Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы (2)
Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы (2)
(О необходимости воспитывать детей самими матерями).
Св. и праведные Богоотцы Иоаким и Анна своими заботами о воспитании Богоизбранной отроковицы первоначально в своём доме, а потом, при храме Иерусалимском, указуют нам, благоч. сл., на необходимость начинать религиозно-нравственное воспитание детей с младенческого их возраста и по преимуществу самими родителями.
Первая и самая удобная среда доброго религиозно-нравственного воспитания детей – это родная семья, а главные её воспитатели – родители. Всё, что дети видят и слышат здесь, не пропадает для них бесследно, но глубоко западает в их душу и остаётся в ней на всю жизнь, особенно важное значение в религиозно-нравственном воспитании детей имеет по свидетельству слова Божия, истории и опыта, личный пример родителей. Благочестивое настроение родителей отца и матери, проявляющееся в искренней молитве, или других действиях религиозного характера, благотворно влияет на нравственно-религиозное направление их, полагает в них твёрдое чувство веры в Бога и любви к Нему, посеевает в них прочные семена чистой христианской нравственности. От них заимствуется страх Божий, от них усваивается боязнь греха, чтобы не оскорбить Бога, не заслужить Его гнева и чрез это не лишиться Его милостей в настоящей жизни, а тем более не подвергнуться вечному осуждению в будущей. Эту обязанность воспитания возлагает на родителей св. ап. Павел, заповедуя им отцы, воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем (Еф.6:4). Но первенствующее значение в семье, в её воспитании и влиянии на детей имеет мать. Сердце её – это высшая школа, в которой дитя в первые годы своего существования научится более, чем во всю остальную жизнь, – целая жизнь в первые годы его вьётся около материнского сердца. Вера в Бога имеет своим вместилищем преимущественно наше сердце, а в матери сердечная жизнь господствует над всеми прочими проявлениями, человеческого духа, вследствие чего самой природой представлено ей преимущество влияния на детские сердца в религиозно-нравственном отношении. Её прямое призвание и дело воспитывать детей в добре, в вере и благочестии христианском; в этом её собственное величие и добро величие и добро её родной семьи, этим она создаёт себе славу, которой никогда не уничтожит никакая зависть, и которая всегда будет иметь значение на суде совести и потомства. Суд Божий, да и людской тоже, произнесёт над нами приговор по тем плодам, какие мы завещаем будущему времени в своих детях и питомцах. Сын безумен явится бесчестием матери, при этом навсегда, в вечность, ибо по слову ап. Павла жена спасается чадородия ради (1Тим.2:15), т. е. когда своими детьми умножает число святых, чистых и спасаемых членов церкви Христовой.
В самом деле, какие неизгладимые впечатления полагает она в детскую душу своими благочестивыми примерами в семейном быту. От одних её выражений лица и взглядов дитя поставляет себя в молитвенное положение и настроение; Становится мать на колена перед святыми иконами, молится, употребляет молитвенные внешние знаки, делает то же и малютка её; мать благоговейно осеняет себя крестным знамением, и ребёнок старательно водит рукой около своего лица, желая сделать тоже самое. Оно входит даже в самый дух материнской молитвы: навернулись слёзы на глазах матери, плачет и дитя; чувство радости, восторга, благодарности осенило её лицо, теми же чувствами сияет и лицо молящегося с нею дитяти. Один взгляд, который в трогательные минуты жизни мать обращает к небу, к Богу, пробуждает в детской душе более благочестивых богобоязненных чувств, нежели долгое невразумительное произнесение нравоучения и убеждений. И когда в важные, торжественные минуты, как например, при восхождении солнца во время грозы, в ясную звёздную ночь, дитя покоится на лоне матери, а она в благоговении произносит имя Божие, какие чистые благотворные семена Богопознания и Богопочтения полагает она тогда в сердце дитяти! Какое также благодатное влияние имеет на восприимчивое детское сердце чтение матерью Слова Божия и рассказов о подвигах святых угодников Божиих! В минуты досуга, в часы благоговения сердечного, идёт Богобоязненная жена-мать в мирное убежище детскую комнату, зажигает перед св. иконами лампаду, в её руках св. Евангелие, занимает оно место посреди своего, может быть славного будущего потомства, раскрывает божественную книгу и всеуслышание его с молитвенным настроением и крестным знамением произносит Слова Господа; с каким любопытством, с замирением сердечным, детским благоговением следят дети за блистающими священным благоговением взорами матери; на её устах, которые в глубоком смысле источают насущный хлеб жизни, останавливаются их глаза, нисколько не прерывая и не смущая потока её поучительной речи, который бьёт ключом из глубины души и прокладывает себе путь в юное сердце. Вот здесь то, теперь то, и начинают дети понимать, что на небесах есть Высочайшее существо, всеблагой отец, Который даёт пищу, одежду и все необходимое для нас, Который сохраняет нашу жизнь, и что этот всеблагой Отец любит только тех, которые сами любят Его; что Он видит всё, что мы ни делаем, что ни предпринимаем; что пред Ним, всевидящим и всезнающим, нельзя ничего утаить; что Он знает не только дела людей, но даже и сокровеннейшие мысли их; что благодеющая десница Его постоянно раздаёт людям всё необходимое для всех. Такие-то материнские уроки домашнего религиозно-нравственного воспитания, данные без всяких слов и приказаний, никогда не забудутся, или забытые вспомнятся в трудные, тяжёлые минуты и послужат во спасение молодому поколению. Достойная удивления и славной памяти Соломия, мать семи сынов Маккавеев, так прочно насадила в сердцах своих детей любовь к истинному Богу, что нечестивый гонитель Антиох Епифан никакими мучениями не мог заставить их отречься от веры, сам изумлялся их мужеству в страданиях и должен был выслушивать от каждого из них справедливое осуждение своего нечестия. В истории царей Иудейских встречаются такие, например, изречения Священного Писания: воцарился Амасия, имя матери его Иегоаддань и делал он угодное в очах Господних (4Цар.14:1–3); или воцарился Езекия имя матери ею Ави и делал он угодное в очах Господних, во всём так, как делал Давид отец его (4Цар.18:1–3). Очевидно, что имена матерей упоминаются Священным Писанием для показания того, что названные цари обязаны своим добрым направлением во всю жизнь благочестивому воспитанию, полученному ими в детстве от своих матерей. Вообще Священная История Ветхого завета, а также История православной христианской церкви представляет множество примеров, доказывающих с очевидностью, что великие угодники Божьи и доблестные мужи, обессмертившие себя деятельной любовью к Богу и ближним, были воспитаны в этой любви преимущественно своими матерями.
Благочестивые слушатели! Наше время из выдающихся в том отношении, что слишком много ныне людей малорелигиозных, маловерных, равнодушных к своей вере: вина тому – матери, которые пренебрегают лучшим делом своей жизни – первоначальным религиозным воспитанием и направлением своих детей, молитвой с ними дома и в храме Божием, которые предоставляют воспитание детей своих лицам не благочестивым, маловерным не нравственным, которые делают из них членов негодных и для семейной жизни, и для общественной деятельности. Там только и есть много честных, хороших граждан, где есть нравственно-религиозные матери, там только и дарствует благосостояние, довольство и обилие всяких благ, где есть благовоспитанные матери-домоправительницы, не расточающие семейного достояния, а увеличивающие его благоповедением, разумной бережливостью. Там только и живут здоровые, крепкие душою и телом люди, бодро совершающие свой жизненный путь, где господствуют чистые семейные нравы. О если бы всё это понимали наши матери, если бы они твёрдо разумели, какая в них заключается великая сила, которой далеко не достаёт их спутникам, – как далеко было бы от нас то зло, которое разлито по нашей земле русской и проявляется то в возмущающих душу злодеяниях молодого поколения, то в беспорядочной жизни старшего.
Боголюбивые чада! Настанет и для вас чреда, когда Господь благословит вас быть воспитательницами молодого поколения. Дабы быть на сем поприще делательницами непостыдными, дабы подготовите чад Божьих к достойному служению Господу святой церкви и отечеству, необходимо вам в самих себе внедрить начало чистой веры и чистой нравственности. Да будет вам в деле вашего воспитания примером Пресвятая Дева, подготовившая Себя для высочайшего подвига – воспитания Божественного младенца в храме Божием. И для вас храм Божий, под кровом которого вы пребываете постоянно, да будет училищем чистой веры и христианской нравственности; внимайте тому учению, какое преподаётся вам на уроках закона Божия и тем наставлениям, какие слышите вы от Лиц, вас воспитывающих; дай Бог, чтобы эти уроки остались в вашей памяти навсегда, и тогда, несомненно, они доставят вам блага жизни вечной и временной, и прославят вас в грядущих поколениях. Аминь.
Любимов Неофит, свящ. Уфимские епархиальные ведомости. 1892.