Слово в день памяти блж. Матроны Московской после Литургии в Покровском ставропигиальном монастыре г. Москвы, 02.05.2017
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы! Досточтимая матушка игумения! Братья и сестры!
Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с 65-й годовщиной со дня блаженной кончины святой праведной Матроны Московской.
Для истории Церкви, для истории нашей страны 65 лет — это мгновение. Для человека — это средняя продолжительность жизни. Но, несмотря на то, что молодое поколение воспринимает 1952 год как далекое прошлое, он близок нам — не только потому, что сохраняется в памяти старшего поколения, но и потому, что отмечен Богом, отмечен Церковью нашей как год преставления великой подвижницы земли Русской — святой праведной Матроны Московской.
Сегодня на Литургии в соответствии с богослужебным уставом читались зачала из Деяний апостолов и Евангелия от Иоанна. Мы услышали удивительно интересное повествование о пребывании апостола Филиппа в самарянском граде (Деян. 8:5-17). Святой апостол проповедовал Христа и творил чудеса. Он ставил на ноги хромых и парализованных. Его слова достигали самих глубин сознания и сердца слушавших. Люди были поражены как словами, так и деяниями Филиппа, — и это происходило не в граде иудейском, где жили практически единоверцы апостола, а в граде самарянском! А ведь самаряне с иудеями не общались, но, несмотря на рознь, приняли слова апостола Филиппа и умом, и сердцем, подкрепляемые его дивными деяниями.
Одновременно с апостолом Филиппом в этом самарянском граде находился волхв или колдун, по имени Симон. Он удивлял жителей самарянского города тем, что делал, и тем, что говорил, причисляя себя к числу великих. Автор книги Деяний подчеркивает, что Симон поражал воображение людей, но до глубины души не трогал, — достаточно было прийти апостолу Филиппу с его чистой, исполненной веры, проникновенной проповедью о Христе Воскресшем, как жители самарянского града обратились к нему, отвернувшись от колдуна. Да и сам Симон Волхв соотнес все, что говорил и что делал апостол, со собственными возможностями, и понял, что пред ним тот, кто обладает реальной духовной силой, причем не только силой творить чудеса, но и силой менять состояние умов и сердец людей.
Утром, готовясь к Божественной литургии, я прочитал этот отрывок из книги Деяний и задумался, как это повествование соотносится с сегодняшним днем. Кем была в Москве Матронушка? Парализованная, слепая женщина, которая никогда не видела света Божьего, никогда не вставала с кровати… А сколько в это же время было в Москве великих и сильных?! Великие правители, имена которых наводили страх и возбуждали чувство фанатичной преданности, великие ученые, замечательные писатели и поэты, властители дум человеческих. Были среди них и те, кто лишь причислял себя к великим, подобно Симону Волхву, но многие действительно отличались талантом и силой воздействия на общество, определяя экономическое и научное развитие страны, ход колоссальной работы по восстановлению Москвы, по превращению ее в современную столицу страны.
А теперь давайте зададимся вопросом: к кому из тех великих, сильных и славных каждый день приходит столько же народа, сколько к слепой старице Матроне, всю свою жизнь пролежавшей на кроватке? Думаю, не только к тем, кто тогда правил нашей страной, но и ни к одному правителю в мире нет такого ежедневного многотысячного паломничества. Никто не стоит всю ночь, чтобы прикоснуться к гробнице. Подобно тому, как жители самарянского града отвернулись от колдовства Симона Волхва и обратились через слова апостола ко Христу, так и народ наш удивительным образом, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но воспринимает разумом и сердцем слово Божественной истины.
Почему так? Да потому, что слова Божии — это не слова человеческие, и сила Божия — это не сила человеческая. Человеческая сила имеет большое значение для решения тех или иных текущих проблем и задач, но проходит время, и в самом лучшем случае о выдающихся деятелях прошлого сохраняется благодарная память. Люди с удовольствием читают о них книги, смотрят фильмы, но не приходят ночью к могилам, потому что реальной связи с героями прошлого нет. А со святыми сохраняется реальная связь, святые присутствуют в нашей жизни, потому что они члены той же Церкви, только уже на небесах. Они уже прославлены, но остаются с нами. И мы верим, что Матронушка рядом с нами не только своими мощами, но и душой своей, и что она слышит наши молитвы. А было бы не так, — кто бы стоял эти долгие часы? Кто бы приходил и со слезами молился, а потом приходил бы вновь и с еще большей силой благодарил Матронушку за великие чудные дела, ею совершенные?
Когда Господь сказал, что создаст Церковь и врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16:18), это была не просто декларация, направленная на то, чтобы вразумить слушающих и поддержать малодушных. Это было свидетельство о великой Божественной тайне, о присутствии Сына Божия в человеческой истории. По примеру Матроны мы можем почувствовать и понять, чтО есть присутствие невидимого мира в жизни мира видимого, которое опознается нами только через веру и молитву.
Вот почему никогда не пресечется жизнь Церкви в истории, — как бы Церковь ни шельмовали, как бы ни гнали, как бы ни связывали все, что она совершает, с суевериями и безграмотностью. Эти аргументы постоянно бросаются в адрес Церкви — и что? Спросите у тех, кто стоит в длинной очереди к Матронушке, — какое для них значение имеют эти слова? Никакого, потому что их вера основывается не на словах, а на реальном переживании Божиего присутствия, Божиего чуда, Которое силой Святого Духа, через людей как умерших, так и живых, изливается на род человеческий.
Воспоминание о святой праведной Матроне должно укрепить в вере и благочестии всех тех, кто прибегает к ее цельбоносным мощам, призывая к заступничеству о нас пред Спасителем и его Святой Матерью. Молитвами святой праведной Матроны Московской да хранит Господь всех нас, град Москву и сию святую обитель. Аминь.