Проповеди на праздники:


Слово в день рождения Иоанна Предтечи

Час уже нам от сна востати (Рим.13:11).

Так говорит нам апостол! Так говорит в нынешнем чтения, когда празднуем память великого подвижника пустыни – святого предтечи. Почтим же и апостола, и предтечу размышлением о словах апостола.

Час уже нам от сна востати.

Что это за сон, от которого хотят освободить нас? Это сон нерадения о спасении души. Если совесть молчит, разум не видит нужного для вечности, воля – без действия для добра неизменяющегося, не сон ли это души? Пьют грехи как воду и множат нечестие каждую минуту, а думают, что все в порядке и беззаботно проводят время, не сон ли это пагубный? Пусть душа друга земли, интересов материальных, занята образами времени, пусть толпы образов сменяются в ней толпами, но и во сне телесном то же бывает с нами; здесь мечты и грезы, не тоже ли там? Душа бессмертная живет тогда, когда живет для вечности, когда выполняет волю Господа своего. Если же нет того с нею, самые усиленные труды не более как горячечный бред. Пусть другие не опьяняются грехами, но не отличают себя и ни одною добродетелью; ленивые и робкие на зло столько же ленивы и нерешительны на добро. Не сонные ли это люди? Час уже нам от сна востати.

Проснись, грешная душа моя! Пора делать дела Господни, пора трудиться для душевного спасения. Дорожи временем, дорожи каждым часом. Коротка жизнь земная, но не для того, кто наполняет ее благими делами; она коротка, она исчезает у тех, которые тратят ее бессмысленно, в развлечениях и трудах не в славу Божию. Дорожи временем. Оно уходит неудержимо. Сколько уже прошло его без пользы или и со вредом для тебя! Дорожи часом. Если пройдет он, то уже не возвратится к тебе. Если настанет другой час, это будет другой, а не прежний. Дорожи часом, все время жизни земной должно быть наполнено делами согласными с волею Божией. Не призва нас Бог на нечистоту, но для святости (1Сол.4:7). Ни одной минуты нет у нас, которую бы в праве были мы употребить по прихоти сердца. Мы – не от себя и не для себя. «Не будьте бессмысленны, но узнавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17). Дорожи каждым часом. С каждым часом ты близишься к смерти, к пределу, которым оканчивается время купли и заслуг. Время дорого, им покупается блаженная вечность. Как пропускать его мимо глаз, беззаботно? Если бесконечное будущее зависит от сна или деятельности, необходима осторожность, чтобы не предаться даже дремоте. О! «да не спим, как язычники, но да бодрствуем и трезвимся» (1Сол.5:6).

Час уже нам от сна востати. В побуждение к тому апостол говорит: ныне ближайшее нам спасение, неже егда веровахом (Рим.13:12). Ныне, во время христианского откровения, легче нам спастись, чем иудеям и язычникам. У нас и более благодати, и более познаний, и более побуждений ко спасению, чем было прежде. Ужели оставим все это в небрежении? Проснись, душа христианская! Отец небесный для нашего спасения не пожалел Сына Своего. О! мы будем губить себя сном греховным? Сын Божий нисходит на землю, чтобы возвестить волю Отца небесного, открыть лучшие, самые верные, пути ко спасению. Ужели и после того люди станут жить, как жили язычники? «Если ангелами возвещенное слово было твердо и всякое непослушание получило праведную казнь, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении?» (Евр.2:23). Для того, чтобы открыть для нас небо и низвесть на нас воды благодати, необходимой для исцеления расстроенной души нашей, Сын Божий смирил Себя даже до смерти, смерти же крестные (Флп.2:8). Ужели все это понапрасну? Ужели мы будем пренебрегать столько дорогою милостью неба? Ужели станем презирать страдания и смерть Сына Божия? О! Это было бы страшное нечестие! Молим, не вотще благодать Божию прияти, говорит нам апостол (2Кор.6:1). Пусть, когда была ночь невежества языческого, пусть, когда был мрак гаданий, перемешанный с мраком суеверий иудейских, люди творили дела темные и спали во грехах. Но братия-христиане! не к лицу нам христианам жизнь языческая; не к лицу нам «пирования, пьянство, сладострастие, ссоры и драки» (Рим.13:13). «Спящие спят ночью и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись бронею веры и любви и шлемом надежды спасения» (1Сол.5:7–8). Не к лицу христианам простирать попечения об удобствах земной жизни до страсти (Рим.13:14). Как ни хвали жизнь материальную, как ни выставляй в красивом виде успехи её, это не жизнь христианская. Не того ожидает от нас божественный Основатель веры нашей. Огня приидох воврещи на землю, говорит Он, и как хочу Я, чтобы он возгорелся. Господь желает, чтобы в сердцах наших горел огонь ревности к подвигам благочестия, к выполнению воли Божией. «От дней Иоанна крестителя царствие небесное входят насильно и усильные искатели достают его» (Мф.11:12). Таково отличие христианской жизни?

Не станем говорить, что дело спасения слишком тяжело для нас. Ленивый говорит, лев на пути и не трогается с места. Будем толкать ленивого. Не бредь, скажем ему. И по устройству Вечного душа любит добро вечное, есть в ней и знание Бога, есть и отвращение от греха и тления. А для христианина сколько пособий благодатных! Близ боящихся Его спасение Его (Пс.84:10). Лев на пути, говорит ленивый. А когда зовет куда страсть, нет никаких препятствий. Для чрева, для чести, для корысти каких не предпринимают трудов, каких не преодолевают опасностей! К чему же это лукавство? Отважны и сильны для дел греха, а слабы для добрых подвигов! Мы слабы для добра всего более оттого, что по милости лени увеличиваем в своих глазах слабость свою и принимаем на себя, в обессиление себя, труды и подвиги для греха, по требованию страстей. Бедный человек! ты боишься трудов, оживляющих тебя, и выносишь труды и скорби, убивающие тебя. Что жизнь твоя? Мука. Живешь, как случится, в мятежной суете; желания дикие терзают душу, нет покоя от них ни даем ни ночью; мысли, чувства, желания черные теснят, давят душу, так как по неотразимому суду совести они низки, преступны, недостойны бессмертной души, – так как для того, кто живет в забвении о вечности не светит ни один луч отрадной надежды. О! братия! час уже нам от сна востати. Придем в себя, прогоним леность, понудим себя к подвигам благим.

Нерадение о спасении души в христианине – тоже, что небрежение о благодати Божией; а как страшно пренебрегать благодатью Божией! Что ожидает такую душу? Отступление благодати. Врачевахом Вавилона и не исцеле, оставим (Иер.51:9). Ждах, да сотворит гроздие и сотвори терние, оставлю виноград мой и ктому не обрежется, и облеком заповем, еже не одождити на него дождя (Ис.5:1–6). Суд Божий одинаков и для народа, и для частного лица. Если душа оставляет в небрежении заботы о ней неба, то и небо оставляет ее. Бог не посылает на нее более росы благодати, и она становится сухою землею, на которой не растет ни былинка. Страшное состояние, по неизбежное! Смрад грехов удаляет от нерадивой души благодать небесную; бесчувствие закрывает ее от прикосновений благодати Божией. Она слышит слово Божие и не трогается им; видит примеры добра и не увлекается ими, наряду с другими терпит наказания и получает благодеяния, но не становится лучшею. Страшное состояние! Грешник не видит его и оттого-то состояние его еще более страшно. О! грешник! гони от себя нечувствие страхом суда Божия. Трепещи пред мыслью, что бесчувствие удаляет от тебя благодать.

Там, за гробом, пробудят нас, если здесь сами не пробудимся. Пред светом правды Божией там и нехотя увидят себя грешники в подлинном виде и не пустят там в места покоя ни любодеев, ни убийц, ни любящих лжу (Откр.22:15). Там пробудят и пастыря нерадивого о душах, купленных кровью Сына Божия; пробудят и властителя, жившего по прихотям самолюбивой и гордой души; пробудят и судию, торговавшего правдою; пробудят и родителей, обучавших детей не страху Божию, а путям греха; пробудят и слуг лукавых, питавшихся обманом и воровством; пробудят и купца, богатевшего всеми неправдами. И ввергнут их в пещь огненную и ту будет плач и скрежет зубов (Мф.13:42). Такова правда Божия! Нам не переменить ее. Все готово для спасения нашего по эту сторону гроба; а там плата за ту или другую жизнь. Здесь время каяться и нераскаянность – самая грозная опасность для нас, самое величайшее бедствие.

Отче небесный! Ты не требуешь ничего свыше сил детей Твоих. Если в ином холодность и неподвижность – дело духовного организма, Ты не осудишь независящего от воли его. Ты осудишь только нерадение о высшем совершенстве, осудишь невнимательность к последствиям сонливой лени.

Прости мне столь частые опущения долга моего, благий и милостивый! Подай мне помощь Твою исполнить с ревностью то, что дозволяют мне силы мои. Твоя есть сила и става во веки. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх