Слово в день памяти святителя Филиппа Московского в Успенском соборе Московского Кремля, 2017 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В прошлое воскресенье во время Божественной литургии мы читали отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 8:28-9:1), в котором рассказывалось об изгнании бесов из двух несчастных на северном берегу Геннисаретского озера, в земле Гергесинской, откуда Господь ушел по просьбе живших там людей. Переплыв на другую сторону озера, Он отправился в Свой родной город и стал там проповедовать и исцелять (Мф. 9:1-8).
И вот пришли к Нему люди и принесли на носилках парализованного. И Господь, увидев, как говорит апостол Матфей, веру тех, кто принес несчастного, говорит расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои», — и исцелил его. В этом повествовании наше внимание всегда останавливается на самом факте исцеления, на окружавших иудеях, которые возмутились словами Спасителем «прощаются тебе грехи твои». Как же человек может присвоить себе то, что принадлежит Богу — прощение грехов? А Господь, видя лицемерие иудеев, спросил: «Что проще сказать: "прощаются тебе грехи" или "встань, возьми постель твою и иди"?» «И чтобы вы поняли, — сказал Господь, обращаясь к окружающим, — что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи», Он говорит несчастному: «Встань, возьми постель твою, и иди». И тот пошел.
Поскольку наше внимание концентрируется прежде всего на диалоге Христа с фарисеями и на событии исцеления, мы нередко упускаем фразу: «Видя веру их, сказал расслабленному…» Чью веру? Веру тех, кто принес несчастного к Спасителю. Наверное, непросто было нести больного, но уж если люди предпринимают такие действия, то совершенно очевидно, что они убеждены в исцелении, что у них есть вера.
Удивительным образом в этом повествовании ничего не сказано о самих этих людях. Мы не знаем, кто они: родные, близкие, знакомые, а, может, просто добрые люди. Ничего не сказано и о том, просили они у Господа исцелить расслабленного или не просили. Скорее всего, не просили, то есть не обратились к Иисусу Христу с молитвой. Так почему же Господь, видя веру их — не веру больного человека, а их веру — исцеляет его? Потому что в самом поступке заключено очень многое. Тот, кто помогает другому человеку, особенно в тяжких жизненных обстоятельствах, делает это в абсолютном большинстве случаев без всякой для себя выгоды. Делает по зову своего сердца, по зову своей совести, — ведь нельзя совершить такой поступок, не прочувствовав боль и страдание несчастных.
В этом поступке действительно проявляется то, что на современном языке мы бы назвали солидарностью со страданием несчастных. И в ответ на это Господь исцеляет расслабленного, потому что их поступок сильнее всякой молитвы. Собственно говоря, это и есть молитва, но выраженная в движении сердца, в любви, в сострадании, в конкретных усилиях, направленных на исцеление больного. В нашей повседневной жизни люди часто приобретают от Бога нечто через посредничество других. В первую очередь это касается детей, ведь родители приносят младенцев в храм причащаться. Они еще ходить не могут, они неспособны самостоятельно прийти в храм, а родители приносят их, причащают Святых Христовых Таин, и сам факт принесения младенца — это уже молитва Господу о здравии, о вспомоществовании, о том, чтобы Господь излил на него Свою милость. Сам младенец не сознает, как не сознавал расслабленный, что в этот момент происходит, но на принесенных в храм детей изливается исцеляющая и укрепляющая Божественная благодать по вере тех, кто их привел — папы, мамы, бабушки или дедушки.
То же самое происходит, когда родители уже повзрослевших детей начинают систематически приводить их в храм, в воскресную школу. Господь споспешествует младенцам и отрокам, потому что их приводят в храм те, кто их любит, кто душой соединен с ними, кто своими поступками выражает свою веру в Бога и свою молитву.
Но не только то, что содержится в сегодняшнем Евангельском повествовании, мы можем отнести к родителям и тем, кто заботится о детях. Разве не так происходит, когда мы заботимся о расслабленных? Сейчас очень много расслабленных — не физически парализованных, но духовно расслабленных. Огромная часть нашего народа в каком-то смысле расслаблена — нет духовной силы, нет искренней веры, нет собственной молитвы. Что же этим людям, погибать? Ведь должен быть кто-то, кто приведет их ко Христу. Вот в этом задача искренне верующих, активных членов Церкви. Мы должны приводить ко Христу наших расслабленных современников. Мы должны подвигом своей жизни, тем, что будем тратить время и силы на других людей, приводить их ко Христу. И по нашей вере Господь исцелит это множество расслабленных.
Разве не в этом миссия Церкви — приводить расслабленных ко Христу? Разве не на это должна быть направлена вся наша энергия, все наши молитвы, все наши помыслы? Именно так должны работать сегодня наши приходы, наши церковные организации. Так должен сегодня работать наш епископат и наше духовенство. На это должно быть нацелено наше внимание, — чтобы приводить ко Христу расслабленных людей, дабы они получили силу, встали и пошли. Пошли самостоятельно, без каких-либо опасных и греховных указаний извне, пошли по голосу своей совести и по вере своей по пути к Богу, а значит, к счастливой и мирной жизни уже здесь, на земле. Потому что вера дарует человеку внутренний мир, а внутренний мир — это и есть синоним человеческого счастья.
Поэтому сегодняшнее повествование — это определенный вызов каждому из нас: и родителям, которые не заботятся о том, чтобы духовно возрастали их дети, и ко всем мирянам, особенно тем, кто имеет возможность привести человека ко Христу, но уклоняется от этой обязанности. Вызов всей Церкви — обратить внимание на то, что сегодня является самым важным, самым главным, потому что если не будет расслабленных в народе нашем, то мы все сумеем сделать, все будет по плечу, включая решение любых задач — экономических, научных, технических. Потому что духовно собранный и сконцентрированный человек, живущий в системе подлинных ценностей, способен изменить мир.
Потому сегодня молитва наша ко Господу и Спасителю, Его Пречистой Матери, святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, который реально приводил ко Христу расслабленных, — о том, чтобы нам была дана сила веры, сила духа, способность молиться не только словами и мыслями, но и своей сопричастностью жизни тех, кто нуждается в помощи свыше. Аминь.