Слово в день Св. Троицы. О грехе осуждения пастырей церкви

Слово в день Св. Троицы. О грехе осуждения пастырей церкви

                                                                 Слово в день Св. Троицы. О грехе осуждения пастырей церкви


В пятидесятый день после воскресения Господа апостолы собрались в горнице Сионовой в Иерусалиме, и здесь ожидали сошествия Св. Духа, обещанного им Самим Спасителем. Часов в 10 утра сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Поколебался до основания весь дом, в котором находились апостолы, как бы от землетрясения, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них. Исполнились апостолы Духа Св. и начали говорить на иных языках, дотоле им неведомых, как Дух давал им провещевать. Почувствовали апостолы себя как бы вновь рожденными, вера горячая, как пламень, запылала в их сердцах. Способности ума и сердца их получили новое возвышенное развитие, и они, не учась, начали говорить разными наречиями, внушенными им Св. Духом. Сердца их ощутили мужество смело проповедовать Евангелие всему миру; прежняя недавняя робость исчезла. Безмолвно внимали несметные толпы Иудейского племени дивным их речам, дивились им более, нежели тем чудным и грозным явлениям, которые привлекали их сюда. Дивились, потому что каждый народ слышал из уст апостолов свою родную речь, от этих грубых Галилеянин, одно имя которых возбудило презрение к ним. Что это значит? Не се ли все Галилеяне, и, как мы слышим кийждо свой язык наш в нем же родихомся, слышим глаголющих их нашими языками величия Божия. Ужасахуся же все и недоумевахуся, друг ко другу глаголюще, что убо хощет сие быти? Проповедь апостолов была настолько завлекательна, что слушатели ее умилились сердцем, и, любезно прияша слово апостолов, крестишася и приложишися в день той душ яко три тысячи. Некоторые же насмехались над апостолами, уверяли других, что апостолы пьяны, вином исполнены суть. Легкомысленные, ветреные люди рады посмеяться над другими, не разбирая порочный ли человек подпал их посмеянию или же благочестивый, и, таким образом, первая дивная евангельская проповедь апостолов была встречена многими из народа язвительной насмешкой и гнусной клеветой.

Какую клевету привелось испытать на себе Св. апостолам, такую же нередко доводится испытывать и последователям их, пастырям церкви. В настоящее время принято осуждать других, перетолковывать и благонамеренные поступки в дурную сторону, особенно, если речь и дело касаются пастырей Церкви.

За что же некоторые не любят пастырей церкви, за что порицают? Порицают в настоящее время первее всего епископов за то, что они не удовлетворяют просьб прихожан об определении им излюбленных ими кандидатов священства. Это бывает и в сёлах, и городах, в последних весьма нередко. Являются непризнанные ходатаи пред епископом, которому заявляют, что они желают иметь у себя такого-то священника, хорошо известного им и симпатичного. Но в дело избрания лиц для устроения царства Божия на земле ни Христос, ни апостолы не руководствовались требованием и желанием народной толпы, но избирали их и посылали на дела служения по своему личному усмотрению, как лиц достойных, испытанных и благонамеренных, опытных в делах веры и учении. С тех пор, избрание и определение священнослужителей на места, зависит исключительно от архиерея и народной толпе, постановлениями церкви, в это дело вмешиваться не позволительно.

Порицают иереев Божиих – служителей алтаря Господня, молитвенников за народ Божий. И для того, чтобы изощрить над ними все свое остроумие, излить всю свою желчь негодования, верующий во Христа старается подметить все черты его характера и жизни. Он проникает в домашнюю жизнь его, сверяется у прислуги, чем и как занимается отец духовный, что ест, что пьет, в чем и как проявляются его слабости и немощи, даже проникает в его духовную нравственно-религиозную жизнь. Обращают внимание даже на внешность, на черты лица, телосложение, выговор, походку, одежду, на действия его при Богослужении, на произношение молитв и возгласов, на его обращение с посторонними лицами, и все это исполняется с усердием и старанием, достойным лучшего дела. И все это делается для того, чтобы замеченные недостатки могли служить для осуждения иерея Божия, для насмешек над ним и злословия. Если нельзя за пастырем стада Христова найти что-либо предосудительное, то оно выдумывается, является клевета, и она распространяется как истина. Сказал пастырь своему пасомому правдивое, но неприятное слово обличения за недобрую жизнь и поведение, слово увещания, назидания, наставления, вразумления – и клевета готова. Возлюбившим злое тяжел закон Божий, противны им требования веры, несносны поэтому и проповедники истины. Такие пастыри, добросовестно исполняющие свой долг, считаются у людей мира сего за людей беспокойных, которых гнать и теснить следует всеми силами, целой массой народа, прихода, как это было против Христа и апостолов, которых во что бы то ни стало надо заставить молчать. Начинаются жалобы, неосновательные доносы начальству с целью удалить из прихода нежеланного беспокойного пастыря. И какие только клеветы, какое злоречие не падает на голову иногда пастыря вполне достойного, примерного, исполнительного, ни в чем не повинного. Выдумывают на него нередко ни с чем не сообразное, невозможное, нелепое, представляют такие факты, которых он никогда не совершал, такие грехи, пороки и преступления, о которых он не помышлял, клевещут против совести своей. Такие явления в нашем поведении по отношению к ближнему и пастырю церкви не указывают ли нам на отсутствие в нас любви к осуждаемому, которого мы по заповеди Божией должны бы любить как самих себя, и желать, и делать ему только то, что желаем и что делаем самим себе, не говорит ли о жестокосердии, убивающем всякую снисходительность к поступкам своего пастыря, не свидетельствует ли о ложном сознании своей праведности, о ненависти, памятозлобии, желании мщения ему. Обыкновенно в этих случаях ненавистник пастыря оправдывает себя невозможностью укротить свое сердце, требующее по своей греховной немощи и испорченности мщения своему врагу; он думает, что это мщение требуется справедливостью. Но желание мести есть желание дьявольское. Только один злой демон никому не желает добра. Чувство мщения есть чувство самое несправедливое, движимое нашим самолюбием, явившимся в нашем сердце вследствие греха, и возбуждаемое в нам злым демоном. Оно противно Богу, ибо Бог есть любовь, повелевающая восходить солнцу на злых и добрых. Оно противно и ближнему, ибо говорится в слове Божием: любите врагов ваших.

Возлюбленные! Право судить другого, а тем более пастыря, никому не предоставлено. Никто не может понять и по достоинству оценить его духовно-нравственную и религиозную жизнь, особенно при враждебном настроении против него. Она недоступна для постоянного взора и не может подлежать постороннему наблюдению. Мы видим внешние деяния ближнего, но не знаем тех внутренних, душевных движений и побуждений, в силу которых совершаются они. Если так, то оценка внешних действий нашего ближнего, помимо внутренней стороны их, никогда не может считаться непогрешимой, ибо зависит от личных понятий, взглядов, убеждений, часто неправильных, уродливых, и от того или иного внутреннего настроения оценивающего. Что в человеке может знать только сам человек и Господь Всеведущий.

Осуждающий присваивает себе то, что принадлежит Богу. Судить – дело Божие. Кто ты, судяй чужого раба? Пред своим Господом он стоит или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим.14:4). Зачем предвосхищаешь то, что принадлежит Богу? Осуждающие других сами подлежат суду Божию, потому что, при всем своем видимом благополучии, они не свободны от греха. А кто достоин стать на святом месте и быть проводником благодати Божией и глаголов Божиих? Кто достоин быть иереем Божиим, пастырем словесного стада Христова? Конечно, никто. Поэтому не других вам осуждать должно, а самих себя, и умолять праведного Судью о прощении и помиловании в грехах своих.

Осуждающий оскорбляет и срамит честь и доброе имя своего ближнего. Это бесчестие падает иногда на целое семейство и переходит от отца к сыну. Доброе имя весьма дорого каждому человеку. Оно дороже богатства, по словам писания. Ап. Павел говорил: «Лучше мне умереть, чем иметь уничтоженным доброе имя». Поэтому-то Иисус Христос не молчал, когда фарисеи поносили его доброе имя. Злоязычный – мерзость для людей, говорит слово Божие, наушник и злоязычный да будут прокляты (Сир.28:15). Вот, как говорит Господь об осуждающих брата своего и иерея Божия. Может ли быть что-либо ниже и недостойнее человека, честного и доброго христианина, как пересуждать своего собрата и пастыря духовного, говорить о нем дурное, рассказывать за достоверное то, чего сам совершенно не знает и чего в действительности совершенно не было. Цель при этом – позорное и греховное удовольствие сделать ему и пастырю стада Христова одно зло, запятнать его имя, унизить его труды, отравить все действия, в корне подорвать и убить все благие начинания, извратить добродетель, представить ее в таком мрачном виде, что она явится не добродетелью, а пороком. Недаром псалмопевец сравнивает уста злоязычных с открытым гробом, исполненным тления и гнили (Псал.5:10). Если творишь добрые дела, скажут, из тщеславия; твердо стоишь или за дело Божие, или за дело ближнего, или за свое собственное – прослывешь тяжелым и упрямым. Если бегаешь мира, любишь уединение – явишься ненавистником. Если терпеливо, с христианским смирением, переносишь обиды от других – объявят нечувствительным и не умеющим поддержать свое достоинство. Язык судящего и клевещущего – это червь, который точит здоровый плод и производит на нем пятна. Клеветники подобны свиньям, которые всегда ищут грязи, чтобы валяться в ней; так и они постоянно ищут дурного в жизни своего пастыря и ближнего, чтобы валяться в этом дурном. Они подобны псам, которые всегда готовы лаять и кусать; так и они жалуются на всех и гложут человеческие сердца. Они подобны змеям, которые исподтишка вонзают свое смертоносное жало в тело человека; так и они заочно оговаривают, клевещут и осуждают ближних. Яд ехидны – язык их, говорит слово Божие. Где же ваша добросовестность, где ваша честь, которыми вы постоянно хвалитесь пред всеми и каждым? Господь наш Иисус Христос, указывая на злобное сердце как источник клеветы, сравнивает ее с самыми тяжкими злодеяниями – убийством и грабительством. И действительно, разве клеветник лучше убийцы и грабителя? Убийца посягает на телесную жизнь человека, а клеветник старается погубить во мнении общества его духовно-нравственную жизнь. Вор похищает наше имущество, а клеветник крадет, ворует наше дорогое сокровище – наше доброе имя, нашу честь. Злодей и убийца даже иногда великодушнее клеветника. История указывает примеры, что почтенная седина, священный сан, материнская любовь, беззащитное детство вызывали чувство сострадания в сердцах злодеев и склоняли их к пощаде, отвращая от злодеяния. Клевета же не щадит никого, ни пред чем не останавливается, чувство жалости и сострадания ей недоступно; она не пощадила и Сына Божия. И, что всего прискорбнее, нет средств спастись от нее. От убийцы и грабителя можно скрыться, приняв известную предосторожность, от нападения их можно защищаться. А кто или что защитит нас от клеветы; кто из нас не подвергался ей; она злее и хитрее грабителя и убийцы. Самые осторожные, безупречные в своей жизни люди и пастыри, не защищены от злого языка клеветников, напротив, он как бы нарочито направляется против тех лиц, которые своей честной жизнью служат живым укором их бесстыдной и бессильной злобы.

Осуждают и клевещут большей частью тогда на ближнего и пастырей церкви, когда сами не видят проступков за человеком, а слышат от других, третьих и далее. А, между тем, слух выдают за правду, и губят таким способом человека, о котором лгут, которого осуждают и злословят. Виноваты тут не только те, которые слух распространяют, а и те, которые слушают и верят рассказываемому. Пред Богом виновны и последние. В слове Божием говорится: бойся Бога, сыне, и бесед злоречивых не приобщайся (Прит.24:21), ибо чрез это выражается одобрение злоязычному, вызывающее в злословящем речь смелую, язвительную, ядовитую. Молчаливое отношение к нему равносильно укрывательству украденного, которое складывается у безмолвно ему сочувствующего. А как опасен такой суд, видно из примера Иосифа, которого оклеветала жена Пентефрия пред своим мужем. Этот поверил своей жене на слово и заключил неповинного юношу в темницу. Если такие люди ошибались, доверяя слухам, молве людской, то тем более можем ошибаться мы, когда, не убедившись своими глазами, по одному слуху будем осуждать ближних. Поэтому не торопись осуждать ближнего и своего пастыря, если о нем слышишь худое. Лично убедись, приди и виждь, тогда и верь. Сам Господь, по свидетельству писания, когда услышал о всяких грехах Содомлян, сказал: вопль содомский и гоморский умножился ко Мне: и грехи их велицы зело: сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершается (Быт.18:20–21). О Назарете было мнение, что из него не может быть ничего хорошего, а в нем, как известно, жило святое семейство с сыном Божиим. Так и человек, о котором ты слышишь худую молву, может быть и велик в очах Божьих. Не суди никого по своему мнению, прежде чем наверняка не узнаешь, так ли было дело, говорит Златоуст, и не спеши обвинять, но подражай самому Богу, который говорит: «Сошед узрю».

Скажешь, может быть, жизнь пастырей не соответствует их сану, а поэтому они достойны осуждения. Но пастыри такие же люди, как и все: они грешные и недостойные рабы, облеченные в ту же плоть, как и все люди, с такими же немощами и слабостями, и не по личным заслугам, а по туне подаваемой благодати Св. Духа сподобившиеся высшей степени священства. Скажешь, что он должен быть лучше меня? Так. Но чем же он хуже тебя. По образованию – неизмеримо выше, по нравственности не можешь быть ему равным. Труда, опасности, скорбей, забот у него всегда более, нежели у тебя. Он каждый день служит тебе, предлагает чтение свящ. писания, слово назидания, для тебя украшает храм Божий, за тебя молится и ходатайствует пред Богом, тебя и твоих детей воспитывает, обучает, спасает. И хороший пастырь не от себя даст тебе великие блага. И праведный пастырь не принесет тебе никакой пользы, если ты сам неверующий и порочный. И нечестивый пастырь не повредит тебе, если ты христианин добрый, благочестивый и верующий. Дары Божии зависят от благодати, их же совершает Бог, священник же производит только видимые действия. Священник, скажешь, не помогает бедным и нехорошо управляет паствой. Но и то и другое, тебе неизвестно. Дела пастыря ведают Бог и люди, на то поставленные, понимающие их и могущие дать им надлежащую цену. А ты что знаешь и понимаешь в этом святом его деле? Своей жизни не можешь устроить как должно, блещешь, по преимуществу, нравственными пороками и недостатками, берешься за управление церковными делами и за суд лица, который выше и лучше тебя, по крайней мере, пред Богом. Знай свою меру и свой чин. Ты – овца. Как же смеешь судить своего пастыря, от тебя независимого и ведению твоему не порученного? Священство бо есть всех благ в человецех верх, на неже аще кто восстанет, не человека бесчестит, но Бога, Христа Иисуса. Священник Ангел Господень есть. Аще не радиши о нем, не о нем не радиши, но о рукоположившем его Боге. Кто вооружается против священников, не слушает их, тот безбожен и злочестив, и отметается Христа. Иде же бо иереи не входят, т. е. куда их не принимают и не желают с ними молитвы совершать, оттоль Бог отступает. Слушая вас, Меня слушает, а отвергающийся вас, Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается пославшего Меня. И наказывает Господь осуждающих пастырей и клевещущих на них. Мариам, сестра Моисея, покрылась зловонными коростами за одно неодобрительное слово, сказанное против пророка, брата своего. Вефильские дети, надругавшиеся над слугой Божиим Елисеем при встрече с ним, растерзаны были медведицей. И ныне Господь видимо карает тех, которые клевещут и хулят пастырей, унижают их сан, достоинство и доброе имя. Следует только осмотреться, и примеры явятся пред глазами.

Христианин право верующий! Не суди ближнего и не клевещи на пастыря. Неосуждение – без труда есть спасение; это такая добродетель, за которую Господь обещает прощение всех грехов и примирение с Собой, избавление от суда и вечных мук. Слушайся наставлений своего пастыря, повинуйся и покоряйся ему, и молись за него, ибо он неустанно печется о душе твоей, как обязанный дать отчет пред Богом за нее и делать для него спасение. Сугубые части да сподобятся у вас пастыри, правящие у вас слово Божие, научающие вас, обличающие в ваших недостатках, умоляющие и запрещающие, пишет ап. Павел, а не осуждения, злословия, преследования, клеветы и гонения за его дело и от вас. Господь нашими руками поделывает ваше спасение, а потому благоговейте пред делом рук наших, как пред делом Божиим. Судья пастырям – Сам Господь и поставленные от него для разбора Его дел особые правоспособные и здравомыслящие лица, а не ты. Почитай их как избранников Божьих; всей душой благоговей Господеви и иереи Его чти, говорит слово Божие (Сир.7:31). Почитай их за то, что они возродили тебя в благодатную, духовную жизнь, снимают с тебя греховное бремя, ходатайствуют пред Богом о прощении согрешений твоих и приносят Богу бескровную жертву, чтобы приклонить Его на милость к тебе и умершим твоим братьям.

Священник Н. Любимов., Типография бр. Сысоевых, Панская ул., свой дом, 1901.


Наверх