Слово в день поклонения веригам апостола Петра, в храме Харьковского тюремного замка
Бе Петр спя между двема воинами,
связан железнома ужема двема, стражие
же пред дверьми стрежаху темници (Деян.12:6).
Петр – верховный апостол, образец пылкой веры и искреннего благочестия, сидит в темнице, связанный двумя оковами, охраняемый стражею. Не странное ли это явление?
Странно и то, что мы, по голосу церкви, собрались творить поклонение Петровым веригам. Что за радость целовать оковы темничника? И где собрались мы? В доме узилищном. Не творим ли мы посмеяния над страждущею невинностью, которой место, как кажется, совсем не в темнице, хотя и видим ее здесь в лице Петра?
При том, как известно нам великое лице Петра, поклонение Петровым веригам очень естественно и странны были бы те, которые не стали бы считать их достойными уважения. Если каждая вещь, принадлежащая великому лицу, обращает на себя общее внимание, то вериги верховного апостола, конечно, достойны благоговейного уважения, тем более что все величие Петра было делом великой благодати Божией. В книге деяний апостольских видим мы опыт тому, что самые неодушевленные вещи, бывшие в употребления апостолов, проникались силою благодати Божией. Там читаем, что и головотяжцы Павла, т.е. головные повязки его, источали исцеление для больных при прикосновении к ним веры. Точно таковы же были и вериги св. Петра.
Сего довольно об уважении вериг. Рассмотрим ближе, нужны ли темничные страдания для праведных, или для грешников?
Оковы и темница кажутся нам несовместными с мыслью о невинности. А святые Божии целовали оковы свои и радовались в страданиях. Отчего такая разность во взгляде на один и тот же предмет? Оттого, что святые Божии выше всего ставили волю Божию и по опыту знали, как спасительна для них сия воля. Чтобы очистить золото от разной примеси, нужен огонь. Так нужны и для святых Божиих болезненные испытания. Эту истину глубоко сознавали святые Божии, хорошо знавшие самих себя и прославляли суды Божия. Судими от Господа наказуемы, да не с миром осудимся, говорил св. Павел (1Кор.11:32). Временные бедствия, в том числе оковы и темница, стесняя плоть и её желания, не стесняют свободы духа, а раскрывают ее и облегчают восхождение души к Богу. Потери и скорби открывают внимательным непостоянство и суетность благ мирских, которые без того могли обольстить собою душу. Страдания временные, очищая дух от нечистых желаний самолюбия, придают ему твердость терпеливую, сообщают духовное искусство, научают упованию, которое не остается в стыде. Радуемся во страданиях, говорит св. Павел, ведяще, яко скорбь соделывает терпение, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим.5:3). Только трудные обстоятельства жизни очищают, возвышают, укрепляют, обнаруживают любовь истинную к Богу, без того являются только временные порывы благочестия, чаще же силы спять и в бездействии слабеют. Господи, с Тобою готов, есмь в темницу и на смерть идти, говорил пылкий Петр, не испытанный скорбями (Лк.12:33). Но опыт показал, что он еще не готов был для того. Ему надобно было очиститься слезами раскаяния, потом переносить неприятности и огорчения в проповедании Христа иудеям, постепенно отрешаться от своей воли, пока другой не поведет, куда захочет, затем уже взошел он на высшую степень любви, мужественно понес заключение в темнице и оковах, с радостью терпел раны и бесчестие и бестрепетно приял мученическую кончину.
Заключенные в сем узилище, но предназначенные к свободе Христовой! Не сомневаемся, что между нами могут быть невинные Иосифы и правосудие человеческое, собственно, потому, что для него недоступны сердца человеческие, наверно причисляет иных из вас к татям и разбойникам. Но это не значит, что кто-нибудь из вас в праве роптать на свое положение. Помните, что святые Божии считали оковы и темницу за дело любви Божией. Невинный Иосиф пал ли духом под тяжестью бед, постигших его? Восставал ли он с негодованием против суда человеческого или против немощи братьев? Нет, напротив он говорил братьям, не вы посласте мя семо, ко Бог (Быт.45:8). Страдающие невинно! славьте Господа, пославшего вас сюда. Любя невинность Он ожидает преспеяния её в любви к Нему, усовершения в раскаянии о слабостях, в терпении, в молитве, благодарности и самоотречении. Не благая ли это воля Его о невинных?
Если временные скорби нужны для праведников, что сказать о грешниках? Для них оковы и темница – дело правды Божией и вместе дивной любви Божией. Правда Божия не может оставить без отмщения нечестий человеческих, Бог не может не отвращаться от греха. Особенно же, когда грехи и нечестия разливают свою заразу на других и приводят в беспорядок дела целых обществ, правительствующая правда Божия не может не восставать на защиту нравственного порядка. Раскаяние кающихся до известной степени выполняет в себе дело суда Божия, поражая себя скорбью за содеянные грехи и стараясь по возможности исправить допущенные беспорядки. Но что делать с душами необузданными в страстях своих и не чувствующими своего заблуждения? Карательная правда Божия объявляет по отношению к забывчивым грешникам свой голос в приговорах суда человеческого, в разных скорбях и лишениях временных, в темнице и оковах. Счастливы те из них, которые покорно выполняют приговор правды вечной во времени и умеряют желания страстей страхом суда Божия, если и не совсем возвращаются к путям высокой христианской жизни. Иначе страшна вечность, ожидающая нераскаянного грешника. Что значат всевозможные временные скорби пред грозными муками вечности? Удары лозы, наносимые рукою нежной умной матери. Когда у кого-либо из нас оказывается на теле крайне опасная, заразительная рана, все признают за благодеяние, если оператор вырезывает ту рану с её корнями; операция бывает болезненная, но она спасительна. Точно также, когда Господь посылает страдания и скорби для вразумления забывчивых грешников, не видна ли в том мудрая любовь Его к грешникам?
Заключенные в сем узилище правдою человеческою! осмотритесь, кто вы пред правдою Божией? Вы сами в своей совести, при свете евангельском, хорошо можете знать, кто вы таковы? Что, если самая большая часть из вас действительно виновны в преступлениях, в которых обвиняет вас человеческое правосудие? Что, если гораздо более соделано вами нечистых дел и беззаконий, чем мог обличить недальновидный глаз человеческий? Что если тайные нечестия души вашей, подведомые одному суду Божию, до того умножились, что вызывают против себя суд Божий более строгий и грозный, чем могут быть приговоры правды человеческой? Что остается вам делать? О! повторяйте чаще исповедь благоразумного разбойника – мы терпим достойное дел наших. Эта исповедь будет славить правду Божию, а раскаяние, возбужденное ею, будет привлекать на вас милосердие Божие. В голосе правосудия человеческого звучит для вас голос правосудия Божия, внимайте ему и кайтесь в нечестиях души вашей. Страшитесь того наглого бесчувствия, с каким висел ошуюю Господу другой разбойник. Как близок был сей несчастный к Спасителю и Господу своему! Но он не познал себя, потому не узнал и Господа своего. Он не сознал гнусности преступлений своих; глух остался и к напоминанию о них, сделанному судом правды человеческой и потому не искал милости небесной. Страшитесь такого положения. Молитесь, чаще молитесь молитвою благоразумного разбойника, помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Кающийся разбойник не терзался скорбью о том, что висит он на кресте и умирает позорною смертью; он сокрушался только о грехах своих и молил Господа о прощении. Грехов на мне много, думал он, грехи мои тяжки; я под гневом Божиим и не стою я ничего более, но Ты – Господь милостивый и сильный; много будет значит для меня, если Ты вспомнишь о мне грешнике в царствии Твоем. Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Друзья мои! Поступайте и вы по примеру умного разбойника. Не дозволяйте исторгаться из сердец ваших ни одному звуку ропота на жребий ваш; переносите благодушно участь свою; ведите себя кротко; чаще приводите на мысль грехи прошлой жизни своей, грехи молодости ветренной, грехи мужества самолюбивого, грехи дней и ночей, грехи против своей души, грехи против своих ближних, грехи против Господа. О! если бы вы пришли в себя! Как много увидали бы в себе грехов! Тогда за счастье признали бы свое заключение и спешили бы приносить плоды достойные покаяния, – смирение, чистоту душевную и телесную, незлобие, покорность, послушание, правдолюбие, пост, молитву.
Боже всемогущий и преблагий! Пребуди благодатью Твоею в дому сем, да будет он училищем святой воли Твоей, везде для нас премудо-благой и спасительной. Аминь.