Слово в день обновления храма Воскресения Христова, что в Барашах. 1837 г.
Быша же тогда обновления во Иерусалимех. (Иоан. X. 22)
И ныне Православная Церковь празднует обновление храма; и сей храм в особенности, благодаря усердию Христолюбивых душ, торжествует свое обновление. От чего сей праздник, и к чему он служить должен? – Ибо всякое учреждение Церковное должно быть утверждено на святом основании; должно иметь целию благо духовное. Праздник без основания и без пользы, был бы не достоин не только мудрости Христианской, но и простаго благоразумия человеческаго.
Обычай торжественно совершать обновление храма, и даже торжественно воспоминать совершение онаго, имеет свое основание в примерах глубокой и священной древности.
Когда явление Господа Иакову во сне над лествицею, соединяющею землю с небом, подало ему первую, может быть, на земли мысль о местном присутствии невместимаго Бога: «есть Господь на месте сем» (Быт. XXVIII. 16); и когда Иаков назвал место сие «домом Божиим» (Быт.28:17): тогда он, одинокий странник, с посохом в руке, и с дорожным запасом хлеба и масла на плечах, конечно не мог воздвигнуть сей дом Божий в огромном и великолепном виде; однако еще будучи в духе Богосообщения, побужден был, по крайней мере вместо олтаря, поставить камень, на котором спал, и возлить на него елей, какой имел с собою. Что ж это такое, как не опыт безкровнаго олтаря, неожиданный во времена кровавых жертв, и его обновление, посредством помазания, – действие, которое и ныне видите вы в мирoпoмaзaнии олтаря, при освящении храма Христианскаго?
После того, как Моисей по повелению Божию, воздвигнул скинию свидения, то есть, подвижный храм в походном стане странствующаго народа Израильскаго, в книге Числ о торжественном обновлении сего храма пишет он следующее: «и бысть в день, в oньжe сконча Моисей, яко же поставити Скинию, и помаза ю, и освяти ю, и вся сосуды ея, и олтарь, и вся сосуды его, и помаза я, и освяти я, и приведоша Князи Израильтестии – дары своя пред Господа» (Числ. 7:1–3). И здесь видим помазание, но уже помазание не простым елеем, как у Иакова по нужде, а мирoм благоуханным, по особенному повелению Божию устроенным, и назначенным единственно для освящающаго помазания, притом помазание не олтаря только, но и храма, с его принадлежностями. Подобно сему и в освящении Христианскаго храма видите вы не только помазание олтаря, но и помазание храма, крестообразно, по четырем странам света.
Когда вместо скинии создан был неподвижный храм во Иерусалиме: для обновления онаго «сотвори Соломон праздник в той день, и весь Израиль с ним, собор велий» (3Цар. VIII. 65). поелику в сей новый храм должна была переселиться древняя святыня скинии, Кивот завета Господня, который особенно представлял присутствие Божие: потому особенное действие в торжестве обновления было то, что «внесоша Иереи кивот завета Господня на место его, во святая святых, под крила Херувимов» (3Цар. VIII. 6). Сему при обновлении Христианскаго храма соответствует торжественное внесение в оный священных останков святых Мучеников или других Святых прославленных, чрез которое представляется вступление в оный Самого Царя славы, Иисуса Христа, во Святых почивающаго.
Можно сказать, что обновление скинии Моисеевой и храма Соломонова, не только служители святыни и народ, но и Сам Бог торжествовал, исполнив святилище славою Своею в подобии облака, и ниспослав небесный огнь на жертвы. Не позавидуем ли мы сей чудесной торжественности? – Да не будет. Тогда были времена видимых образов и знамений. Нам сказано: «блажени не видевшии, и веровавше» (Ин. XX. 29). И теперь светлый облак благодати Божией осеняет не очи, но сердца верующих; и теперь огнь любви Божественной воспаляет, не агнцев, но сердца кротких; и ведают опытно достойные, хотя не видят недостойные.
И чудесно обновленный храм Иерусалимский разрушен, не столько враждебною силою Вавилонян, сколько гибельным преобладанием грехов народа Иудейскаго. Но после возвращения его из пленения Вавилонскаго, паки новый храм, и паки «сотвориша сынове Израилевы, священницы и Левити, и прочии сынов преселения обновление дому Божия в радости» (1Ездр. 6:16).
Потом, когда и в сем храме, хотя не разрушенном, но обнаженном от святыни Сирийцами, надлежало, и оказалось возможным, вновь устроить святые сосуды и жертвенник, опять вси людие «сотвориша обновление олтаря дний осмь, и принесоша всесожжения с веселием» (1Мак. IV. 56). Чем безнадежнее было пред сим состояние Иудеев; тем сие событие было радостнее, и достойнее всегдашней пред Богом благодарности: а потому «и устави Иуда и братия его, и весь собор Израилев да празднуются дние обновления олтаря во времена своя на всяко лето» (1Мак. IV. 59).
И вот праздник обновления, о котором упоминает Святый Евангелист Иоанн: «быша же тогда обновления во Иерусалимех, и зима бе; и хождаше Иисус в Церкви, в притворе Соломони» (Ин.10:22–23). Из сего повествования видно, что Сам Иисус Христос уважил праздник обновления, и посетил храм ради праздника, хотя время не благоприятствовало празднику: «зима бе», и, что гораздо хуже воздушной непогоды, «зима бе неверия», как дополняет Святаго Иоанна Богослова Святый Григорий Богослов.
После того, как ветхозаконный праздник обновления во Иерусалиме украшен и возвышен, поелику на нем, – скажу опять словами Григория Богослова – «Иисус присутствоваше, Бог cый и храм. Бог вечный, храм новый, единодневно разрушаемый, и тридневно возставляемый, и пребывающий во веки»; – после сего неудивительно, и понятно то, что и в Христианском мире явилась подобная мысль, обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме сделать общим, ежегодным праздником вселенской Церкви. Надобно при сем вспомнить, что языческая злоба, стараясь истребить Христианство, и самые следы его на земле, святыя места распятия, погребения и воскресения Господня, не только сделала недоступными благоговению Христиан, засыпав землею и камнями, но и поругала поставлением на них идолов. Какая же была, по долгой скорби, радость Христиан, когда святая Елена идолов сих низвергла, святыя места открыла, истинный Крест Господень обрела, Голгофу и пещеру гроба Господня объяла одним обширным храмом! Матерь Церквей передала сию радость Церквам всех мест и времен, и все оне приняли ее, в празднике обновления сего храма. Иногда подражали сему и другие храмы, ежегодно празднуя день обновления своего: но ныне воспоминательный праздник обновления храма обыкновенно скрывается в праздновании дня имени храма, более известнаго, и потому более способнаго к общественному торжеству.
Таково, братия, происхождение и последовательное образование Церковнаго обычая и чина священных обновлений. Предложенныя вам воспоминания и соображения должны поставить вас в благоговейное внимание к настоящему празднику.
Но то, к чему благоговеем, если подлинно достойно благоговения, должно быть для нас и благотворно. Какое же благо должен принести нам праздник обновления?
Священнодействие обновления приносит храму благодать освящения, по которой он из простой храмины становится домом и жилищем Божиим, хранилищем всякаго благословения и освящения для верующих и для приступающих к вере. Для сего собственно назначен чин освящения храма: но это не все.
Празднственное воспоминание обновления храма исповедует благодеяние освящения, и славу Бога Освятителя. Достойно и праведно! Только и это еще не все.
Что ж еще? – «И сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен» (1Петр. II. 5), взывает ко всем Христианам, следственно и к нам, Апостол. А другой Апостол и видит уже в Христианах то, чего сей требует «не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. III. 16)? Должно и нам, Христиане, достигать сего, если еще не достигли. О сем своею торжественностию напоминает нам, к сему призывает нас праздник обновления храма.
Но пусть вам и мне говорит о сем древняя Церковная книга: «обновляемся же и мы, суще Церкви Бога живаго, ветхаго отлагающе человека, в новаго же облекающеся, уклонимся от обетшавших в нас зол наших, и сотворим благая дела, в новости жизни ходити наченше: да якоже человецы рукотвореннаго, сице Ангели нерукотвореннаго душевнаго нашего храма празднуют обновление: радость бо бывает на небеси Ангелом о грешнице, покаянием обновляющемся» (Пролог. Сент. 13).
Легко ли, скажут иные, отложить целаго «человека ветхаго!» Легко ли сделаться совсем «новым человеком»? – Положим, что не легко; но если сие достигнуто многими, то и нам возможно. Не легко; но нужно для нашего спасения: разве лучше погибнуть, когда это не так трудно? Не легко дело обновления: но и дела ветхаго человека разве не имеют своих трудностей? Не легко, для лениваго, для опирающагося на собственныя силы: но не слишком трудно для ревностнаго, и очень не трудно для верующаго в помощь Божию, всегда готовую. Не должно преувеличением трудностей питать леность и малодушие. Малыя плинфы кладут одну по другой, и созидают огромный храм: подобно сему назидай твою душу, как можно, непрерывно, посильными благими помышлениями, благими желаниями, благими делами, и весь созиждешься в храм духовен. Старайся каждый день отложить что нибудь ветхое, и восприять новое: и наконец явишься всецело и вечно новым. Если вчера ты заботился только о плоти, которая ежедневно ветшает, и решительно изветшает во гробе: позаботься ныне о духе, который страждет от ветхости твоей, и вечно может страдать от нея, если не потрудишься над твоим обновлением. Если вчера ты наслаждался вкусом избранных яств: испытай ныне вкус простой снеди, приправленной продолжительным воздержанием. Если вчера хвалил ветхое вино: предпочти сего дня новую воду. Если вчера блистал украшениями: узнай сегодня, что несравненно покойнее простая, неизысканная одежда. Если вчера думал о корысти: ныне подумай о милостыне. Если вчера был любителем зрелищ: ныне возлюби Церковныя собрания. Если вчера в книгах празднословных «поучался тщетным» (Пс. II. 1): начни ныне «испытывать писания» (Иоан. V. 39) Богомудрыя. Если сделал и доброе дело: не останавливайся на нем, чтобы не обветшило его самохваление и тщеславие, «но задняя забывая, в предняя простирайся» (Филип. III. 13), к новым подвигам и добродетелям. Если тебе нравилось казаться добрым: не ищи более казаться, но будь. Новый человек не мечта, не призрак, но истина, существенность; не в чужих глазах должен он жить, но в твоей внутренности: «потаенный сердца человек, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть перед Богом многоценно» (1Петр. III. 4). Долго ли суетиться для людей, для мира? Надобно наконец жить для Бога. Только живя для Бога, соделаемся мы храмом Божиим, и будет жить в нас Бог, и мы в нем будем жить и блаженствовать во веки. Аминь.
1837 г.
Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры