Проповеди на праздники:

Слово в день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе, 25.02.2009

Слово в день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе, 25.02.2009

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Точнее титул святителя звучал иначе ― Митрополит Киевский, Московский и всея Руси, потому что святитель Алексий последний из первоиерархов Церкви Русской носил этот древний титул митрополита Киевского.

Он жил в сложном XIV веке. С одной стороны, с востока земля наша была захвачена Ордой и находилась в тяжелейших условиях, когда внешняя сила господствовала над народом нашим.

С другой стороны, воспользовавшись этим грозным нашествием с востока, противники наши с запада стремились окончательно раздробить Русь, оторвав от нее Киев ― первопрестольный град, разделить Русскую Православную Церковь.

Святитель Алексий получил от Константинопольского Патриарха титул Митрополита Киевского и всея Руси, который в то время носил Предстоятель нашей Церкви. Но поскольку он жил постоянно в Москве и поскольку именно град Москва стал возвышаться как новая столица великого русского древнего государства, то и титул святителя был Митрополит Киевский, Московский и всея Руси.

Забота же святителя Алексия сводилась к тому, чтобы, с одной стороны, употребить все возможные усилия оградить страну нашу, народ и Церковь нашу от опасностей Орды, дать большую свободу, ибо только в условиях свободы могли быть накоплены духовные и материальные силы народа, чтобы, в конце концов, освободиться от рабства. С другой стороны, его заботой было сохранение единства нашей Церкви, недопущение отрыва первопрестольного града Киева от единства русского Православия.

Это служение святителя было связано с особыми трудностями, потому что политическое влияние на западные русские земли было направлено на то, чтобы воспрепятствовать Первосвятителю в посещении Киева. Он предпринимал всевозможные усилия, чтобы навещать западные Русские земли, но это становилось все более и более затруднительным.

Уже в далеком XIV веке некие силы стремились разделить Русь. Для нас не было неожиданным и новым, что в 90-е годы ХХ века повторились подобные попытки.

Мы сегодня вспоминаем день ангела почившего Святейшего Патриарха Алексия, который носил имя святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. На годы правления Святейшего Патриарха Алексия выпали те же самые проблемы, ибо под влиянием различных сил предприняты были попытки разделить единое тело Русской Церкви. И снова кто-то захотел провести границу по той же самой исторической грани, отрывая мать городов русских от единства всей древней Руси.

Святейшему Патриарху Алексию пришлось сделать многое, чтобы сохранить это единство. И по милости Божией, Соборы, которые состоялись в 90-х годах ХХ столетия и в начале ХХI столетия с участием всего епископата нашей Церкви, засвидетельствовали еще и еще раз непреклонное желание всей древней православной Руси быть единой и иметь во главе своего Патриарха.

Это стремление к единству особенно ярко было выражено летом минувшего года, когда в июне в Москве состоялся Архиерейский Собор. Святители, собравшиеся в столице, знали об усилившемся стремлении разделить Церковь Русскую, и потому приняли историческую декларацию «О единстве Русской Православной Церкви». Эта декларация была еще раз подтверждена в дни Поместного собора, состоявшегося в конце января сего года. Эти стремления имеют огромное значение, потому что они проистекают не от желания того или иного политического или церковного деятеля, а выражают горячее стремление и твердое убеждение всей полноты Церкви исторической Руси к сохранению единства так, как желал его святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, как оберегал его, словно зеницу ока, Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси.

Во времена святителя Алексия Церковь играла очень важную роль и имела очень большое значение в жизни русского государства и нашего народа. Во-первых, потому что она одна имела огромное духовное и нравственное воздействие на людей, формируя наилучшие черты нашего национального характера, укрепляя людей в понимании того, что высшей ценностью человеческой жизни является Бог, достойное человека отношение к ближним и благоговейное отношение к Творцу. Эта система ценностей стала именоваться Святой Русью, потому что в жизни именно нашего народа в то время святость стала главной ценностью и основным целеполаганием в жизни. И поддерживалась эта система ценностей в первую очередь жертвенным и мужественным пастырским служением Церкви.

Церковь осуществляла свою проповедь, побуждая человека к святости в личной жизни, в семейных отношениях. Но не только. И в этом, может быть, особе историческое значение святителя Алексия, который пытался христианским духом пронизывать не только духовную, но и общественную, и политическую жизнь страны. По стечению обстоятельств он был не только первосвятителем земли Русской, он был государственным деятелем во многом определявшем тогда политическое направление жизни государства, и состояние русского общества.

Святитель Алексий предпринимал дальние поездки, в первую очередь,  в Орду, чтобы добиться изменения положения народа и Церкви. И ему это удавалось. Он изменял отношение хана и правителей Орды к Земле русской и народу нашему. Но святитель Алексий, имея огромное влияние на жизнь всего русского общества и государства, никогда не переходил опасной черты — никогда не простирал длань к светской власти и никогда не пытался средствами светской власти проповедовать Христа и воспитывать народ.

Русской Церкви, несмотря на огромный авторитет, какой она имела в народе, удалось избежать опасного соблазна — стать частью светской власти и осуществлять пастырское служение силой принуждения, которое свойственно государству. Именно поэтому наша Церковь и избежала всех тех опасных последствий, которые имели место в первую очередь на Западе, где Церковь связала себя прочно с механизмами светской власти, вовлекая себя в политическую борьбу, не свойственную для Церкви.

То, что совершил Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, во многом было повторено в годы правления Святейшего Патриарха Алексия. Церковь не устремилась к тому, чтобы иметь светскую власть, Церковь не устремилась к тому, чтобы включить себя в государственный аппарат, используя силу власти для осуществления своего пастырского служения. Церковь стремилась быть вне всякого политического влияния, Церковь стремилась быть вне всякого государственного механизма, оставаясь внутренне свободной и отстаивая только одно право — быть совестью своего народа. И может быть то, что произошло за последние 20 лет — обращение людей к Богу через Русскую Православную Церковь, воцерковление огромного количества людей, изменение отношений Церкви и государства — в первую очередь объяснялось тем, что и как совершалось на ниве церковно-государственных отношений под мудрым водительством покойного Святейшего Патриарха Алексия.

Вспоминая святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, вспоминая Святейшего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, мы умудряемся опытом правления и жизни святителей и понимаем каких опасностей следует избегать и по какому пути следует идти нам, как народу Божию, как Русской Православной Церкви.

Дай Бог, чтобы и эти заветы, и тот опыт, и те знания, которые приходят к нам от людей древних, помогали и сегодня определять отношения Церкви с внешними, как с дальними, так и с ближними. Чтобы мы помнили, что единственное предназначение Церкви — это спасение людей; и все, что она делает, в том числе и во взаимоотношениях с обществом и государством, она делает и должна делать только ради спасения людей, чтобы приблизилось Божие Царство, чтобы каждый в своем сердце реально почувствовал прикосновение Божественной благодати и ответил на это прикосновение чистотой веры и жизни. Аминь.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/567983.html

Проповеди на праздники:

Наверх