Слово в день рождения Государя Императора, Кафедральный собор Сан-Франциско,1904 г.

Слово в день рождения Государя Императора, Кафедральный собор Сан-Франциско,1904 г.

Ныне мы, братья, празднуем день рождения нашего Государя.

В жизни каждого человека важен день рождения, и радостен бывает он. Жена, когда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея; егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин.16:21).

Жизнь есть драгоценный дар Божий, величайшее благо, которое открывает для человека ряд других благ – во внешней природе, в его собственном существе духовном и телесном и в окружающем его обществе людей. Но все же на земле после падения прародителей наших нет полной и совершенной радости. «Кая житейская радость печали бывает не причастна!» В жизни каждого из нас немало бывает скорбей и страданий, и они – удел всех земнородных. А так как, по слову премудрого Соломона, и царь есть человек смертный, подобный всем, и наравне с другими имеет общий вход в жизнь и одинаковый исход, и родившись, первый голос обнаруживает плачем одинаково со всеми (см. Прем.7:1–6), то, конечно, есть скорби и страдания и в жизни нашего возлюбленного Государя.

Да не покажется странным, братья, что в радостный день рождения Государя мы ведем речь о скорбях и страданиях его. Оправдание сему можно находить и в том, что рождение Государя падает на день, когда Православная Церковь воспоминает многострадального Иова. Конечно, такое совпадение, быть может, кажется для иных случайным. Но для взора верующего человека нет ничего случайного, и тем более в таком важном событии, как рождение властелинов, которых воздвигает Сам Господь, потребных вовремя (см. Сир.10:4). Посему не случайно, а скорее таинственно, совпадение рождения нашего Государя с днем памяти многострадального Иова.

Святой праведный Иов: кто не слыхал о том, как этот «многоименный человек, богатством кипя и стады, славы обнищав лишися; многий в чадех, бесчаден и бездомок напрасно, иже первее на престоле, наг ныне на гноищи гноен» (из канона Андрея Критского)! По Божию попущению ужасные бедствия постигают этого праведного мужа, и удар за ударом поражает его. Один за другим приходят к нему вестники с печальными вестями о гибели всего его имения: «Еще этот говорит, приходит другой и сказывает» о погибели всех его детей и слуг, а через некоторое время и его самого поражает тяжкая болезнь (проказа). Легко ли было Иову переносить все это? Разве плоть его – медь и твердость его – твердость камней (см. Иов.6:12)? Если бы положить на весы страдание его, оно, верно, перетянуло бы песок морей (ст. 2–3). И однако Иов мужественно переносит постигшие его несчастия и во всем этом не согрешил. Три друга его, которые пришли навестить его в несчастии, вместо того чтобы утешить его, стали обвинять его в разных пороках, так как думали, что Господь наказывает его за грехи. «Верно, злоба твоя велика, – так говорит один из них, – и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждой не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе, а человеку сильному ты давал землю; вдов отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками!» (Иов.22:5–9). И такие упреки бросались тому, о котором Сам Господь говорил, что «нет такого на земле, как Иов: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (1:8). Как же Иову не сказать было друзьям: «Доколе будете мучить душу мою, терзать меня речами? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня (19:2–3). Придумываете речи для обличения, нападаете на сироту и роете яму другу вашему (6:26–27). Будет ли конец ветреным словам вашим (16:3)? Помилуйте меня, вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня и плотью моею не можете насытиться» (19:21–22)?

От времен древних перенесемся, братья, к нашим дням; от знаменитейшего из сынов Востока (см. Иов.1:3) – к нашему отечеству и его Верховному вождю. Велика земля наша и одарена от Господа щедрыми дарами; именуется она Святою Русью и населена народом, вера которого известна во всем мире; Цари ее величаются «благочестивейшими» и не по имени только, а и по житию таковы. Но по неисповедимым судьбам Божиим, в последнее время разные места нашего обширного отечества постигают бедствия. К Царю нашему, как некогда к Иову, одно за другим приходят известия то о неурожаях, то о разрушениях от землетрясения, горных обвалов, то о наводнениях. А в самые последние дни ко всему этому присоединилась и война со всеми ее ужасами, потерями, жертвами, – война, которая насильно навязана миролюбивейшему Царю. И разве Государю нашему легко переносить все эти беды? Разве не страдает он за родную землю?

Но сердцу его наносятся еще более чувствительные раны. Как Иов не был понят своими друзьями и тяжко страдал оттого, так и намерения Государя встречаются с недоверием и заподозреваются в искренности, ему приписываются чудовищные планы; самые добрые его начинания толкуются превратно, искажаются, высмеиваются, все хорошее замалчивается, а недостатки раздуваются до грандиозных размеров и объявляются во всеуслышание всему миру; страна наша выставляется как самая непросвещенная, – какие-нибудь азиаты – вроде японцев – куда культурнее нас. Правительство наше самое-де несовершенное, которое только и может сносить один русский народ.

Не будем перечислять дальше сих безумных глаголов: они и без того хорошо известны всем нам, живущим за границею.

Суди, Господи, обидящыя и побори борющыя ны (см. Пс.34:1). А нашему возлюбленному Государю вместе с благопоспешеством Моисея, мужеством Давида и мудростью Соломона подаждь и «терпение Иовле».

Помоги ему и всему русскому народу верить в правду Христову, в правоту своего дела и по-прежнему держаться правых стезей Господних, что бы ни говорили недоброжелатели наши. Тогда и Господь не оставит нас, а поможет и укрепит десницею правды Своей, и в стыде и посрамлении останутся все препирающиеся с нами (см. Ис.41:10–11).

Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте (Иак.5:11). Возвратил Господь потерю Иова и дал ему вдвое больше того, что он имел раньше, и благословил последние дни его более, нежели прежние (см. Иов.42:10–17). Верим и уповаем, что и ныне Милосердный Господь, «наказав нас кратким печали посещением», изобильно исполнит сердца наши веселия и радости. Аминь.



Наверх