Слово в день памяти мученицы Татианы после Литургии в домовом храме Московского государственного университета в 2019 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
То, что императрица Елизавета подписала указ о создании университета в день святой мученицы Татианы, было, по всей вероятности, случайным совпадением. Императрице не могло прийти в голову, что мученица Татиана имеет какое-то особое отношение к вновь создаваемой в Москве высшей школе. Но у Бога ничего не бывает случайным, и мученица Татиана действительно стала любимой святой российского студенчества и покровительницей университета. Почему же это произошло? А потому что она была мученицей, а в основе мученичества, то есть способности умереть за свои убеждения, невзирая даже на страшные страдания, лежит совершаемый человеком подвиг.
Слово «подвиг» связано со словом «движение». А движение может быть беспорядочным, как броуновское движение молекул; может быть сконцентрированным, как движение лучей в лазере; может быть и не столь сконцентрированным, но тем не менее целеустремленным. Что же такое «подвиг», что же такое «подвижник»? Открываем словарь Даля, замечательного нашего ученого-филолога, лингвиста, который сам совершил удивительный подвиг, создав толковый словарь, сохраняющий свою актуальность даже доныне, замечательное произведение и с научной, и с общекультурной точек зрения. В словаре Даля очень ясно сказано, что такое подвижник, — это тот, кто прославился великими и славными делами. То есть не всякая жертва и не всякое движение вперед есть подвиг. Подвиг происходит только тогда, когда двигающийся совершает добрые дела, великие и славные дела. Вот такой подвиг совершила святая мученица Татьяна — она отдала свою жизнь за веру, за убеждения; она проявила невероятную силу духа, которая потрясла ее гонителей.
У святителя Иоанна Златоуста мы находим интересные слова: «Мы живем, когда гонений уже нет, они закончились. Что же есть сейчас? Гонения прошли, а мученичество осталось. Если во времена гонений мы были мучимы от людей, то сегодня, — послушайте! — мы мучимы от бесов». Как бы ни относились люди к существованию этой темной реальности, святитель Иоанн знал, о чем говорил. Думаю, сегодня его слова звучат особенно актуально. Сейчас никого не мучают, по крайней мере в нашей стране, за убеждения, за веру; мы имеем возможность, и благодарим за это Бога, исповедовать свою веру, открыто совершать богослужения, в том числе Литургию в храме при Московском университете. Но это не снимает темы, которую так ярко высветил святитель Златоуст: мы сегодня мучимы от бесов.
Как расшифровать это послание святителя Иоанна? Можно только следующим образом. Вот общее движение, которым охвачено, я думаю, большинство людей в мире, — так называемый широкий путь. Что собой представляет современный фарватер развития человеческой цивилизации? Мы можем смело сказать, что на этом пути — огромное количество искушений, испытаний, которые человек вынужден проходить, если он хочет сохранить свою целостность, если он не желает раствориться в этой массе молекул, участвующих в общем движении, если он хочет сохранить самого себя и тем более если он хочет сохранить свою веру и свои убеждения. Правильно говорил святитель Иоанн: от бесов гонимы люди, когда нет гонений от людей. И если внимательно присмотреться к этому общему движению, — как много здесь опасных маяков, опасных указателей, опасных энергий, которые нередко увлекают человека, захватывают его душу, его сознание, направляя к ложным целям!
Мы не будем сейчас говорить о том, что происходит сегодня в современном искусстве и во многих других сферах человеческой жизни, Нам не следует никого критиковать, но только настаивать на том, что вертикальное измерение человеческой жизни не должно разрушаться ни при каких обстоятельствах. Иначе не будет того движения и тех подвижников, о которых говорил Даль. Слово «движение» перестанет связываться со словом «подвижник», и ценностная составляющая движения человека по жизненному пути будет потеряна.
Слово «подвиг», как и пример святой мученицы Татианы, должно заставить и студентов, и обучающихся в Московском университете задуматься об очень многом — о смысле жизни, о ее цели, о том, как человек должен встречать трудности, как он должен идти по пути, отстаивая свои убеждения. И особенно задуматься о том, как, несмотря на очень непростые внешние условия, сохранять сегодня веру в то, что подлинным движением является движение к небу.
Вот я и хотел бы пожелать всем, кто трудится в Московском государственном университете, зде начальствующим, учащим, учащимся сохранить этот вектор движения и в своем уме, и в своем сердце. А сохранить значит соотносить все, что мы делаем, с этой системой координат. Куда это делание куда меня ведет — вперед и вверх, или я топчусь на месте, или, захваченный водоворотом событий, обстоятельств и внешних влияний, просто попадаю в губительную воронку, опускаясь вниз, а не возносясь к небу? Пусть Господь всем нам поможет сохранять духовную бдительность, духовные силы для того, чтобы никогда не сбиваться с того жизненного пути, к которому Он нас призывает.