Проповеди на праздники:


Слово в день сошествия Святаго Духа. 1848 г.

Духа не угашайте (1Сол.5:19).

Все – все от Тебя, сладчайший Спаситель наш! Все соделано, все даровано для грешных человеков беспредельною любовью Твоею, о Иисусе! Во образе Божии сый, Ты, смирил Себя до уничиженного образа сына человеческого, послушлив был до смерти крестные единственно для человека. Бесценная кровь Сына Божия пролита на крестном алтаре за нас, преступные чада Адамовы, – за нас, которых грехи подвергали вечному, грозному суду, пред судом беспредельной правды Божией. Но и того было мало. Пророк Божий, вдали веков, зрел дела любви беспредельной, и от лица любви вещал обетование: излию на дом Давидов и на живущие во Иерусалиме дух благодати и щедрот, и возрят на Нь, Его же прободоша (Зах.12:10). Так надлежало быть и тому, чтобы в прободенном, Распятом на кресте за грешников, зрели источник, льющий воды благодати на тех же грешников. Надлежало быть и тому, чтобы видели, как любовь Его, готового на позорную смерть за всех, не ограничивается и величием искупительной любви Своей, но хочет еще более сделать для людей; вам глаголю: уне есть вам, да Аз иду, аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам (Ин.16:7). И утешитель послан. Нужно ли говорить, в каком величии низошла благодать сего Утешителя на апостолов? какие чудные действия произвела она чрез апостолов в мире? Или лучше, изобразит ли немощное слово человеческое силу и славу сего Утешителя? Чувствует и ведает душа христианская, как Утешитель, ниспосланный Иисусом, доселе действует в мире, доселе являет силу свою душам христианским. Исполняйтеся Духом (Еф.5:18). Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим.8:9); так писал апостол. И ваше благочестие, братия, собравшее вас в молитвенные храм, в день торжественного явления Духа благодати, показывает и вашу благодарную, благоговейную память о том необычайном явлении Духа Утешителя, и ваше смиренное чаяние некоего утешения от того же Духа Утешителя. Чаяние, достойное христианина, надежда не ложная, так как верен Он, обещавший Духа Утешителя, так как близок Утешитель – Дух истины, иже везде сый и вся исполняй. Но тем более нужно внимания к самим себе. Чающие Духа Утешителя! да позволено будет думать, что нам известно, какие святые расположения нужны для готовящихся принять Духа Утешителя. Самый храм сей, изображающий ныне молитвенную сионскую горницу святых апостолов, напоминает нам о тех расположениях, с какими готовились к принятию Утешителя в сионской горнице, и какие, без сомнения, необходимы и для нас. Обратимся же к другому предостережению, – к предостережению для приемлющих дух благодати, которое предлагал в свое время апостол: Духа не угашайте. И во всякое время, тем более теперь, необходимо помнить и размышлять о смысле сего святого предостережения.

Огня приидох воврещи на землю, – и как бы я хотел, чтобы он уже возгорелся (Лк.12:49), так говорит Спаситель о том, чему надлежало произойти с нисшествием Духа Утешителя на верующих. И видимое знамение, в каком в первый раз явился сей Утешитель над апостолами, было явление огненных языков. То и другое показывало и показывает умам, презирающим духовное сквозь вещественное, что действие Духа Утешителя, совершающееся в душах верующих, заключает в себе нечто сходное с действием огня, подобно огню, просвещает ум светом истины, подобно огню, воспламеняет душу любовью к истине и святости; все силы духа, как говорит еще пророк разваряет и очищает, яко сребро и злато, и преливает в чистый образ Божий (Мал.3:3). Сие-то имел в виду апостол, когда убеждал: Духа не угашайте. Апостол как бы так выражал любвеобильную мольбу свою к нам: не гасите в себе того священного, божественного огня, который вожжен в вашем духе силою Духа Божия.

Но что значим мы, божественный апостол, против действий того божественного Духа, который, везде сый, разделяет дары свои коемуждо якоже хощет (1Кор.12:11). Разве можем мы, немощные и бренные, противостоять и даже, как ты даешь уразумевать, полагать препятствия силе и обширности действий Духа всевластного?

Если апостол сказал: Духа не угашайте; то, конечно, нет места сомнению, что мы можем угашать дух, хотя сей дух и есть действие в нас Духа всемощного и всевластного. Отчего ж это так? Это от того, что Тот же всемогущий и всевластный даровал нам и свободу – самое лучшее украшение духа нашего, – свободу, при которой в нашей воле состоит пользоваться средствами ко спасению, стремиться ко спасению, или приготовлять погибель; Он даровал нам свободу при самом создании нас, и не отъемлет при воссоздании благодатном. Власть Его безгранична в пределах и за пределами свободы ограниченной. И кто назначить пределы беспредельной силе Твоей, Господи, которой благоугодно было, да наслаждаются создания жизнью Твоею, заключившею себя в пределы созданного? Кто назначит границы проявлениям неограниченной благости Твоей, каковы явления животворящего Духа утешителя, который, идеже хощет, дышит, возсозидая расстроенную грехом духовную природу нашу? Нет, в настоящем случае нам остается заботиться не о правах Всевластного, а о самих себе. После того, как дано нам все, что могло быть дано беспредельною благостью; после того, как еще в купели крещения дарован нам дух благодати, и тот же дух готов сам по себе умножать в нас дары Свои, нам остается выбирать одно из двух, – или пользоваться дарами животворящего Духа, или пренебрегать ими к своей погибели. Блюдите убо, како опасно ходите, не яко же не мудри, но яко же премудри, искупующе время яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия (Еф.5:15–17). Так, не будем поблажать своей лености и без того в нас сильной, не станем усыплять себя тщетными мыслями, что будто благодать соделает все в нас и без нас самих, что будто нет для нас опасностей при данной нам благодати. Нет, на всех степенях своей силы благодать действует в нас совокупно с нашей свободою. Она и подается нам под условием нашей веры, и укрепляется в нас под условием подвигов живой веры.

То, что писал апостол возлюбленному ученику своему, епископу Тимофею, скорее всего объяснит объясняемые нами слова апостола. Воспоминаю тебе, писал апостол, возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею (2Тим.1:6). Вот здесь говорится о возгревании дара Божия – а мы хотим объяснить себе слова о погашении дара. Дар, низведенный на епископа рукою апостольскою, конечно, означает дар благодати священства, заключающий в себе сугубый дар: дар учения, и дар священнодействия. Почему предписывается возгревать дар учения, это понятно; равно понятно и то, как он может быть возгреваем. Но дар священнодействия, по-видимому, действует совершенно безусловно. К чему же и как возгревать в себе сей дар? Действительно, дар священнодействия действует безусловно, в том смысле, что недостоинство освященного лица не препятствует совершаемым рукою его тайнам быть тайнами; то, чему назначено совершаться, совершается во всяком случае. Но нельзя отказаться и от той мысли, что если бы благодать священства соединились с благодатью святой воли, если бы к одному дару присовокуплены были еще другие дары благодати, приобретенные подвигами живой веры, то естественно, что и благодать священства будет с вящшею силою действовать, как на тех, которые присутствуют при тайне, так и в самом совершителе тайны. Далеко ли нам, братия, идти за примером? В памяти нашей божественное священнодействие угодника Божия Сергия, сопровождавшееся и видимом нисхождением огня Божия, и видимым предстоянием ангела Божия. Вот что означал в нем дар служения благодати, возгретый подвигами сердечной, пламенной любви его к Господу! Огнь тайны, соединяясь с огнем облагодатствованной любви, проник самую грубую вещественность. Поймем же отселе, что, удостоиваемые дары священства, как и других служебных даров, имеют причину напоминать себе о возгревании в себе дара служения благодати. Поймем отселе, что гораздо более причин быть может не угашать, а возгревать в себе обыкновенные общие дары благодати.

В самом деле, если и необычайные дары благодати требуют того, чтобы для вящшей своей силы были возгреваемы, то очень легко быть тому, что обыкновенные дары, при нашей беспечности, неуместной в деле возрождения, совсем погаснуть. Духа не угашайте, говорит апостол, и дает тем видеть, что точно так же, как обыкновенный огонь гаснет, если не подкладывают сгораемого вещества, а еще скорее погаснет, когда будут лить на него воду, – и в нашем духе огнь благодати непременно будет умаляться, с умалением в нас святых помыслов, чистых ощущений, богоугодных намерений и дел, а еще скорее погаснет; когда наполняем душу всем, что есть противного духа святыни. Чистые расположения свободной души нашей составляют в нас то вещество, которым питается и усиливается в душе нашей огнь благодати, и таким-то образом благодать совершает преобразование духа нашего, совокупно со свободою нашею. Трудно ли нам заметить над самими собою, что, когда молимся мы усердною, искреннею молитвою, мы чувствуем в душе нашей и более теплоты сердечной, и более света в мыслях наших? Так, это один из осязаемых опытов, который благодать Божия оставляет тупому осязанию нашему, для уверения в её приближении к нам грешным. Но, точно то же происходить в душе нашей при каждом подвиге самоотвержения, при каждом подвиге любви к Господу, хотя не при каждом подвиге, и не всегда дает нам осязать себя благодать Божия, мудрая в устроении спасения нашего. Точно так же, но совсем противное, совершается в душе нашей, при нашей холодности к Господу Богу при нашей лености для совершения подвигов святых.

Дары благодати – различны; и погашать или возгревать их мы можем и каждым расположением души нашей, тем более расположениями, соответственными или не соответственными данному дару благодати. Подан ли кому дар особенной пламенной любви к ближнему? дела любви будут пищей для возгревания дара любви, а холодность, своекорыстие, конечно, не усилят любви: напротив, каждое движение своекорыстия, тем более злоба, будут вести, и доведут до погашения любви в глубине души. Любезный собрать! если дан тебе дар молитвы, дар сердечного беседования с Господом: остерегайся бесед человеческих; они, кроме того, что будут отнимать у тебя время для беседования с Господом, мало по малу могут возбудить в тебе любовь к молве человеческой, а с тем вместе ослабят, а потом и совсем подавят благодатное желание беседовать с Господом. Или если дал тебе Господь плач сердечный о грехах твоих, если Он пробудил в тебе сокрушение горькое о нечистоте дел твоих: не спеши знакомить душу твою с какими бы то ни было утешениями; а паче всего берегись, берегись мирского смеха, веселия безумного; истинное утешение дано тебе будет в свое время; а радостями безумия ты, того и смотри, как потоками воды, зальешь в себе огнь сокрушения сердечного; будь уверен, что в доме веселия, приготовляемого грехом, не место плачу благодатному, так же как в доме гордыни не место духу смирения. Если веяния светской образованности будут увлекать и переносить душу христианскую по предметам сей много мятежной образованности: скажите: как удержаться в бедной душе духу мудрости Христовой.

Не оскорбляйте Духа святого Божия, имже знаменастеся в день избавления. Всякая горесть и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою (Еф.4:30–31). Так св. апостол выражает другими словами, но более сильными, заповедь свою – не угашать Духа, и исчисляет для нас некоторые дела грешные, которыми особенно – более, нежели погашается Дух благодати. По слову апостола, есть дела, есть расположения души, которыми не только погашается, но и оскорбляется Дух благодати. Для примера он указывает на некоторые из таковых расположений. Если в сердце нашем – досада желчная, раздражительность гордая, даже гнев озлобленного самолюбия, то будем уверены, что на тот раз в нас нет Духа благодати, мы оскорбили Его; – и как не оскорбить, когда он есть Дух любви? По слову апостола, там, где шум досады, злоречие злости, клевета на ближнего, для которой ни невинность, ни человечество – не защита, там не надейтесь заметить Духа благодати: и как быть Ему там, когда он есть Дух мира? По реченному, уразумеем, слушатели, какие другие грехи, подобно зловонию смрадному, могут отдалять от нас благовоние Духа благодати.

Конечно, в ком возгорелся благодатный огнь любви Божией, в каком бы то ни было виде, – не естественно, чтобы сей огнь мгновенно и погас, так как не естественно, чтобы душа, объятая любовью, допустила до себя что-либо явно оскорбительное для Духа благодати, но как не заметно и, вместе с тем, как сильно постепенное ослабление внимания к дару благодати может ослаблять в нас силу благодатного огня! Если дерево в наружных частях довольно сухое, а внутри довольно водянистое, положим на огонь, оно скоро загорается и горит свободно, доколе огнь не дойдет до водянистой внутренности; в последнем случае, не подложи приставник нерадивый, по крайней мере, одну или две щепы, не позаботься употребить сторонних мер для поддержания огня: горевшее дотоле дерево начнет гаснуть, и потом останется головня. Вот изображение души нашей! То, что есть в душе нашей доброго от природы и воспитания, легко воспламеняется при прикосновении огня благодати, но потом, когда огнь любви начинает касаться глубин испорченной природы, внутренних страстей наших, он начинает ослабевать: душа, дотоле свободно горевшая и в помыслах и желаниях любовью к Господу, начинает мало по малу чувствовать тяготу, мрак, томление и вот, теперь-то особенно настоит нужда – повторять слова апостола: Духа не угашайте. К несчастно случается, что начинают в таком положении облегчать себя не по закону духовному, а по уставам плоти. Вместо того, чтобы укрепляться всею силою против опасного сна, начинающего тяготеть над душою, начинают думать, что пришло время дать себе и отдых. Вместо того, чтобы принять вспомогательные меры для поддержания в себе огня любви Божией, читать и слушать слово Божие, жития мучеников, исповедников, преподобных отцов, иже многими кровьми и страстьми стяжали блаженную жизнь; вместо того, чтобы понуждать себя, то на молитву, то на труды телесные, – начинают прислушиваться к советам коварного собеседника – греха, а тот, чем дольше слушаем его, тем больше находит для нас причин ослабить и оставить прежние святые правила жизни. В то же время, того и смотри, явится со своими советами другой друг – тот умный советник, о котором сказано: лучше бы было ему если бы жерновный камень повешен был на шею его, и он брошен был в море. Чтобы избежать опасности, бодрствуй подвижник Христов; будь мужествен и тверд (1Кор.16:13). Употребляй то одно, то другое средство к поддержанию и возбуждению в себе света и теплоты. Тебе известна сила молитвы, – молитва веры спасает болящих (Иак.5:15); молись же всякою молитвою и молением на всяко время духом (Еф.6:18). Известна сила слова Божия, – оно живо и действенно (Евр.4:12), оно – сила Божия во спасение всякому верующему (Рим.1:16); читай же и слушай слово Божие со вниманием благоговейным. Целый облак свидетелей веры представляет пам история веры: будем же читать и изучать сию историю; – огнь ревности, горевший в подвижниках веры и благочестия, будет согревать нашу холодность, свет веры их будет просвещать мрак, наводимый на душу страстями и немощами нашими. Можно ли исчислить все средства, какие предлагает нам вера Христова для нашего спасения? Тот, кто в духе веры будет изучать болезни своего сердца, немощи падшей нашей природы, найдет в вере верное врачевство против каждой болезни, – надежное средство против каждой опасности, и не погасит в себе Духа.

Об одном подумаем еще вместе с тобою, возлюбленный брать, для предотвращения опасности; подумаем о том, чего мы лишимся, если лишимся Духа благодати. О, Боже милости и щедрот! милостью Твоею не допусти нас до того состояния самого гибельного для нас. Что мы без животворящего Духа Твоего? Мертвецы, мертвецы – более виновные, чем самые язычники. Какой грозной ответственности подвергаем мы себя, когда теряем, и один какой-либо дар благодати, тем более, когда погубляем в себе многое, тем более, когда погубляем все благодатное? Земля, пившая многократно сходивший на нее дождь и превращающая траву полезную, получает благословение от Бога. Но та, которая производит терние и волчцы, негодна и близка к проклятию, которого следствием будет сожжение (Евр.6:8–9). Не льститеся: Бог поругаем не бывает, как будто не видящий дел наших, или кроткий для нас до слабости. То, что дано Им нам, не погибнет, не смотря ни все своеволие, с каким дерзают дар Его наши страсти. Огнь Духа Его, если не откроется в нас живим светом любви для вечного блаженства нашего, – превратится в огнь всепоедающий, чтобы терзать и разрушать не разрушимый состав наш целую вечность (Гал.4:7–8). О, страшно впасти в руце Бога живого (Евр.10:31)!

Царю небесный, утешителю Душе истинный! Ты един – истина, а в наших сердцах, якоже веси, от дней юности – ложь и нечестие; прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны. Ты един благий и милостивый! имиже веси путями, сохрани в немощных Твое даяние и спаси души наши. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх