Проповеди на праздники:


Слово в день памяти святого апостола Ионна Богослова воспитанникам Духовной семинарии. Путь к Богопознанию

Всякий любящий... знает Бога... согрешающий не видел Его и не познал, Его (1 Ин. 4, 7; 3, 6).

Вчера и сегодня, возлюбленные юноши, вместе с Воскресшим Христом, мы прославляли и возлюбленного ученика Его, святого Иоанна Богослова, - этого величайшего учителя веры в Евангелиях, неподражаемого апостола любви в Посланиях и чудного тайнозрителя в Откровении.

Зритель неизреченных откровений, сказатель вышних Божиих таин, «наперсник Христов, труба и начала богословия» - такими славными именами Святая Церковь величает в своих песнопениях Апостола Христова. Но самое высокое имя, которое Святая Церковь усвояет ему, - имя «богослова».

Действительно,  апостол  Иоанн - образец истинно христианского богословия и останется таким  на все времена.  О нем  действительно можно сказать, что он видел Бога и познал Его. Святой Иоанн так начинает свое соборное Послание: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, о Слове Боге - о том... мы и возвещаем, вам... (1 Ин. 1, 1-2). Великий Апостол любви не только видел и слышал, но  и  осязал Бога Слово - Христа, прикасался руками своими к Жизни вечной. Поэтому он и «взошел на высоту богословия», поэтому он и «научился неизреченным Божиим тайнам», так что «реки богословия из честных твоих уст истекоша, Апостоле, из нихже Церковь Божия напояема, покланяется православно Троице Единосущней» (стихира на литии 1-я, глас 1).

Кто он был - этот величайший учитель богословия, указующий нам путь богопознания и условия истинного знания Бога?

По кратким сказаниям Евангелия и других священных книг, святой Иоанн был по природе своей созерцателем, жил преимущественно внутренней жизнью. Всё воспринимаемое впечатлениями от внешнего мира он глубоко обдумывал, переживал и тому, что делал своим достоянием, не изменял уже до конца жизни.

С дней юности святой Иоанн решил искать внутреннего очищения сердца от греха. Лишь только он услышал, что строгий и суровый проповедник иудейской пустыни призывает всех к покаянию, не замедлил пойти к нему на берега Иордана.

Но вот ищущий истины юноша слышит из уст строгого пустынника, что вслед за ним идет, уже пришел Тот, у Которого он, проповедник покаяния, недостоин... развязать ремень обуви Его (Мк. 1, 7). Святой Иоанн спешит к новому Учителю -Агнцу Божию, принимающему на Себя грехи мира, и пребывает у Него день (Ин.1, 29, 39).

Нравственное величие Иисуса, Его слово, полное духа, силы и жизни, производит неотразимое впечатление на юного Иоанна.

Святой Иоанн находит  в личности Христа истину,  обретает  путь и чувствует сердцем истинную жизнь. Отселе Христос для него идеал. Он привязывается к Нему со всею силою порывистой и впечатлительной души своей. Евангелия свидетельствуют нам, что святой Иоанн преданность Божественному Учителю сохранил до конца своей жизни. В Божестве Христа Спасителя преданнейший  ученик  Его не усомнился даже и у древа Креста, при виде Его, распинаемого со злодеями.

Когда Спаситель воскрес из мертвых, все ученики были поражены от неожиданности: Петр возвращался от гроба  Воскресшего, дивясь сам в себе происшедшему (Лк. 24, 12), а другие при вести о воскресении и совсем не поверили (Мк. 16, 11). Один Иоанн, вошедши в пещеру, где был погребен Христос, увидел пустой  гроб  и  уверовал, (Ин. 20, 8) в воскресение, потому что глубоко верил в Божество Иисуса Христа.

Мы видим, что и Божественный Учитель, воплощенная Любовь, относился к ученику Своему, которого любил (Ин. 21, 20), особенно нежно-внимательно. Мягкого от природы по характеру юношу, как нежный цветок, Христос постоянно приближает к Себе и согревает его Своею любовью. На тайной вечери Он удостаивает его возлежания на персях Своих. Любовь Христова как бы перелилась в полноте своей в сердце любимого ученика. Святой Иоанн настолько проникся любовью Христовой, что стал апостолом любви и обаяние ее, как аромат, распространял всюду, где жил, среди окружающих его.

Не здесь ли, возлюбленные юноши, и заключается разгадка тайны высокого богословия святого Иоанна? Не здесь ли -  в этом тесном нравственном общении его с Богом Словом и надо искать объяснение той глубины и высоты боговедения и богословия, которые усматриваются во всех писаниях апостола Иоанна? Да, только глубокая, пламенная любовь святого Иоанна к Богу Слову - Христу, его чистое, полное любви сердце открыли ему тайну знания Бога. Любящий Бога - знает Его.

То же качество должно быть и у всякого богослова. Теми же путями к богопознанию, к восхождению на высоту богословия и мы, все учащие и учащиеся в этой духовной школе, должны идти.

Правда, можно усвоять истины веры умом, деятельностью рассудка. Но если такое знание Бога и возможно, то полезно ли оно для жизни? Не будет ли такое знание, такое богословие бесплодным, мудростью бесовской? Апостол Иаков говорит, что бесы веруют, то есть признают, что Бог один и Тот же, никогда не изменит Своих определений относительно их участи, знают, что их рано или поздно постигнет кара Божия, - знают это и трепещут (Иак. 2, 19; Мф. 8, 29). Это знание не имеет никакого влияния на их нравственное исправление. Почему? - Потому что они не имеют любви и лишены тесного нравственного общения с Богом и Христом Его. Бог есть, по слову апостола Иоанна, любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). Любовь стала ведома людям, сделалась доступною для переживания только через явление Сына Божия во плоти на земле. Христиане  постигают  чувство любви  во  Христе  и  чрез Христа. Любовь есть жизнь во Христе, она только открывает человеку Бога. Видевший  Меня, говорит Христос апостолу  Филиппу, видел Отца (Ин. 14, 9). Отсутствие любви в человеке должно быть признано болезненным и ненормальным.  Такой человек пребывает во тьме, он не знает Бога, Который есть свет (1 Ин. 1, 5).

Не имеющий любви, не может жить полною жизнью человека. Полнота жизни каждого человека зависит от тесного общения его со всеми людьми, с целым человечеством, каковому, как целому, указана Богом цель бытия.

Не имеющий любви, не знает, не дает себе отчета, зачем он живет. Любовь возвышает в нас веру, а вера согревает в нас любовь. Таким образом, мы, воспитывая в себе любовь и веру, постепенно приближаемся к Самому источнику Истины и Света. Чем ближе подходим к источнику Света, тем более освещаемся лучами Его, и пред нами раскрывается яснее тайна боговедения.

Итак, возлюбленные юноши, развивая здесь, в школе свой ум, вырабатывая известное мировоззрение, известные убеждения и начала для жизни и деятельности, не забывайте согревать любовью Христовой и сердце.

Сердце имеет глубокое влияние на деятельность разума и направление мышления. Из сердца человеческого, по слову Христа, исходят злые помыслы (Мф.15, 19), а чистые сердцем... Бога узрят (Мф. 5, 8). Воспитывайте в сердце любовь Христову до степени любви  Иоанновой - и узрите Бога.

Вам придется служить миру, а мир, по слову апостола Иоанна, лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Вы пойдете по окончании духовной школы со словом проповеди, со словом мира и любви, со словом утешения ко всем труждающимся, обремененным, скорбящим и озлобленным, отчаивающимся и погибающим, к сидящим во тьме и сени смертной (Мф. 4, 16). С чем же вы явитесь к ним, если не воспитаете в себе любви?

Святой апостол Иоанн среди окружающих его распространял обаяние любви, к нему все неудержимо влеклись, так как вблизи этого Апостола любви всем чувствовалось и дышалось легко, забывались все горести жизни.

Будьте и вы подражателями великому Апостолу любви. Без любви не может быть ни истинного пастыря, ни истинного учителя, ни истинного богослова, ни одушевленного миссионера-проповедника и вообще доброго деятеля на ниве Христовой.

Проникнитесь настолько любовью Христовой еще здесь, в школе, чтобы сохранить ее до конца жизни. Святой апостол Иоанн остался до конца жизни верен той истине, которая составляет суть его апостольства. «Дети, любите друг друга, - говорил он уже слабыми старческими устами всем окружающим его, - это заповедь Господня. Если исполните ее во всей широте, то исполните весь закон Христа».

Возгревайте и вы, юноши, до конца дней в сердце своем любовь к Богу и ближнему, возлюбите Христа, Божественного Учителя нашего, любовью Иоанновой - вы проникните тогда в тайну боговедения и удовлетворите высокой потребности духа человеческого. Любящий... знает Бога (1 Ин. 4, 7).



Проповеди на праздники:

Наверх