Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца и тезоименитства Государя Императора
По имени твоему тако и житие твое (стихира по 50-м псалме из службы святителю Николаю, 6 декабря).
Ныне день памяти теплого заступника нашего, великого святителя и предивного чудотворца Николая. Радостно бьются сердца наши. Этот пастырь добрый, отец милосердия и любви, неудержимо влечет к себе прежде всего тех, кто верует в простоте сердца. Простолюдины русские ныне с избытком наполняют по всей матушке России святые Божии храмы и изливают пред образом угодника Божия свои наболевшие души, несут ему свои жизненные скорби, свое горе душевное и радости.
О, если бы можно было проследить очами и слухом все, что происходит в дни памяти Святителя около его святых икон по всей Руси святой! Мы увидели бы, может быть, целое море слез человеческих, проливаемых здесь, услышали бы целую бурю молитвенных вздохов стонущей под тяжестью греха и тоскующей о Боге души человеческой.
Даже и те маловерные души, именующие себя «сынами просвещения», «мудрыми в мире сем», и они в этот день ощущают внутреннее желание разделить теплое чувство и горячую веру простого народа. Даже и образованные сыны лукавого века нашего, совсем почти порвавшие духовную связь с историей Святой Церкви, осуждающие древнее благочестие наших предков, и они готовы почтить покидаемые ими добрые обычаи отеческого благочестия: подать нищему, поставить свечу, приложиться к образу угодника Божия.
Чем же объяснить, братие, это обаяние, эту общую любовь к святителю Николаю в нашем православном Отечестве? Что заставляет души маловерные, сердца холодные умиляться, размягчаться, подобно ледяным глыбам от живительных лучей весеннего солнышка? Почему этот пастырь и угодник Божий влечет к себе даже тех овец, кои не суть от двора Христова?
Вспомните, что в нашей Уфимской стране чудотворный образ святителя Николы Камско-Березовский собирает к себе на поклонение десятки, может быть и сотни седящих во тьме язычества и погибающих во лжи магометанства, выслушивая своеобразный молитвенный лепет их. Чем велик святитель Николай? По имени твоем тако и житие твое отвечает нам на поставленные вопросы Святая Церковь в своей песни. Николай-значит победитель, победы нося (носящий) имя (см. стихиру на стиховне). Вся приснопамятная жизнь Святителя есть подвиг победы, торжество веры и любви христианской.
Победитель! Победа! Какие славные слова! Кто будет отрицать, что во все времена и у всех народов земли эти слова заставляли радостно биться и трепетать сердца, вызывали особенное чувство уважения, гордости, благоговения!
А у нас, христиан, разве это не радостные, не вожделенные слова? В них сила, двигающая нашу жизнь вперед, ободряющая нас и дающая твердую надежду в борьбе со злом.
Кто наш первый Победитель? Воплотившийся Сын Божий- Христос. Он искупил зло мира, Он пригвоздил грех ко кресту, Он изгнал князя мира сего вон, сокрушил вереи вечные адовых врат. Он положил конец царству смерти на земле и положил начало вечной жизни. Забрезжил Свет и начал разгонять облегавшую человечество тьму. С явлением христианства как новой жизни на земле человечество впервые могло радостно воскликнуть словами древнего пророка: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. 13, 14). «Древняя мимоидоша, вся быша нова!»
Чем же человеческий мир с пришествием Сына Божия Христа на землю достигает победы? Сия есть победа, победившая мир, во зле лежащий, вера наша (I Ин. 5, 4) - отвечает нам возлюбленный Апостол Христа. Действительно, мир языческий, мир, работавший греху, служитель зла, наполнявший ад своими жертвами, плативший постоянную дань смерти, в жестокой борьбе уступает только вере Христовой - вере не как теоретическому учению или доктрине, а вере как новой жизни во Христе, вере, споспешествуемой любовью и добрыми делами. Побеждали царства... заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия .меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне (Евр. 11, 33-34) те, которые явились миру как нищие духом, кроткие, плачущие о своих грехах, алчущие и жаждущие правды, чистые сердцем, милостивые и миротворцы, гонимые и страдающие за имя Христово (Мф. 5, 3-11). Перед твердою верою, пламенной любовью к Богу и ближнему, перед кротостью и чистотой жизни отступает грехолюбивый мир, со стыдом бегут с поля битвы гордое себялюбие, жестокость, грубая чувственность, безнравственность - все темное и враждебное Богу, облегающее, как мгла, ветхого человека и низводящее человека до степени скота несмысленного.
Борьба со злом мира и искупление мира и человечества от зла начались с сошествием на землю Сына Божия - Христа и продолжится до дня второго Его славного пришествия на землю, когда закончится деятельность Христа как Победителя и Искупителя, покорится Ему всякое начало злое и власть и сила злая, все враждебное Богу, исчезнет последний враг человечества- смерть (1 Кор. 15, 24, 26).
Пока идет время искупления, пока добро борется со злом, свет со тьмою, истина с ложью, эгоизм с любовью, жестокость с милосердием, все мы, последователи Христа, должны вести жестокую брань с грехом и злом, со стихиями мира сего, с князем власти воздушной, с духами злобы. Нам обещан венец славы в Царстве Божием - а венок дается только победителю.
Если обратимся к жизни воспоминаемого ныне святителя Николая, то увидим, что он действительно, по словам песни церковной, победы тезоименит воистину верным людем явился (стихира на Господи воззвах).
По слову жизнеописателя, угодник Николай «был зеркалом всех добродетелей». Епископ, рукополагавший святителя Николая, пророчески назвал его «новым солнцем, восходящим над землею и обещающим утешение всем скорбящим». Святая Церковь не напрасно именует его правилом веры, образом кротости, учителем воздержания. Те христианские добродетели, которыми побеждается зло мира, все воплотились в жизни Святителя в высокой степени.
Святитель Николай жил в те тяжелые времена, когда языческий мир - вся темная сила сатаны - чувствуя свое поражение, дерзко восстал на Христово Царство и кровию мучеников, казнями хотел залить, затопить пламя веры и любви кротких и чистых сердцем христиан. Во внутренней жизни христианства темные силы врага Божия сеяли смуты ересей и лжеучений, пытались затмить ясность веры Христовой.
Святитель Николай, с детства воспитавший в себе простоту и ясность веры, считал себя хранителем веры Христовой и не осмеливался отступить от священных преданий отцов. Он старался передать ясность веры самой жизнью своей; душа его сильно скорбела о появлении ересей, его ужасала дерзость лжеучителей, искажавших учение Христа. Мы видим святителя как мужественного пастыря, воодушевляющего своих пасомых к радостному перенесению мучений. Видим его на Вселенском Соборе как твердого и непоколебимого ревнителя и хранителя веры во Христа Сына Божия - веры, определяющей возможность существования христианства на земле. Святитель Николай чувствовал всем своим существом, что Арий - еретик, богохульник; отрицая Божество Христа, он отрицал все христианство как религию спасения и искупления.
Ясность и простота веры, прилежание к Церкви Божией, молитва, пост, бдение - воспитали в Святителе кротость, незлобие, необычайную доброту, доступность и благорасположение ко всем. Лицо его дышало добротою, как Ангела Божия, так что достаточно было только увидеть лицо святителя Николая, чтобы скорбь и страсть утихли в смотрящем на него. Кротость - эта величайшая добродетель, свойственная только христианину, способна привлекать к себе с неудержимою силой сердца людей. Этим высоким качеством по преимуществу украшен был духовный облик святителя Николая. Вспомните только, братие, из жизни Святителя историю одного обедневшего отца трех взрослых дочерей. Ночью святитель Николай крадется к дому отца, хотевшего пожертвовать честью своих дочерей из-за бедности, спешно бросает узелок золота в комнату бедняка через окно и бежит, как бы боясь за свое доброе дело. Какое нежное чувство кротости, какое деликатное, щадящее слабость других отношение к людям! Эта кротость Святителя совсем не походит на то же чувство нашего времени, понимаемое в смысле вежливости и утонченности обращения. Святитель Николай всем сердцем готов был служить людям, уважая их совесть, честь и щадя их немощь. Он был отец сирот, утешитель плачущим, помощник обидимых, нищим податель; он делал добро другим с таким чувством и радостью, как будто сам получал от них, а не давал им.
Чтобы быть «зеркалом добродетелей», надо выработать в себе силу владеть своим сердцем, приобрести способность побеждать увлечения, жертвовать ими в пользу долга или, иначе, - научиться воздержанию внешнему и внутреннему. Святитель Николай светился «сердечною чистотою, работая Господу своему в преподобии и правде». Он -учитель воздержания.
Чудны и дела Святителя. Он - помощник находящихся в бедах, спасает от потопления, исхищает от плена, избавляет от уз и темницы, от меча и смерти, дает слепым зрение, хромым хождение, немым глаголание. Обогащает нищих, является защитником на судах.
По имени твоему тако и житие твое, великий угодник Божий! Радуйся, великий Чудотворче!
И мы, братие, все должны радоваться в сей день памяти святителя Николая, как победителя облегающей нас мглы зла, греха неверия и маловерия, гордости и себялюбия. Радостные надежды должны озарять и ободрять сердца наши, что наша скудость духовная, убожество духовное восполняется духовным богатством Святителя. Святитель Николай через даль веков, отделяющую его от нас, и ныне жив для нас. Нам дорог духовный облик его как доказательство радостно торжествующей любви и добра, как победоносная сила, решающая борьбу добра со злом. Через многочисленные иконы свои святитель Николай смотрит на нас отечески строго и ласково и как бы постоянно говорит нам: «по имени вашему тако должно и житие быть».
А ведь мы, братие, носим много имен. Но самые важные имена наши - человека и христианина. Соответствует ли жизнь наша именам нашим? Не унижают ли многие и многие это высокое имя человека, образа и подобия Божия, до степени двуногого животного? Человек, по слову Божию, не много унижен пред Ангелами (Евр. 2, 7), а жизнью своей часто показывает, что он ниже скота несмысленного. Христианин! Христиане! Не звучат ли эти имена для многих, носящих их, горькой иронией? Какие христиане, когда живут без Христа, без благодати Божией, без Таинств, бегут от Церкви Христовой.
Да, если посмотрим с точки зрения Евангелия Христова на современную жизнь, то заметим, что языческие начала жизни, кои поборол своею жизнью святитель Николай, не погибли и ныне еще, через два десятка веков. Новые учения, противные Евангелию, проповедуются громко и открыто, новые понятия вторгаются в умы людей и широко распространяются в мире. Посмотрите, что нам дают современные модные писатели, и вы убедитесь, что это проповедь о воскресении древнего язычества, законов животной жизни, а не людской. Горькие плоды такой проповеди видны уже: разлив диких, ужасающих преступлений, непонятная жестокость, удивительное принижение нравственного чувства при общем повышении знаний и умножении школ. При видимых успехах внешней культуры наблюдается духовное одичание современного человечества.
Что же, братие, ужели падать духом, сложить оружие? Нет. Мы призваны к победе. В мире будете иметь скорбь, сказал Христос, но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Побеждающему, говорит нам Победитель смерти и ада, дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр. 3, 21). Святитель Николай является для нас путеводной звездой в этом бурном житейском море.
Останавливаются еще наши взоры с надеждой и на тезоименитом святителю Николаю, державном Имениннике сегодняшнем, возлюбленном Государе нашем. Он покровитель и защитник веры Христовой, истинный сын Церкви. Он, по представлению русского православного народа, олицетворяет всегда торжествующую правду, торжествующую любовь и милосердие, соединенные не с нравственной только, но и с внешней силою и величием. Государь наш всем сердцем царевым и всею данною ему Богом властью способствует укреплению и возвышению веры и нравственности среди всех верноподданных, поборает за правду и искореняет зло. Его любовь и отеческое внимание, как и святителя Николая, простирается на верных и неверующих, христиан и язычников, седящих во тьме.
В нашей Уфимской стране много еще овец не от стада Христова, погибающих во тьме язычества и лжи магометанства. Святитель Николай являет особенную любовь свою и милость и к этим заблудшим овцам через чудотворный образ свой Камско-Березовский, явившийся в центре язычества и мусульманства. Этот образ Святителя, обходя города и веси нашей страны, разгоняет належащую тьму язычников и освещает седящих в сени смертной.
Тезоименитый святителю Николаю Государь наш разделяет любовь Святителя к этим заблудшим детям одного Отца Небесного. Недавно через Архипастыря нашей страны возлюбленный Государь наш принял в дар и благословение копию чудотворного образа Камско-Березовского Николая Чудотворца и благоволил милостиво отдать святое дело просвещения во тьме седящих в нашей стране под покровительство Царственной родственницы своей Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Возлюбленные братие, помните, что никто не может так успешно способствовать в борьбе с окружающей нас со всех сторон тьмой греха и зла, никто не может так способствовать пробиваться живительным лучам Света Христова во мрак зла, как высокая, чистая, святая жизнь христианина, его непоколебимая вера и любовь до самопожертвования.
Дабы и нам, как спящим и немудрым девам евангельским, не остаться вне чертога Христова, дабы и нам, пользующимся милостями святителя Николая и вниманием Государя нашего, не остаться неблагодарными, следует и нам исполнить наш долг - содействовать победе света над тьмой, добра над злом.
Да будет по имени нашему и жизнь наша! Пусть свет и тетю нашей чистой, благочестивой жизни светит и греет во тьме безбожия, неверия, во мраке греховном! Пусть все: и не ведущие Бога истинного, и заблуждающиеся в вере, и маловерные- видят наши добрые дела и прославляют Отца нашего Небесного! Тогда возрадуется дух святителя нашего Николая Чудотворца и утешится сердце Царя нашего дорогого Отечества. Аминь.