Проповеди на праздники:


Слово в день памяти Всероссийских святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа и день тезоименитства Государя Наследника и Великого Князя Алексия Николаевича

И пойдут царие светом (Христа) и языцы (народы) светлостью (Его) (Ис. 60, 3).

Наша Русь святая, наш русский народ из среды своей воздвиг великих святителей, как светочей своих, - Петра, Алексия, Иону и Филиппа, которых мы, братие, и ублажаем ныне.

Да, эти святители явились в нашем Отечестве, как ярко горящие светильники, в те темные времена татарщины, во времена государственных и общественных смут и кровопролитий, когда юному государству нашему угрожало полное разрушение. На темном фоне жизни русского народа, в море греха, зла и бедствий народных святители были как ярко светящие, спасительные маяки, как блестящие звезды на русском небе. Они указывали, освещали путь правой жизни, ведущей в Царство Небесное, всем находящимся в ограде Православной Церкви и даже тем овцам, кои не от двора Христова. Свет их жизни светил пред человеки (Мф. 5, 16), озарял целые сонмы наших темных соотечественников.

Каков же был этот свет?

Свет, которым ярко освещали мрачную, греховную жизнь народа всероссийские архипастыри, был и есть единственный Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9), - Христос Бог наш. Он свет миру (Ин. 8, 12), во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). В нем все - и сила духовной жизни, и свобода, и высшее благо, и счастье людей. Озаряемые лучами этого божественного света Христа, и «царие и народы» устрояют светло и радостно свою жизнь личную, общественную и государственную.

Наше русское государство строилось, созидалось и стало могучим только под действием живительных лучей Света Христова.

Во времена тяжелого ига татарского, во времена страшных смут и кровопролитий чем спасли воспоминаемые ныне святители русские свое отечество от полного разрушения? Разве не светом веры Христовой, разве не горячею любовью к ближнему и отечеству, не самоотвержением своим до готовности душу положить за ближнего, за царя, за веру православную? Вспомним, как святитель Алексий, одушевляемый светом веры Христовой и пламенеющий любовью к народу своему, к своей родине, и устно и посланиями умолял всех, начиная с князей и кончая холопом, жить в мире и любви, исполнять заповеди Христа, оставив вражду, и объединиться во имя Христа. Святостью жизни своей, благодатною силою Божией он подчиняет во вражеской орде своему обаянию и святости даже темных и фанатичных татар и тем спасает от падения свое отечество. Святитель Иона необыкновенною силою нравственного авторитета, светом любви Христовой пресекает в корне смуты и кровопролития. Он же тысячи неверующих язычников приводит ко Христу.

Вы видите, братие, что ублажаемые ныне святители были сыны своей родины, радели о славе нашего отечества, о внешней и внутренней крепости его, но все это поставляли в зависимость от христианских начал жизни, - в основу процветания и могущества государства полагали Свет Христов, евангельские начала жизни.

Все строители государства, все, любящие свое отечество, должны помнить, что государство должно воплощать на земле Царство Божие, что во свете Христа только можно узреть, понять смысл и цель жизни, разум жизни как целых народов мира, так и каждого члена в народной семье.

Русь Святая. Так любил называть себя всегда наш народ. Что же это значит? Это говорит нам о том, что русский народ с самой колыбели жизни своей ставил первым идеалом не богатство, не сытость, не внешнюю образованность, не блестящую культурность, а достижение святости и воплощения ее в жизни. Он всегда почитал и благоговел, и до сего времени чтит тех, кто живет свято, по-Божьи. Он ищет праведников на земле, идет за тысячи верст с котомкою за плечами, чтобы поклониться праведнику, чтобы увидеть небо на земле. По этому идеалу строилась личная, семейная, общественная и государственная жизнь. С точки зрения этого идеала святости ценились и просвещение, и грамотность, и образование. Ведь и центрами, очагами просвещения были святые обители и храмы Божии! В народе воспитывалась вера в Бога не только милующего, но и Судию и Мздовоздаятеля, воспитывался страх Божий, благочестие, добродетели смирения, послушания, преданности воле Божией, терпения и надежды на лучшую жизнь в Царствии Небесном, любовь ко всему родному, исконному, русскому, преданность государям своим, как поставленным от Бога в поощрение добрым и наказание злым (Рим. 13, 3-4). 

И ныне радетели блага, счастья народа, ревнители просвещения народа, все, кто устно и печатно трубят о всеобщем обучении, всеобщей грамотности среди народных масс, должны прежде всего удовлетворить духовные запросы нашего народа, которыми он от колыбели жизни был проникнут. Материальные блага, сытость не составляют всего содержания жизни нашего народа. Он стремится в горний мир, но и здесь, на земле хочет жить по-Божьи.

Стремление ко Христу, вера в Него, упование на Него - вот конечный идеал народа. Мы, русские люди, можно сказать, Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28).

В настоящий радостный для сердца русских людей день тезоименитства Наследника Цесаревича Российского престола запечатлеем глубоко в сердце своем, возлюбленные братие, сказанные мною истины о нашей дорогой родине, о нашем православном народе. Пойдем вперед в строении и созидании жизни личной, общественной и государственной во свете Христа Бога, во свете веры, добродетельной и благочестивой жизни. Свет Христов пусть освещает всех нас, всю нашу жизнь. Пусть исчезнут во мраке бездны ада все те безотрадные, мрачные картины жизни, о которых нам почти ежедневно сообщает пресса, - разврат, убийства, хищения, казнокрадство, попрание божеских и человеческих законов. Пусть ярче заблистают в нашем отечестве светлые, радостные лучи Христовой веры, подобные Белгородским и Саровским торжествам. Будем помнить грозные слова пророчества: Господь будет для тебя вечным светом... Ибо народ и царства, Которые не захотят служить тебе, - погибнут и... совершенно истребятся (Ис. 60, 20, 12).

Пойдем за Государем и благочестивейшим Царем нашей Русской земли. Он первый и лучший сын Святой Церкви. Он защитник и покровитель веры Христовой, просвещения народа в духе веры Христовой. Он защитник церковного воспитания русского народа, хранитель его идеалов и заветов.

Помолимся усердно Господу, Отцу светов, дабы Он помог царственному родителю, по молитвам святителя Алексия, воспитать царственного сына - Наследника русского престола в вере и  благочестии, горячей любви к ближним и родному отечеству, воспитать по тому идеалу святости, который хранит в заветах своих наш православный народ. Будем помнить все завет Христа: ходите во свете, пока есть свет (Ин. 12, 35). Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх