Слово в день открытия Московского промышленного училища имени императора Александра II, 1903 г.

Слово в день открытия Московского промышленного училища имени императора Александра II, 1903 г.

Сегодня мы присутствуем при знаменательном явлении в жизни города Москвы. Призываю Божие благословение на новую жизнь нового учреждения.

Поздравляем всех: и потрудившихся в этом деле, и только пришедших разделить нашу радость с этим светлым торжеством!

Чего же пожелаем в этот день этому учреждению?

Какое мне, как пастырю Церкви, преподать вам назидание?

От всего моего сердца молитвенно желаю, чтоб отсюда выходили люди не половинчатые, а цельные, не просто интеллигентные, как принято говорить, но вполне воспитанные в духе православной веры и в духе любви к своей Родине, русские граждане!

Но могут спросить: «Может ли светская школа, со светскими преподавателями светских наук, содействовать христианскому воспитанию?»

О, конечно, возлюбленные братья, может и должна!

Будем лишь сами стараться быть истинными христианами, будем лишь сами усердно работать над собой; поверьте, что тот дух, которым движется сам воспитатель, незаметно, без слов, таинственным образом передается всем учащимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Подобно тому, как человек, выходящий из комнаты, пропитанной благовонными духами, весь проникнут этим благовонным запахом, так и выходящий из благочестивого христианского семейства весь проникнут духом христианского благочестия».

И, с другой стороны, никакие науки, никакие книги, никакие наши старания не принесут пользы в нашем воспитательном деле, если мы прежде всего не будем показывать примера своей собственной жизнью.

Один схимник сказал молодому монаху, назначенному воспитателем духовного учебного заведения: «Поверь, сын мой, что ты можешь сделать истинного добра лишь постольку, поскольку его заключается в твоей душе – ни больше, ни меньше». Если воспитатель проникнут этим христианским духом, то он в каждой науке видит для себя нечто поучительное!

Разве классическая древность, например, не рассказывает нам много назидательного о стремлениях древних людей, хотя ощупью, познать истину? Не рассказывает ли она нам, как и тогда теплилась искра правды Божией среди суеверий, как языческие философы сознавали великую истину – познания самого себя, и в правилах нравственности, заповеданных ими, уже чувствуется приближение христианства, и как все-таки их идеалы добра и любви мелки и ничтожны перед образом Вечного Добра и Вечной Любви, пригвожденной ко кресту, поруганной и облитой кровью, с него молящейся за своих злодеев: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

А литература светская разве не изображает нам погоню человека за призрачным земным счастьем и неудачные попытки достигнуть его? Не изображает ли она с полной очевидностью, как ложь человеческая падает перед правдой Божией и как бедный, слабый человек, крепкими цепями прикованный к земле, плачет и тоскует о потерянном рае?

А в науке о земле и небоописании не раскрывается ли через рассматривание сотворенного Богом – Его вечная сила и Божество?

Указывайте же, возлюбленные воспитатели, в чем заключается высшая цель человеческой жизни, указывайте же вашим питомцам, что за этим голубым небом, за этой прекрасной землей есть новая земля и новое небо, в которых живет Правда Божия и которых гражданами должны сделаться все христиане.

Дай же Бог, чтобы и в вашем учебном заведении и во всех учебных заведениях России именно в этом духе – в духе христианской православной веры – велось воспитание, ибо в этом заключается залог благополучия нашего Отечества не только в настоящем, но и в далеком будущем.

Призри с небес, Боже, и увидь, и посети виноград сей, и утверди, его же насадила десница Твоя. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх