Слово в день Преображения Господня. 1842 г.
Если вам, слушатели, слышна была ныне с Фавора беседа небожителей – Моисея и Илии; если вам слышен был из облака глас самого Бога вседержителя; если вам открыта была слава Иисуса Господа, преобразившегося в свет небесный, то что скажет вам после того немощное слово немощного человека.
Но надобно желать – и, служитель слова желает, чтобы глас неба, не только был слышан, но и внятен людям, не только знаем был для слуха, но принят душою. Как служитель слова, не изречет он от себя слова, но его дело – объяснить вам слово неба, при вашей молитве.
Желая объяснить Фаворскую проповедь, не примем на себя многого; не станем проникать в тайну преображения Господня; размыслим о том, что должна производить в нас мысль о преображении Господа?
Преображение Господа укрепляет веру нашу во Христа Господа. Учение Господа, Его жизнь, Его дела показывают в Нем Сына вышнего. Но Его зрак раба, Его крест – соблазн для мира. И видехом Его, и не имяше вида, ни доброты, человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, – и мы вменихом Его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении (Ис.53:2–4). Чем же успокоить дух, возмущаемый картиною страданий Иисусовых? По днех шестых поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата ею, и возведе их на гору высоку едины, и преобразися пред ними (Мф.17:1–2). За шесть дней, или, если считать вместе с св. Лукою день беседы о кресте и день преображения, то за восемь дней, Петр не хотел верить, чтобы крест был приличен Тому, в Ком признал он Сына Божия. Не имать быти Тебе сие, говорил он с жаром, когда учитель в первый раз открыл о Себе, что надобно страдать Ему. И вот, спустя шесть дней после того, преобразуется Христос в славу. Не без намерения сие сближение событий со стороны Христа Господа; не без намерения такое указание на время преображения со стороны евангелистов. Это дает разуметь, что и по намерению Спасителя, и по разумению евангелистов преображение Иисуса должно было ослабить соблазн креста, или даже показать славу креста. И в самом деле, в каком чудном величии открылась на Фаворе слава Иисусова. Для ока земного нет ничего светлее солнца, и лицо преобразившегося Иисуса просветися яко солнце, для ока земного ничего нет белее снега, и Иисусовы быша белы, яко снег. Люди привыкли поверять и духовное чувствами телесными. И вот – земные свидетели земными очами видят славу Иисусову. Люди желают побеждать неверие свое тем, аще кто от мертвых восстанет. Вот и оставившие землю явились опять на земле – Моисей и Илия; один, как установитель ветхого закона, является слугою пред начальником завета нового, другой как пророк, показывает, что Сей есть, о Котором предвозвещали пророки, и, как ревнитель славы Иеговы, свидетельствует о славе Его – Сына Божия. Глаголаста же исход Его. Смерть обыкновенного человека, столько неизбежная, столько обыкновенная, конечно, не составила бы предмета для беседы небожителей. Но, если для беседы об исходе Сына человеческого сошли с неба небожители, если о смерти Сына Марии сочли нужным говорить такие великие, каковы Моисей и Илия, то нет сомнения, что это – предмет необычайный. И когда же глаголаста исход Его? Тогда, как Он в славе неземной, в свете небесном, в сиянии Сына Божия. Так, исход Его не мешает славе Сына Божия: закрывая от видимого ока славу, тем более открывает ее для взора мысленного Смерть Сына Божия – чрезвычайная воля Отца небесного, предмет предвечного совета Божия. Смерть Сына Божия – необозримое самопожертвование любви вечной, неизмеримая тайна премудрости Божией, дивно устрояющей спасение падшего человека; правда беспредельного оскорблена человеком, и Богочеловек вознаграждает нарушение действием цены беспредельной – крестным смирением. Было о чем беседовать вслух земножителей, когда и для небожителей не совсем удобопонятен предмет беседы; сонмы умов целую вечность будут углубляться в сию тайну и изучать в ней дивное сочетание любви с правдою, всемогущества с смирением глубочайшим. Такова сия тайна! Небожители давно ждали спасения человеку падшему; давно указываемо было в гаданиях и на средство ко спасению. Но, между делами Божиими, ни на земле, ни на небе, нет предмета выше крестной смерти Сына Божия. Так вот и соблазн креста уничтожен, или более чем уничтожен, – заменен славою беспредельною!
Для веры земножителей и сего было недовольно. И се облак светел осени их – обыкновенное знамение присутствия Самого Бога – и се глас из облака глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того слушайте. Отец вечности свидетельствует, что Иисус не раб только верный, подобный Моисею, но Сын Его, Сын возлюбленный, каков Сын единородный, Сын столь же близкий к Нему, сколько близок обыкновенный сын к обыкновенному отцу, – Сын единого с Ним существа. Можно ли ожидать свидетельства выше сего свидетельства? Можно ли представить славу выше славы Сына Божия? Один из земных свидетелей Фаворской славы Иисусовой писал к ученикам своим: «мы возвещали вам славу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв самовидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от великолепной славы пришел к Нему таковый глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный. И сей глас, с небеси сшедший, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2Пет.1:16–18). Так апостол указывает на преображение Христово, как на твердое основание веры в славу пришествия Христа Господа.
Так, на Фаворе слава Его была славою Единородного от Отца. Мы знаем это, мы видим это, как бы своими очами, слышим это, как бы своими ушами. Повергнемся убо пред преобразившемся Господом в благоговейном трепете; почтим Сына, да некогда прогневается, и мы погибнем. Израиль новый! внимай гласу Фаворскому, – кого слушать повелевает Он тебе, к кому велит обратиться с твоею верою; в Сыне Божием, открывающем в Себе Отца и Духа, открыть тебе Бог и Он же – Спаситель и просветитель твой. Но, не твоя ли пытливость придумывает многих учителей, чтобы забыл ты Единого учителя твоего? не твоя ли гордость отвращает взоры от мужа скорбей, и не хочет сознаться, что она же обременила скорбями Сына Божия? После Фаворского света, чего, казалось бы, больше тебе, чтобы зреть на все во свете Его единого – Сына Божия, и веровать в Него единого Бога истинного! А твой взор куда устремлен? Где для тебя великое? Для некоторых из нас есть великие гении, великие люди, могучие правители судеб мира, т.е. точно так, как были великие юпитеры, великие марсы, великие аполлоны, великие вулканы – все великие по нечестью и разврату, но которыми люди вытеснили, как и ныне, из ума и мира, Бога истинного, которыми славу нетленного Бога изменили в подобие образа тленного человека. Где же для нас Иисус, – Который с Фавора на Голгофу идет претерпеть смерть, именно потому, что люди, сокрушив в себе образ великого, стати и нищими, и бедными, и нагими, слепцами – без зрения и света? Судите, не язычество ли это, самое неблагодарное и грубое?
Бог наш – не Бог мертвых, но Бог живых. У Него живы все умершие здесь, на земле. У Него, не как на земле, надежды праведников не умирают, так же, как и грешникам отдано будет свое. Посмотрите на Фавор. Там с Иисусом и апостолами – Моисей, скончавшийся за пятнадцать веков до времен Иисуса, – там Илия, не испытавший самой смерти, но прямо с земли взятый на небо, за девять веков до явления на Фаворе. Они в славе, тогда как на земле вся жизнь была их подвигом за славу Иеговы; они получили все, по желаниям святым, достигли, чего искали, не ища земного; даже надежда увидеть обетованного Спасителя очами телесными, – и та исполнена на Фаворе. Они в славе, и от славы Сына Божия заимствуют свою славу. Но, по действию Его – всемогущего, достанет сей славы и для всех верующих в Него. Апостол учит о Христе: Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его, по действу, еже возмогати Ему и покорити Себе всяческая. Как Моисей из пустыни посылал соглядатаев принесть и показать странствовавшему Израилю плоды земли обетованной; так точно на Фаворе показывает Господь избранным ту славу, которая уготована на небе для всех верных Христовых. На Фаворе ученики Иисусовы узрели Иисуса в свете и славе, и от восторга не знали, что думать, что говорить. Душа пришла в смятение от необычайного видения. Пылкий Петр отверз уста, но стал говорить, сам не зная что. Господи! добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени – Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии. Блаженство фаворское так наполнило душу, и оказалось для земножителей так велико, что забыто небо и исторглось желание удержать небожителей на земле. И евангелисты едва находят слова для изображения красоты Фаворского видения; они сравнивают вид лица Иисусова с блеском солнца, вид одежд с снегом, но это только сравнение. Самая красота была неизобразима. Не забудем, однако, что это была красота, которую зрели облеченные в плоть земную. О красоте небесной писал небошественник: «слышат слова, которых человек пересказать не может; око не видало, ухо не слышало, на сердце человеку не всходило, что уготовано там для любящих Господа». О, как благ Господь к любящим Его!
Для всех, слушатели, отверсто в Иисусе небо. Не унывай и не сетуй, подвижник Христов, обременяемый скорбями жизни земной! Надейся и терпи. Скорби твои велики, но так ли они велики, как скорби Моисея и Илии? Беды жизни ищут ли души твоей, как искали они души Илииной? Если и так велики, молись и надейся так же, как они. Молись и помни, что получили подобострастные нам по молитве еще здесь, и чем ты зришь их на Фаворе. Нас слабых обольщают удовольствия жизни; нас пленяют приятности света. Но, зачем же не пленяют нас радости небесные? Зачем не влекут к себе наслаждения вечной жизни? Завидуют, смотря на счастье грешников, жалуются, что соседи живут покойно, весело, а сами они в нужде и бедности. – Любезный собрат! пожалеем лучше, что притуплено в нас чувство к радостям Фаворским; поскорбим, что нам не дано счастья, подобного счастью избранных Христовых (а не дано, конечно, потому что мы с тобой худо молимся). Нам поведано видение фаворское; доказано, какое блаженство быть со Иисусом прославленным; но показано и то, что на самом Фаворе глаголаста исход Его, говорили о крестной смерти подвигоположника нашего. А нам хочется наслаждаться радостями, но не терпеть скорбей; нам хочется получить небо, но без подвигов для неба; нам хочется счастья такого же светлого, как светло оно было на Фаворе, но о кресте последователей Иисусовых мы не хотим и думать. Братия! на горе искушения искуситель показал Спасителю вся царствия мира; говорил только о том, что приятно для гордости мирской, что ласкает похотям чрева, возжигает страсти к земному богатству. На Фаворе показана слава небесная, и вместе нужда в кресте. К какой стороне хотим принадлежать мы?
К стороне ли князя мира и погибели? Или, к стороне Господа Фаворской славы? Выбор в нашей воле. Не откажемся же, по крайней мере, ныне хранить душу для радостей Фаворских и терпения крестного. Тебе представился случай идти в веселое общество людей света; повтори слова Петровы: Господи! добро нам зде с Тобою быти, и останься с Господом, оставь людей. Тебе скучно покажется, по правилу нынешнего дня, довольствоваться трапезою воздержания, скажи душе своей: фаворскою радостью наслаждались те, которые во всю жизнь любили пост, и усладись постом. Но, ах! Жажда наслаждений, как жгучий зной, иссушает ныне души. Чем ослабить эту жажду? Не довольствуются отдыхом: ищут удовольствий разнообразных, изысканных, утонченных. К чему христиане, это ведет? Близко к нам блаженство неба, мы зрим его на Фаворе, но не далек и ад. Остановимся, подумаем о себе. Для того ли отверзают нам небо, чтобы мы ругались над ним? А что ж делаем мы, когда спешим к наслаждениям нечистым, низким, бессмысленным, и оставляем за собою отверстое небо? Остановимся, дабы иначе, убегая от неба, не попасть в геенну!
Чтобы наслаждаться радостями райскими, надобно приготовить душу к тем радостям, надобно жить так, чтобы любили мы не землю, а небо, чтобы не влекла нас воля туда, где для чувства – вечная мука. На Фаворе не все были и апостолы. Отчего это? Оттого, что не все тогда достигли той чистоты, чтобы могли вместить свет Фаворский. На Фавор взяты: Петр, более прочих известный по твердости веры (Мф.16:19); Иоанн, его же любяше Иисус, и который любил Иисуса до того, что разделил и скорби креста (Ин.21:20); Иаков, первый по делам веры и венцу мученическому (Деян.12:2). Сии избранные уже вступили на те пути, по которым шествует Бог; но и они пали ниц при гласе Отца. Что ж было бы с прочими? Так Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Аще кто отверзет двери, говорит Он, вниду к нему. Значит, пока не отверсты двери, Он не входит; стоит при дверях, толкает в двери души, но ждет, пока отверзем душу для Него. Посему-то требуют от нас, чтобы преобразовались мы обновлением ума своего (Рим.12:2); чтобы в нас вообразился Христос (Гал.4:19). Напрасно бы стали льстить себя надеждою что будто в царствие Божие может взойти что-либо нечистое. Жестоко обманемся, когда станем ожидать приближения к нам Господа от веры бесплодной, от созерцания мечтательного, позволяя воле поступать, как хочется, как случится. Нет, злохудожну душу не выйдет премудрость!
Не замечаете ли, слушатели, что самые избранные из апостолов, Петр, Иаков и Иоанн, хотя могли быть свидетелями Фаворской славы, еще имели нужду в том, чтобы более и более преспевать в любви к Господу. Любовь говорила устами Петра к наставнику: равви! добро есть нам зде быти. Но Петр, как замечает евангелист, бе не ведый, еже глаголаше (Лк.9:33), или, как другой евангелист говорит, не ведяше, что рещи: бяху бо пристрашни (Мк.9:6). Петр не знал ни того, что говорил, ни того, что надлежало сказать; говорило чувство его, – чувство, смущенное радостью и страхом. Согласитесь, что это состояние не совершенное. Чего же не доставало в Петре и в его спутниках? Аминь, аминь глаголю тебе, говорит воскресший Спаситель Петру, егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши. Сие же рече, присовокупляет евангелист, назнаменуя, коею смертью прославит Бога (Ин.21:18–19). Вот что оставалось делать Петру! Оставалось жить не по воле своей, и страдать не по желаниям своим; оставалось невольными скорбями волю и душу приближать к высшему совершенству. То же оставалось Иакову и Иоанну, и то же исполнили они. И те из апостолов, которые, при жизни Спасителя, не могли быть свидетелями славы Его, в последствии преуспели в совершенстве подвигами; стали способными носить высокие тайны царствия Божия на земле; воссели и на престолах небесных судить Израиля, после того как возросли и укрепились в вере и любви. Так, воля Божия такова о нас, что мы должны непрестанно восходить от совершенства к совершенству, возрастать в добродетелях при помощи благодати Божией. Жизнь духовная такова, что, если не простираемся вперед, необходимо возвращаемся назад; переставая бодрствовать для добра, слабеем для добра; коль скоро не живем для Господа, то неприметно живем для греха, – и чем более живем для греха, тем менее для Господа, чем более для Господа, тем менее для греха. Поминайте жену Лотову (Лк.17:32). Бойтесь оглядываться на предметы греховные. Царствие Божие надобно брать силою, и темно усильные искатели достигают его (Мф.11:12). Врата, ведущие в жизнь вечную – узки (Мф.7:17). Путь к небу – путь тесный и скорбный. Жизнь духовная – подвиг (2Тим.4:7), сражение, труд (Иов.5:7). Надобно непрестанно простираться вперед, и непрестанно принуждать себя. Скажут: невозможно всегда идти в гору? Напротив, любовь от навыка возрастает и, возрастая, облегчает труд подвижничества; а холодность, а небрежность в деле спасения не сберегает нам силы, а только, затрудняя в преспеянии для добра, ослабляет душу. Братия! с Фавора на Голгофу идет подвигоположник наш с тем, чтобы своею кровью искупить нас для Себя; выкуп совершен, путь жизни показан. К чему леность? За Ним – вслед; вслед за апостолами; мы не в праве жить для себя, по желаниям своей лености, мы Его собственность (1Пет.4:2). Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса.
Господи Иисусе! Ты сияние славы Отчей; Ты Бог и Спаситель наш. Ты показал ученикам Твоим славу Твою, яко же можаху. Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный! Воспламени сердца наши любовью к Тебе, да славим все Твое святое имя и возносим хвалы великим благодеяниям Твоим, которые изливать на нас не престаешь Ты, вкупе со Отцом и святым Духом. Аминь.