Проповеди на праздники:


Слово в день столетнего Юбилея Отечественной войны 1812 года.

Не нам, нe нам, а имени Твоему (надпись на медали в память 1812 г.)

Возлюбленные братия и сестры!

Сегодня во всех городах и селениях обширного нашего Отечества радостно бьются сердца всех, горячо любящих свою Матерь-Родину, свою Русскую землю. Вместе с торжественным победным колокольным звоном несутся из миллионов сердец благодарные молитвы к Престолу Царя вселенной. Ликует Русь православная, и славят Бога, Благодателя своего, все православные русские люди от царя до простолюдина. И мы, братие и сестры, собрались в сем святом храме молитвенно возблагодарить вместе со всею Россией Господа за Его величайшие милости, явленные сто лет тому назад нашей дорогой Родине. С давних времен, да и после до наших дней, Отечество наше не испытывало такой тяжкой годины, такого всенародного бедствия, как сто лет тому назад, в 1812 году. На Россию двинулась более чем полумиллионная армия «двадесяти язык» - двадцати западноевропейских народностей под предводительством Наполеона Бонапарта, человека изумительной силы воли и поразительной удачливости. В сегодняшний великий исторический день столетие назад происходила знаменитая Бородинская битва. Шла напряженная борьба народов, какой, может быть, никогда еще вселенная не видала, борьба за жизнь и спасение России. На полях Бородинских, без сомнения, решилась участь нашего Отечества и наша с вами, братие и сестры. Смерть здесь свирепствовала со страшной силой, «немногие вернулись с поля»... но она свирепствовала только над телами, а не над русскими душами. Дух жизни победил. Каждая смерть рождала жизнь. Кажется, мертвые тела павших героев русских и те говорили: «мы победили, Россия спасена» ...

Да, если Россия наша не переживала другого такого страшного всенародного бедствия, как в 12-м году, то она и не одерживала никогда такой славной победы, как в Отечественную войну. Година испытаний - година славы. Здесь, на полях Бородина, была одержана величайшая моральная, нравственная победа. Сам Наполеон засвидетельствовал об этом: «Русские на Бородинском поле, говорил он, показали себя непобедимыми». Русские ожили, воскресли духом, а армия «двадесяти язык» после Бородина упала духом. Малочисленная армия русская выдержала натиск сильнейшего, гордого и ослепленного победами врага. Мог ли думать враг, что русский народ - эти варвары, как их именовали западноевропейцы, противостанут им, и с таким упорством и успехом? Разве мог представить это гордый Наполеон, перед которым европейские народы беспрекословно склоняли знамена свои, открывали городские ворота? Его самонадеянность и самовластие не знали пределов.

Великого, непобедимого сверг с высоты величия русский народ. Сломилась непомерная гордость этого апокалипсического аполлиона (Откр. 9, 11), губившего миллионы человечества ради личной химеры всемирного владычества. Почти вся нечестивая, воспитанная на началах безбожной французской революции армия, считавшая Наполеона за бога, погибла в холодных равнинах России и погребена в могилах снежных сугробов Русской земли.

Если раскрыть, братие, книгу истории 12-го года и перелистать несколько страничек этой кровавой эпопеи Русского государства, то можно вполне согласиться с теми простолюдинами русскими, которые готовы были считать Наполеона антихристом, а его солдат нехристями, басурманами. Ужасающие верующего человека картины поругания веры, осквернения храмов Божиих, издевательства над священниками, монахами, женщинами, страшные кощунства были обычными делами безбожной наполеоновской армии. Сам он, как дитя революции, явился как бы посланником сатаны, бесчеловечным, ибо на солдат своих смотрел как на пушечное мясо, приказывал покидаемых на поле брани раненых солдат отравлять. На полях Бородина безбожные, антихристианские идеи и их носители, безрассудно мечтавшие ниспровергнуть в России престол единодержавия и алтари христианские, затмить светлый лик Христа Сына Божия, встретили камень преткновения, камень веры в Бога и упования только на Него, единого Всесильного Спасителя, - и преткнулись. Русские православные люди - все, от царя до простого солдата, от вельможи до простолюдина, жили верою, что в Боге спасение... и слава (Пс. 61, 8), что «не в силе Бог, а в правде». С горячею верою в Бога, Который «Один владеет царствами человеческими и дает их тем, кому желает», они встретили нашествие «двадесяти языков» - и не поколебались.

Высокий подъем народного духа, та мощь духовная, которая скрывается часто под скромною одеждою русского простолюдина, вместе с непоколебимой верою в Бога, надеждою на Его всесильную помощь, на теплое заступничество Матери Божией и русских угодников Божиих, поборавших всегда за Русскую землю в критические моменты истории, - вот что стало камнем претыкания для дерзкого врага, считавшего себя дотоле непобедимым.

Вспомним, какими словами наш царь Александр Благословенный воодушевлял воинов перед битвой: «Воины, вы защищаете веру, Отечество, свободу. На зачинающего Бог». Обращаясь ко всему народу русскому, он же взывал: «Народ Русский, ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров. Соединитесь все со крестом в сердце и оружием в руках, и никакие силы человеческие вас не одолеют».

Слышите, братие  и сестры,  какая  в этих словах  царя звучит  вера в победу над врагом, начавшим войну неправедную, ради честолюбивых замыслов всемирного владычества! На зачинающего Бог - верил Русский царь, а с ним и весь русский народ. Никакие человеческие силы не одолеют тех, кто защищает правду с крестом в сердце, то есть с верою в Бога и надеждою на Его помощь. Так верили русские люди с царем своим Александром Благословенным, и не ошиблись. Все единодушно отвечали они на его призыв спасать Родину: «Веди нас, отец наш, - умрем или победим! Все, что имеем, отдаем тебе, готовы жертвовать жизнью и имуществом...»

Монастыри, духовенство, чиновники, студенты, люди всякого звания и состояния несли свои лепты или шли в ратники ополчения. Мордва, башкиры, черемисы, мещеряки, жители с берегов Ледовитого океана, Оби, Енисея, Амура - все двинулись на врага. Даже отдаленные якуты, и те стали молиться за Русского царя. Все сословия слились с верховной властью и армией в одном чувстве - порыве спасти свою дорогую Родину, не уступить ни в чем пришельцу, внесшему огонь и меч в мирную жизнь городов и сел России. Война 12-го года была действительно народная, священная, война за веру, Отечество и свободу.

Сколько полегло на полях Бородинских своими костьми неизвестных нам героев и богатырей русских! Вечная им память в Царствии Небесном! Вчера мы молились об упокоении их. Спасая Родину­ Матерь нашу, спасая веру православную и свободу духовную, русские герои, богатыри духа, положили души свои за Отечество и за нас. Они пролили кровь свою, чтобы нам, потомкам их, спасти жизнь, обеспечить свободу. Они умерли, чтобы дать возможность нам не под чужим игом, не в чужом ярме трудиться, а самостоятельно, самобытным путем развивать культурный русский гений, осуществлять на земле идею Царства Божия.

Славный, великий исторический день Бородина!

Чем же мы достойно можем ознаменовать этот великий день спасения России?

Прежде всего мы должны оживить в себе те твердые, могучие начала и устои христианские, кои обеспечили нашим прадедам славную победу над врагом, втрое сильнейшим по численности и воодушевленным постоянными победами.

В Боге спасение... и слава, Бог нам, прибежище и сила (Пс. 61, 8; 45, 2) - вот первый устой жизни для русского человека. Это первый камень, и самый устойчивый, в фундаменте русской жизни общественной и государственной.

Со крестом в сердце - вот второй устой всякой успешной деятельности и счастья. Краеугольный камень Русского государства- Христос Бог. Вера в Бога Спасителя и Промыслителя царств и народов,  вера в силу Божию, как необходимую помощь слабым силам человеческим, вера в постоянное предстательство за Русскую землю  Матери Божией и угодников Божиих, просиявших в нашей  Русской  земле, - вот сила внутренняя, которая дает устойчивость и жизненность народу нашему. С потерей веры как внутренней силы народ теряет всегда и внешнюю силу, ослабевает и исчезает бесследно в океане времен.

Сколько их было, народов могущественных и сильных, страшных и славных, но все они исчезли в потоке времен. Слава их с шумом прошла (Пс. 9, 7). Только история сохранила их имена для вразумления будущих потомков.

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113, 9). Такими словами охарактеризовал Русский царь Александр Благословенный вместе с своим народом результаты народной войны славного 12-го года. Эти слова были выбиты на медали в память Отечественной войны.

Поистине, здесь сказалось великое христианское смирение царя, доблестных сподвижников его и всего народа русского, его  истинный взгляд на победу, его вера в Божию силу и помощь. Всю славу русского оружия, честь русского гения, всю силу духа народного - все народ-богоносец отдал Единому Спасителю нашему Богу. Не нам, говорили герои русские 12-го года, не нам слава и честь, а имени  Твоему, Господи. Тебе подобает всякая слава, честь и держава.

Пока мы, братие, русские граждане великого Отечества нашего, будем хранить эти священные заветы славных предков наших - богатырей и героев русских, доколе будем беречь веру православную, от Христа и апостолов преданную, пока будем любить Родину свою, как дорогую Мать свою, доколе будем верить в Христа Бога и носить Его святой крест не на груди только, но и в сердце своем, пока будем любить беззаветно царя самодержавного как отца Отечества до готовности положить души свои - до тех пор мы будем сильны, могучи, славны. Гений русский будет развиваться с могучей силою, расцветет жизнь общественная и государственная. Никакие силы человеческие, вражеские нас не одолеют. Мы должны помнить свое великое мировое призвание быть светом среди других народов как хранители веры Христовой на земле и христианских, евангельских начал жизни.

С нами Бог - разумейте, народы, и покоряйтеся Ему, царю вселенной, Единому Премудрому Богу, Спасителю и Промыслителю, Судии и Мздовоздаятелю, Отцу милосердия и щедрот! С нами Бог - покоряйтеся, языцы, и нам, верующим в Него и уповающим на Него!

Если с нами Бог, то будем всю честь и славу нашей деятельности в личной, общественной и государственной жизни воздавать Богу. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему да будет честь и слава во веки веков! Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх