ничего не делать для Господа, даже не молиться? Нет, если и не видим мы в скором времени плодов молитвы нашей; если и долго не видим мы исполнения прошений наших: не будем малодушны, не будем слугами лени. Как нам знать советы Божии о нас? Мы не видим, мы не знаем, что и когда полезно душе нашей, с какими последствиями то или другое придет к нам, но Бог знает и исполняет прошение наше тогда, когда нужно исполнить. Никогда не подает Он детям камня вместо хлеба. Отец небесный для нас же самих, для обучения нас постоянству в добре, для утверждения в нас духа сокрушения и плача о грехах, для наставления смирению и живому признанию немощей наших, может на время откладывать исполнение прошений наших. Потому-то в молитве Господней и указано нам молиться к Отцу небесному: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.
Апостолы и ученики Христовы пребывали в молитве единодушно вкупе. Так повелел им Господь, когда заповедал от Иерусалима не отлучатися. Воля Его о единодушном молении объявлена была апостолам и еще прежде того. Он благоволил раз на всегда сказать: паки аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаста на земли о всякой вещи её же аще просите, т.е. если двое из вас на земли, согласясь между собою, станут просить о чем-либо: будет има от Отца моего, иже на небесех. Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18:19–20). Видите, слушатели, как важно собрание общества на молитву! Там, где собраны многие во имя Господа Иисуса, там, несомненно, пребывает сам Господь. Как же надобно дорожить молитвою церкви! Какое лишение для души, какая потеря для вечности, когда по лености, по самочинию, по нерассудительности духовной не приходят на церковную молитву! Как много помощи может подавать нам молитва церкви! Брат мой! не будем так неразумны от гордости своей, чтобы не сознаваться, что моя и твоя молитва многого не имеет, что должна бы иметь, и по многим причинам не заслуживает благоволительного внимания неба. А при живом сознании недостатков молитвы нашей, как нам не желать учиться достойной молитве из примера братий наших? Как не спешить учиться истинной молитве из наставлений опытных молитвенников, предложивших образцы и образ молитвы в церкви Христовой? Моя и твоя молитва скудна, малоценна, но положим лепту нашу в сокровищницу молитвы целой церкви; и на нашу долю, вместе с прочими, достанется бесценный дар благодати; наша слабая молитва, подкрепленная силою общей молитвы, получить то, чего не получила бы сама по себе. Сила общественной молитвы церковной – сила изумительная! Вспомните, что произвела она в собрании верующих при апостолах? И помолившимся им подвижеся место, идеже бяху собрани и исполнишася вси Духа свята и глаголаху слово Божие с дерзновением (Деян.4:31). Видите, сила общественной молитвы потрясла здание, где молились, низвела на молящихся новые дары Духа Святаго, облекла их смелостью для проповеди вселенской. В другое время апостола Петра стерегли в темнице. Молитва же бе прилета бываемая от церкви к Богу о нем. Ночью, по прошествии которой Ирод хотел вывести Петра для суда и осуждения, Петр спал между двумя воинами, окованный двумя цепями, и стражи стерегли у дверей темницу. Опасность была, как видите, крайняя; спастись не было возможности, да и Петр спал беззаботно. И, однако, что оказалось? Се ангел Господень предста. Он разбудил Петра, повел и провел его сквозь двойную стражу, железные двери отворились сами собою, как спали и оковы, и Петр оказался на свободе. Как же Петр, не молясь сам, спасся от стольких опасностей? Его спасла молитва церкви: молитва бе прилежна бываемая от церкви к Богу о нем; прилежная молитва церкви, без ведома и старания Петра, спасла Петра от темницы и смерти (Деян.12:1–9). Вот что может совершать общественная молитва церкви! Вы знаете, братия, что церковь доныне молится в своих молитвах за труждающуюся братию, за страждущих и заключенных в темнице. И будьте уверены, что эта молитва не остается без действия: более или менее явственно, заметно или незаметно, молитва церкви совершает свое дело над нами. Господь верен в своем слове: ту есмь посреде их, сказал Он, и исполняет свое слово. Только будьте внимательны к смыслу церковной молитвы: церковь молится за отшедших по благословной вине, т.е. за тех, которые не бывают в храме по законной причине; и следовательно, не имеет в виду тех, которые не бывают в храме по беззаконным причинам.
Будем следовать наставлению, преподанному нам примером апостолов и учеников Христовых. И благодать Духа Святаго будет посещать наши немощи. Аминь.