Слово в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, в Сретенском монастыре
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы вспоминаем сегодня память святителя Илариона, архиепископа Верейского, — человека, который своей жизнью, своей проповедью, своими мыслями во многом определил позицию нашей Церкви в тяжелейшие послереволюционные годы. Как известно, святитель Иларион был профессором Московской духовной академии, в каком-то смысле лицом этой школы, потому что он не только читал блистательные лекции (можно себе представить, какой духовный восторг, помимо интеллектуального насыщения, обретали все, кто общался со святителем Иларионом!), но и был глубоко погружен в духовную жизнь. Это погружение полностью захватило все его существо — и разум, и сердце, — и вся жизнь святителя была посвящена Господу даже до смерти.
Святитель Иларион был помощником Святейшего Патриарха Тихона, одним из инициаторов воссоздания патриаршества в нашей Церкви. Как человек очень авторитетный, он передал свои мысли многим архипастырям и пастырям, так что в начале XX века появилось мощное соборное движение, которое в самую грозную годину нашей истории, в год революции и начала гражданского противостояния, привело к избранию святителя Тихона на Московский Патриарший престол.
На всех постах, которые занимал святитель Иларион, в любом положении, в котором он оказывался, он беззаветно служил Церкви Божией. Еще будучи профессором Московской академии, он обратил внимание на тему Церкви, и интерес к Церкви как союзу людей, осуществляемому силой благодати Святого Духа, был в центре богословских и духовных размышлений святителя. Его выводы были очень важными и поучительными, и главный их смысл заключался в том, что никакой человеческий союз не может быть прочным без силы божественной благодати. Мы знаем, как рассыпаются самые тесные союзы — союз мужа и жены, союз детей и родителей; как рассыпаются политические союзы, которые поддерживаются и силой государств, и волей народа. Проходит время, и ничего от этих союзов не остается, даже если их формировали самые мощные политические силы. А вот союз любви между людьми незнакомыми или малознакомыми, даже не сознающими, что они любят друг друга, силой благодати Божией осуществляется в Церкви, как показал святитель Иларион.
Примером этого союза являемся сейчас и мы с вами. Многие из нас друг друга не знают, но ведь мы стоим плечом к плечу, мы вместе причащаемся из одной Чаши, мы составляем единое Тело Христово, потому что нас связывает сила благодати Святого Духа. Святитель Иларион, отталкиваясь от опыта святых отцов и от своего собственного опыта, от опыта нашей Церкви, сумел в тяжелейшее время для Отечества нашего и для русского Православия сказать правильные слова, которые запали в сердца и ум очень многих. Одним этим он бы мог войти в историю русской богословской мысли, но он вошел в историю не только как богослов, но и как исповедник.
Об этом подвиге сегодня особенно хотелось бы сказать. Святитель Иларион запечатлел свою верность Святейшему Патриарху Тихону, которому всеми силами помогал взойти на Патриарший престол, которого обогащал своими глубокими мыслями, которого поддерживал в годы его Первосвятительства, и тем самым, конечно, навлек на себя пристальное внимание безбожной власти.
В то время возник так называемый обновленческий раскол — государственный проект, направленный на разделение Русской Церкви и на поддержку той ее части, которая вместе с лояльностью государству пошла по пути полного подчинения безбожной власти. Власть была непримирима к тем, кто не принимал ее замыслы, кто ей сопротивлялся. Мы знаем, что было очень много мучеников и исповедников, смело бросивших вызов власти, не принявших обновленческий раскол. Те, кто контролировал или пытался от имени государства контролировать церковную жизнь, понимали, что нужно непременно склонить на свою сторону святителя Илариона. С ним проводились «беседы», ему многое предлагалось, но святитель Иларион отказался от всех этих посулов безбедной жизни, человеческой славы. Он понимал, что этот отказ ему не будет прощен. Так оно и произошло.
Святитель еще в совсем молодом возрасте был изъят из активной церковной жизни и брошен в заточение в Соловецкий лагерь особого назначения. Общаясь с архиереями, с духовенством, он делал все для того, чтобы поддержать законную церковную власть в лице заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия.
Владыка Амвросий уже сказал, что моя семья в лице моего деда-исповедника пересеклась с владыкой Иларионом именно там, на Соловках. Дед был сослан на Соловки, потом его еще много раз заключали в темницы, отсылали в ссылки, потому что он безбоязненно боролся с обновленчеством, сохраняя тесную связь с Патриархом Тихоном, а впоследствии — с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. За эту ревность он и попал на Соловки в 1929 году. Уже в послевоенные годы, когда я имел возможность общаться с дедом, он мне рассказывал о жизни на Соловках и вспоминал имя архиепископа Илариона. Конечно, в то время я и понятия не имел, что это был за человек, но уважение, с которым дед говорил о святителе, я запомнил. Таким было личное свидетельство о святителе Иларионе, одном из наших церковных лидеров, который делал все для того, чтобы поддержать Святейшего Патриарха Тихона, и не пошел ни на какие уступки власти, чтобы не оказаться на стороне обновленческого раскола. Пройдя тюрьмы и лагеря, став исповедником, архиепископ Иларион умер от тифа в одной из больниц тогдашнего Ленинграда. Я вспоминаю, как еще совсем молодым человеком посещал его могилу на Новодевичьем кладбище в Петербурге и преклонял колена перед памятью святителя Илариона, которая была жива в среде нашего духовенства. Имя святителя было тесно связано в сознании нашего благочестивого народа с борьбой Церкви против обновленческого раскола, с борьбой Церкви за построение правильных отношений с государством.
Святитель Иларион — это яркая звезда на церковном небосклоне, и замечательно, что состоялась его канонизация, что его святые останки — здесь, вместе с нами, и мы имеем возможность молиться, испрашивая его помощь в преодолении тех трудных жизненных обстоятельств, через которые мы все сегодня проходим как Церковь — епископат, духовенство, народ. Эти испытания связаны с нашей борьбой за чистоту Православия, за сохранение единства Церкви, за построение правильной системы отношений Церкви и государства, а поелику мы выступаем против той модели, которая сегодня навязывается Церкви на Украине, то поневоле Церковь наша и на Украине, и везде становится исповедницей, свидетельствующей о том, что всякое нарушение сбалансированных, правильных, основанных на церковных канонах отношений Церкви и государства имеет очень опасные последствия.
Будем молиться святителю Илариону, чтобы он был с нами в этих непростых обстоятельствах. Чтобы своим предстательством пред Господом он помогал нам сохранять верность церковному Преданию, чистоту веры, благочестия и правильного с канонической точки зрения церковного строя. Верим, что его молитвами Господь поддержит Церковь нашу, но также и сию святую обитель, и сию богословскую школу, замечательную духовную семинарию, ее учащих и учащихся.