Проповеди на праздники:


Слово в день рождества Иоанна Крестителя. 1848 г.

Велик был тот, кого сама истина нарекла самым великим из рожденных женами.

С самого рождения и еще до рождения знамения небесные показывают в нем необыкновенного посланника Божия. Каково-то примут люди сего чрезвычайного вестника Божия! Как-то воспользуются тем, что будет он открывать им для их же спасения! Как-то будут совершать, что повелит он им совершать, как спасительную волю неба! Как воспользовались люди проповедью крестителя и Предтечи, мы уже знаем, слушатели, и что знаем, не радует души за людей времени Предтечи. Но не будем осуждать тех людей; обратимся к себе самим.

Крещение Иоанново было великим даром Божиим для людей. Но несравненно важнее то крещение, которое установил для нас Христос Господь. Крещение Иоанново было крещением покаяния, призывало людей к сокрушению о грехах, но не давало сил начать и совершить жизнь новую. Крещение Христово, как крещение не одною водою, но и духом, совершает в человеке духовное возрождение, облекает силами, нужными для исполнения благой и совершенной воли Божией. Крещение Иоанново было крещением в грядущего Спасителя мира; потому-то и спасения, потому- то и благодати полной оставалось еще ожидать. Крещение Христово есть крещение пришедшего Спаса мира.

Если же так важно крещение христианское, то, без сомнения, необходимо и строгое внимание к обязанностям, какие возлагает на нас это крещение.

При первой мысли о крещении нашем легко приходит и мне и тебе, слушатель, имя, которое носим мы со времени крещения. Как крещенные Христовым крещением, мы называемся христианами. Что ж это за имя, запечатлевшее нас? Ужели это только голос, которым хотят отличать себя в житейском быту? Ужели это слово придумано для нужд земной жизни? Нет, это имя, указывая на совершившееся в нас дело Христово, указывает и на дела, которые обещались мы исполнять до гроба. Это имя показывает в нас не граждан земли, а сожителей неба, зовет нас жить не для мира, а для Господа, не для времени, а для вечности. Приняв его в купели крещения, мы возложили на себя великие обеты, важные обязанности.

Первый обет, который мною и тобою, слушатель, дан при святом крещении, есть обет чистой веры. Крещающийся христианским крещением крещается, по слову Господа, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Это означает, что крещающийся обязуется быть исповедником имени Отца и Сына и Святого Духа, обязуется знать и твердо содержать в душе то великое Имя, которое благоволило открыть Себя в новом откровении, верить в сие Имя искренно, всею душою и так, как благоволило Оно явить Себя, а не так, как захотелось бы представлять помыслам гордого ума, мечтам своевольного воображения. Важна для каждого эта вера. Иже имет веру и крестится, сказал Господь, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет. Так как крещение есть дверь в царство Христово, то церковь, заботливая о спасении всех, не дозволяет себе допускать, чтобы кто-либо остался, не вступив в эту дверь спасения; она сообщает благодать крещения детям верующих при самом вступлении их в мир, и тогда же посвящает их вере в триединого Бога. Святую же обязанность – поучать крещаемых детей вере Христовой возлагает она на восприемников. на пастырей, более же всего эта обязанность лежит на вас, отцы и матери рожденных вами чад! Вашей любви к детям, вашей заботе поручает она участь детей ваших. Дороги ли вам дети ваши? Дорога ли вам судьба их временная и вечная? Тот, Кто благословил вас именем родителей, ожидает от вас более, чем заботы о жизни физической. Строго взыщет Он с вас за нерадение о христианском образовании детей ваших. Вы заботитесь об устроении временного счастья детей ваших, печетесь, суетитесь, тревожитесь, как бы дети ваши не принуждены были вести жизнь бедную, без денег, без известности, и стараетесь облечь их блеском житейского воспитания. Не осуждаю этой заботы, пока она не выступает из своего предела. Но заботитесь ли вы, хотя столько же, о том, чтобы дети ваши знали Христа Господа, чтобы они не были по душе язычниками, незнающими Бога и дел Его для нас? Нежная душа дитяти сама по себе так легко принимает мысли о святом и вечном, так как святое составляет назначение самой жизни нашей, так как святое дано Святым вместе с жизнью, а умножено возрождением в купели крещения; оставалось бы воспитывать это дорогое, не оцененно-дорогое семя Божие в душе дитяти. А между тем спешат, и как еще спешат, заглушать это семя терниями мирских мыслей, земных дет. Что ж выходит из души богосозданной, из души, возрожденной Духом святым? Земное, ничтожное, создание рук человеческих.

Но не прежде ли должно спросить вас, родители, как вы успеваете в вере? Да, быть не может, чтобы родители, чувствующие достоинство святой веры, её необходимость для времени и вечности, были равнодушны к состоянию веры в детях своих. Значит, зрелые родители походят по вере на несмысленных детей? Какой стыд! Вы, которые еще в детском возрасте посвятились имени Божию и столько лет прожили, ужели не имели времени, ужели не имели способов для благоговейного изучения истин христианских? И силы зрелы, и времени было много, и способы открыты каждому, чтобы не только узнать, но и принять сердцем Христово учение. Для кого из вас затворены двери храмов Божиих. где каждый день возвещается вера то в простых, сладких песнях, то в поучениях отцов и учителей церкви, то в самом богодохновенном писании? Обыкновенно ссылаются на занятия свои, на дела земной жизни, чтобы извинить себя в неведении высоких предметов веры. Ах! если бы не отступили сердцем от Христа, подобные отговорки не пришли бы и на мысль. Кроме того, что всему – свое время, для размышления о вере всегда готово время. Что мешает носить имя Божие в уме и сердце, чем бы ни заняты были руки? Мешать только может страсть к земле. Говорят, что изучать истины веры – дело учителей веры, а не людей простых. Но позволь, любезный, спросить тебя, христианин ли ты? Если ты – христианин, как же ты слагаешь с себя обязанность знать Христа? Если ты христианин, как же не хочешь знать Того, Кого знать обязался клятвою при купели крещения? Где твои клятвы? Где твои обеты? Если ты не хочешь даже знать Христа; каких дел остается ожидать от тебя? Служитель слова обязан знать, но для чего? Чтобы разрешать твои вопросы. А ты и не думаешь о чем-либо спрашивать, ты и не считаешь нужным касаться того, о чем бы он хотел говорить. О! вспомни грозные слова Господа, иже не имет веры осужден будет.

Или не весте, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим.6:3–4). Апостол считает известным для христиан своего времени, что христианское крещение то же, что погребение себя со Христом. Или не весте? А знают ли это христиане нашего времени? Тот, кто крестился во Христа – начальника веры, тот вместе с тем, как погружался в воде крещения, вместе с умершим Христом своим погребался в воде, как мертвый, и потом вместе с воскресшим Христом возвратился к жизни, чтобы жить новою жизнью. Что ж это за жизнь, с которою расстался он? Это жизнь ветхого человека, тлеющего в похотях греха; это жизнь гордого и своенравного самолюбия; это жизнь роскошной и сластолюбивой плоти; это жизнь темных страстей. Потому-то, пред погружением в купель крещения, отрекаемся мы от сатаны и всей гордыни его и всего служения его. Ничего нет ужаснее греха; плод его – смерть вечная, погибель, пред которой ничего не значат все временные бедствия. Как не желать не жить для греха? Возрождающая купель крещения ослабляет живущий в нас грех и облекает силами для исполнения святой воли Божией. И благодарность к благодати, возражающей для неба, и ужас греха, готовящего смерть вечную, заставляют дать обет быть мертвецом для греха и живым для единого Господа. Итак, вот и еще значение имени христианина, принимаемого при купели крещения!

Помним ли мы, братия, этот обет? Исполняем ли его благоговейно и верно? Мы живем в забывчивости часто так, как бы не были христиане. Какими слезами мы оплачем несчастное положение наше? Мы клятвопреступники. И пред кем? И в чем? Если бы помнили мы. слабые христиане, обет крещения, он был бы верным стражем сердца нашего в борьбе с прелестями греха, он много помог бы нам в деле победы над слабостями нашими! Искушает ли кого нечистая плоть? Пусть вспомнит, что он мертвец для греха, что похоти плоти – скверна для христианской ризы его. Обольщает ли тебя блеск золота, великолепие богатства? Скажи себе, мертвецу не нужны деньги, а нужное готово для него. Теснят ли тебя бедствия земной, страннической жизни? Вспомни, что мир по крещению для тебя чужой; а чужой может ли любить не свое? Вспомни, что по крещению ты наследник Божий; не будь же малодушен пред миром тлеющим. После того, что получили мы в купели крещения, после того, что каждый день получаем мы от Христа Господа, стоит ли что-нибудь нашего внимания? Люди страшны? По крещению всесильный Отец с нами. Друзья не верны? Верен Господь Иисус – Он ни на минуту не оставляет нас. Грех силен? Помолись Господу, и благодать Его укрепит тебя. Выходя из купели крещения, вступили мы в союз с небом, в общение со святыми, с сонмами ангелов. Они готовы помогать нам, как братьям своим, в борьбе ли с бедами житейскими, в борьбе ли с нашими страстями. О! сколько помощников нам! сколько защиты против опасностей, каких бы-то ни было! Заснувшая в грехах душа христианская! Опомнись, к чему ты приготовила себя. Ты попираешь дар благодати крещения, какой суд навлекаешь ты на себя! Ты прелагаешь благодать Божию в скверну, увлекаемая страстями греха, геенна ждет тебя! Что ж делать? говоришь ты. Каяться, каяться никогда не поздно, пока мы не в гробу. Начни снова, что сделано было в крещении, дай твердый обет быть мертвецом для греха. Одна победа над собою облегчит для тебя другую, – решимость воли привлечет на тебя обилие благодати, благодать будет укреплять слабую волю, возрастая по мере верности твоей к ней. Дело Христово не легко, до поверь, оно соединено с такими утешениями, которых не даст тебе ни мир роскошный, ни плоть нечистая. Ободрись, с нами Бог – Отец всякие утехи и милости.

Великий крестителю Иоанне! Ты друг жениха Христа Господа. Помолись о нас к любящему тебя Господу, да подаст Он нам силы оживлять в сердце и исполнять на деле святые обеты крещения нашего, во славу Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх