Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. 2019 г.

Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. 2019 г.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником для всей нашей Церкви, наипаче же для града Москвы и сей святой обители, — с днем перенесения мощей святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

У святителя Иоанна Златоуста находим такие слова: «Со святостью связано великолепие, потому что великолепие — это и есть святость». Почему же Златоуст так сказал? Ведь в современном жаргоне для чисто внешнего великолепия есть совершенно иное слово — гламур. За ним не может быть ни святости, ни какого бы то ни было духовного содержания. Гламур — это внешняя привлекательность при внутренней пустоте.

Если внимательно посмотреть многие современные фильмы или развлекательные телепрограммы, то все эти жанры можно точно оценить как гламур, попытку придать внешнюю привлекательность при очень бедном, ничтожном с точки зрения нравственности содержании. Все обрамляется в очень дорогое обличие, все стоит огромных денег, но гламурные потуги ничего не дают сознанию и душам людей и не создают подлинное великолепие.

Мы поражаемся великолепию Троице-Сергиевой лавры, подвигу монахов, зодчих, строителей, которые создали этот дивный ансамбль. Со всего мира люди приезжают только для того, чтобы хоть раз в жизни взглянуть на это великолепие, сфотографировать его на память. Но если бы не было содержания за этим великолепием, если бы люди не отдавали себе отчет, что все это создано во славу Божию, что человеческий талант так явил себя на сравнительно малой территории, создав поистине сокровища мировой архитектуры, то и самой бы этой красоты здесь не было.

То, что я сейчас говорю, имеет отношение к жизни каждого из нас. Каждому свойственно стремиться к великолепию — в той или иной степени, в зависимости от материальных возможностей, от служебного положения, от культуры человека. У каждого есть желание выглядеть достойно, одеваться соответствующим образом, иметь хорошие манеры. Все это правильные усилия, и они не порицаются Церковью при одном условии: если стремление сделать красивой свою внешнюю жизнь сочетается с активной работой над внутренним содержанием. Только тогда и будет великолепие — когда великолепный облик будет отражать внутреннее великолепие человека, причем внешнее всегда вторично.

Преподобный Сергий не отличался великолепием риз, в которых он служил. Не отличались великолепием и убогие деревянные кельи, в которых жили иноки. Но как быстро это святое место расцвело внешней, но действительно спасающей красотой!

Мне бы хотелось, чтобы вы все запомнили слова святаго Иоанна Златоуста, которые я привел по случаю этого праздника. И всякий раз, когда мы вкладываем огромные усилия к тому, чтобы достичь внешнего великолепия или хотя бы находиться на каком-то уровне, когда мы вкладываем во все внешнее свои ресурсы, свое время, свои деньги, — не стоит ли спросить: а где мое внутреннее содержание в этой выстраиваемой мной системе? Каковы пропорции между внутренним и внешним? И честные ответы на этот вопрос помогут нам избежать ошибок — не служить гламуру, а созидать подлинное великолепие, соприкасаясь с которым, люди будут испытывать радость. Более того, они и сами, задаваясь вопросом, как нам удается так соединять внутреннее с внешним, будут стремиться поступать такожде.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Господь да поможет нам создавать подлинное великолепие личной, семейной, общественной жизни, умножать красоту наших городов и сел, строить подлинно красивую страну, где внешняя красота поддерживалась бы силой духа и внутренней красотой нашего народа. Аминь.

Наверх