Слово в день открытия нового здания Симбирского епархиального женского училища, 22 авг. 1888 г.
Слово в день открытия нового здания Симбирского епархиального женского училища, 22 авг. 1888 г.
В жизни нашего Симбирского женского Епархиального училища настоящий день является многознаменательным, – ныне вы, юные девицы, окончательно перехо́дите в новое здание, где должны будете проводить время в продолжении целого дня – с начала утренних занятий до вечерней молитвы. Здание это строилось на ваших глазах – скоро, быстро, с возможным тщанием, на средства св. церкви и ваших родителей. Желалось бы уяснить вам, боголюбивые чада, те благочестивые цели, к которым стремится св. церковь, так щедро и, можно сказать, роскошно обставляя ваше положение здесь, те вожделенные желания, к исполнению которых стремятся ваши родители. Тогда вы сами увидите, поймете, как следует жить вам здесь – в этом рассаднике христианского просвещения, чтобы по выходе из него быть полезными и св. церкви и простолюдинному обществу.
Перенесемся мыслью в давнопрошедшее, когда не было и помину о каких бы то ни было училищах для женского пола, когда и самая грамота предназначалась только лишь для мужчины, а удел женщины составляло исключительно домашнее хозяйство. Тогда были темные времена, в семье священника идеал жизненный мало простирался далее насущного хлеба, здесь было то же, что и в среде простолюдина, те же неправильные понятия о Боге, мире и человеке, та же грубость в семейных нравах, что и в крестьянской среде. Образованный служитель Божьего алтаря по многоразличию и непрерывности своих священно-служебных трудов для св. церкви и православного народа не мог в достаточной мере, как своей спутнице жизни, а равно и детям, особенно женского пола, преподать те христианские истины, какие необходимо знать каждому православному христианину. Притом же, чтобы слово назидания действовало и приносило должный плод, для этого требуется и подготовительная почва, а она-то и не была сколько-либо затронута, – я говорю о жене священника, которая была малообразованной умственно и, можно сказать, нравственно, почему и не могла воспринимать добрых уроков своего мужа в деле веры и христианской нравственности. Исторически опознано, что лучшее средство сделать человека истинно разумным существом – христианином по духу и жизни – это есть – кроме св. церкви – школа, где преобладающими предметами в деле обучения и руководственными правилами благоповедения, являются предметы о Боге и уроки христианского благочестия. И вот св. церковь чрез своих архипастырей и пастырей усиленно стала стремиться образовать такие духовно-просветительные училища для детей священнослужителей женского пола, чтобы из них выпускать в православную среду истинных чад Христовой церкви с правильными воззрениями на Бога, мир и человека. Вот к чему должны и вы, юные девицы, стремиться, т.е. воспитать себя здесь в духе св. православной веры и благочестия христианского, во славу св. церкви и на благо семьи священнослужителя и того общества, среди которого благословит вас Господь проводить дни своей жизни по выходе из школы.
Дальнейшая цель духовно-просветительной нашей школы, – это дать священнослужителю при посредстве образования и воспитания жену добру разумную, которая бы своими познаниями и развитием была соответственна ему; не только внешним сожитием, но и умом и сердцем делила бы тяготу его жизни; ясной мыслью и живым чувством облегчала бы его душевные томления, разделяла с ним радость и горе; не давала бы ему чувствовать своего одиночества и в собственном доме и в среде его окружающей. Перед нами юноша только что сошедший со школьной скамьи, с достаточным научным образованием… Судьба поселила его в деревенской глуши, среди грубого невежественного народа; обязательные духовные отношения поддерживает он с великим трудом, огорчением для себя, отношения житейские – с тягостью в сердце и самоунижением, а о сношениях образованной мысли и развитого чувства и говорить нечего... Тяжело юному служителю св. церкви в такой темной среде, душно при такой обстановке жизненного пути, тоска и уныние будут у него постоянными спутниками, для рассеяния их и для развлечения будет искать он средств непозволительных. Тут-то для него и нужна истинная подруга жизни, «жена до́бра» – по слову Премудрого (Притч.18:22), – которая бы своим развитым умом понимала его мысли и стремления, своим благородным сердцем могла угадывать тяготу его трудного жизненного пути, вместе с ним с совершенной готовностью идти по нему, чтобы облегчить этот тернистый путь для своего друга – спутника жизни. Тогда-то служитель Божия алтаря не падет духом; он видит и знает, что около него есть лицо, несущее на себе часть бремени, его подавляющего, тогда-то он с большей ревностью будет браться за те задачи, которые предлагает ему жизнь, пред ним развертывающиеся. Назначение воспитанниц Епархиального училища – быть добрыми женами православных пастырей; а чтобы быть такими, необходимо и вам здесь – в этом рассаднике благочестивых мыслей и чувств по духу Христову – развить себя до соответствия образованному пастырю, чтобы спутник жизни мог найти в воспитаннице церковной школы, в которой, вы теперь пребываете, жену до́бру, по слову Премудрого. Это великая цель заведения – образовать подружий для служителя алтаря, вполне достойных святого их служения.
Св. ап. Павел говорит: «Подобает священнослужителю церкви быти непорочну, свой дом добре правящу, чада своя имущу в послушании со всякою чистотою» (1Тим.3:2, 4). По естественному порядку домашние и семейные обязанности лежат на женщинах; деятельность мужа общественная, вне дома, его обязанность своим внешним трудом обеспечить благосостояние семьи, приобрести для нее все необходимое в житейском быту, тогда как заботы жены благоразумно распределить добытое мужем. Жена добрая, благовоспитанная бережливостью, трудолюбием, практическим тактом устроит свой дом так, что он будет образцом для других домов, где отсутствует благоразумие хозяйки дома. Такая жена, дом свой добре правящая, – истинное счастье для мужа; она не обременит его своими прихотливыми требованиями, даст возможность ему свободно посвящать себя и свое время на труды, вызываемые пастырским долгом, спокойно возвращается он с чреды своего священнослужения, ибо знает, что все в его доме в порядке и все приготовлено, как следует.
Добрые воспитанницы! Быт наших священнослужителей вам достаточно известен, вы сами вышли из среды духовной и туда же по выходе из школы пойдете. Быт этот в большинстве случаев убогий, носящий на себе отпечаток тяжелого труда. Поэтому, живя здесь, не вырабатывайте в себе задатков роскоши, не воображайте фантастически-прелестных картин жизни в будущем, когда постоянными спутниками вашей жизни должны быть: наряды, богатство, роскошь, удовольствия. Нет, эти житейские спутники семьи священнослужителя – тяжелый труд, занятия обыденные, заботы о хозяйстве, а иногда горькая нужда. К этому-то и приготовляйте себя, по гласу церкви, по требованию школы, – к жизни тихой, мирной, трудолюбивой, к довольству прибытком малым, к домашнему хозяйству, на сколько это возможно в стенах заведения, чтобы войти в жизнь смелой поступью, с уменьем владеть необходимым домашним обиходом, чтобы не быть в тягость ни себе, ни другим.
Жена, благовоспитанная по началам св. церкви, в ее собственной школе, может быть и лучшей матерью в отношении воспитания детей. Она с млеком своим передаст детям христианское настроение, еще в младенчестве научит их знать Бога и церковь, передаст приемы в обращении скромные, вежливые, привычки добрые, благочестивые; она сообщит детям – девицам нужные познания и домашним воспитанием достаточно может заменить школьное. Естественно ожидать и родителям вашим, что вы, как воспитанницы духовной школы, внесете в жизнь воспитание христианское, благочестивое, научно-правильное.
Но назначение ваше не ограничивается одним только домашним очагом, ваше благотворное влияние должно простираться и на среду, в которой Господь благословит вас пребывать по выходе из школы. Здесь вы своей строго-нравственной жизнью, частым обращением в качестве учительницы или же воспитательницы с тем или другим членом общества обязаны в знак признательности к щедротам св. церкви утверждать в сердцах слово Христовой веры и содействовать распространению духа благочестия; здесь можете взять на себя часть забот о бедных и больных, являться с посильной помощью туда, где требуется эта помощь, приносить мир и согласие в те семейства, в которых начинается раздор и развивается вражда; и тут-то ваше доброе и мягкое сердце, руководимое любовью, может оказать самое благотворное влияние, особенно на женскую половину, которая к вам, как к женщинам, всегда взаимно доверчивее, нежели к мужчинам.
Вот те великие задачи, к которым стремится св. церковь, предлагая вам здесь – в своей школе – христианское воспитание и образование, те вожделенные желания, исполнения которых желают видеть ваши отцы и матери. Теперь для вас понятно, почему Симбирская паства так усердно откликается на зов своего архипастыря, чтобы вполне обеспечить ваше благосостояние здесь, дабы вы исполнили надежды св. церкви – посодействовали своими знаниями, честным поведением, трудом, благочестием к распространению св. Христовой веры.
Итак, дети, кроткой, скромной поступью войдем мы в то новое здание, которое воздвигнуто по преимуществу на средства св. церкви; при этом постоянно помните, чем должны вы отблагодарить ее за любвеобильные ее заботы о вас. Она многого не требует от вас, только лишь прилежания в учении и благоповедения в жизни. Но чтобы ваше шествие было по пути Господню, внемлите учению, какое преподается вам, особенно на уроках Закона Божьего, да будет отверсто и сердце ваше к тем христианским наставлениям, какие исходить будут от лиц, вас воспитывающих, и тогда почиет над вами благословение Господа, и тогда вы будете утешением для церкви, отечества и родителей, а для нас и рассадника вашего просвещения славой и украшением. А вы, которым вверено попечение о сих девицах, употребите со своей стороны все усилия оправдать сделанное вам доверие, что вы дадите им настроение соответственное их званию и назначению. «Блюдите, да не презрите единого от малых сих» (Мф.18:10).
Любимов Неофит, свящ.Симбирские епархиальные ведомости. 1888.