Проповеди на праздники:


Слово в день коронования Государя императора Николая Павловича

Аз есмь свет миру! (Ин.8:12).

Как говорит Господь Иисус вслух народа иудейского, в слух всей вселенной. Какой, необыкновенный отзыв о себе! «Я свет миру», говорит Христос Иисус. Прежде меня искусные законодатели, умные учители нравственности, великие и малые мыслители, искренние и неискренние друзья бедного человечества трудились над образованием народов, но успех их был очень мал, последствия далеко не отвечали обещаниям и трудам. Я пришел рассеять мрак сердец человеческих, положить в них семена новой жизни, оживотворить их теплотой моих лучей. Какой великий по значению отзыв! Кто произносит его? Тот, кто всегда был образцом смирения и кротости. Дымящегося льна не гасил Он и надломленной тростя не сокрушал. И, однако, подает столько высокие голос о Себе. Какое твердое убеждение слышно в этом голосе. По всему дивный голос привлекает внимание к себе.

Слушатели мои! вы знаете, повелитель народов Европы, Азии и Америки благоговеет пред святостью сего голоса. Он недавно заставил молчать противохристианские мятежи Европы, он недавно повторил свидетельство Христово вслух всей империи своей, вслух всех университетов и учебных заведений. Мы ныне празднуем священное венчание государя нашего на царство. Потому думаю, достойно почтим торжество о великом христолюбивом монархе, если взойдем в размышление об одном из благотворных действий христианского учения, о благотворном влиянии его на благосостояние государства.

Веками дознано, что для благосостояния общественного необходимо, чтобы государственная власть была священною, неприкосновенною для всех, важностью. Только тогда подданные будут иметь к власти государственной не только уважение, но и благоговение, не только страх, но и любовь; только тогда государство безопасно будет от мятежей и беспорядков, от своеволий и самоуправства дикого. Без того никакая теория государственной безопасности не поставит государства в безопасность. Во всякой другой теории безопасность государственная, как основанная на человеческих началах, будет в полном распоряжении произволов человеческих, всегда своекорыстных, всегда меняющих мысли и желания по прихотям страстей. Что же говорит Христово учение о власти государственной? Оно говорит, чего не смела решительно проповедовать никакая религия разума, она говорит, несть власть, аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть. Тем же противляйся власти Божия повелению противится (Рим.13:1–2). Оно говорит, что начальник есть слуга Божий, есть представитель карающего и милующего промысла Божия, отмститель злое творящему (Рим.13:4), и готовый награждать делающих добро (1Пет.2:14). Первым предметом внимания после Бога поставляет оно государя: Бога бойтесь, Царя чтите (1Пет.2:17). Оно внушает, что первою молитвою нашею должна быть молитва за царя и власти. Молю, пишет апостол, прежде всех творите молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть (1Тим.2:1). По учению откровения лице царя есть лице неприкосновенное. Не прикасайтесь помазанным моим (Пс.104:5). Итак, вот величие, на которое возводит христианское учение царей и власти. Вот опоры, на которых оно утверждает престолы царей и права правителей! Вот почему истинный христианин не может быть возмутителем или неверным подданным. Для него распоряжения, правительства суть распоряжения Божии и мятежник против государства есть мятежник против царства Божия, мятежник против самого Бога. В первые века христианства, столько известные по бунтам и мятежам Римской империи, когда, например, в 8 лет являлось 39 императоров, история не отыскала ни одного возмущения, в котором принимали бы участье христиане. А какие это были века страшные для христианства! Гражданские власти были тогда до крайности несправедливы и бесчеловечны против христиан. Что удерживало христиан от порывов негодования и от сильного противодействия, при виде ужасающих несправедливостей? Их вера, вера, которая предписывает «оказывать повиновение властителям не только добрым, но и суровым», вера, которая учит, что приятно Богу нашему, если «кто, помышляя о Боге переносит скорби, страдая несправедливо» (1Пет.2:18–19).

Христианское учение вместе с тем, как столько возвышает силу государственной власти, внушает правителям отеческую любовь к подданным. Оно требует, чтобы власть их была властью не только справедливою, но и благодетельною для подданных. Оно говорит им, творите волю Божию от души, не забывая, что и над вами есть «на небесах Господь, у которого нет лицеприятия» (Еф.6:9). Оно внушает им, «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много, вверили, с того больше взыщут» (Лк.12:48). По его наставлениям все люди суть дети Отца небесного, который одинаково всех любит и одинаково требует от всех любви взаимной, дает власть одним над другими, но с тем, чтобы сильные носили немощи немощных, а не себе угождали; христианское учение не терпит ни самолюбия нетерпеливого и своекорыстнаго, ни гордости неприступной, ни тщеславия легкомысленного, в ком бы они ни были. Так христианское учение дает правительственным лицам силу и могущество, но смягчает эту силу чувствами любви благотворительной; дает им власть прочную, но умеряемую страхом суда Божия и таким образом служит новою опорою благосостоянию государства.

Христианское учение не только преследует явные пороки – язву обществ человеческих, но очищает самые глубины сердец человеческих и одушевляет их самою бескорыстною любовью к людям. Известное дело, религии языческие освящали множество пороков человеческих, самых пагубных для благосостояния государств; пристрастия к порокам, укоренившиеся в душе и обратившиеся в общие правила жизни, не давали людям ясно видеть пагубных действий зла на общества. Христианская вера не терпит пороков, не терпит даже чувств и расположений порочных. Известное дело, что как бы деятельны ни были правители обществ, множество пороков и злодеяний ускользает от их внимания и власти. Насилия и кражи, совершаемые без свидетелей, хитрые обманы, обыкновенные особенно в торговле, роскошь и распутство – проводники нищеты для семейств, многие другие пороки, незримо для суда людей, разливают яд в обществе и доводят государство до расстройства и падения. Только вера чистая и святая, какова вера христианская, управляя совестью людей, противодействует злым началам, незримо разрушающим общества. Никакая религия не простирает так далеко власти своей над сердцами людей, как простирает христианское учение. Оно судит нас за самые тайные мысли преступные, за самые невинные по виду чувства и желания. Оно требует самой строгой чистоты жизни. «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен», говорит оно. Христианское учение, показывая в Боге Отца всех, заповедует самую нежную и самую бескорыстную любовь к людям и при том к людям всех званий и состояний. Язычество не знало этой всеобщей и самоотверженной любви. Язычники Рима и востока не могли надивиться, как христиане, не составляя особого политического общества, соединены были между собою тесным союзом на пространстве целого тогдашнего мира. Они изумлялись той заботливости, с какою христиане помогали бедным, призревали больных, посещали заключенных в темнице, воспитывали сирот, ухаживали за страдавшими от заразы, с явной опасностью для себя. Они сознавались, что вера, которая так благодетельна для бедного человечества, есть вера неземная, есть вера Божественная и что никакая человеческая религия не предписывает столько высокой любви к другим и, следовательно, не возвышает столько благосостояния государства. «Что вол для бедного, то раб для богатого», говорил знаменитый языческий философ и он же причислял жен к разряду неудачных произведений природы. Судите же о состоянии рабов и жен в языческом мире. Христианская вера учит заботливой любви к рабам и женам, указывая в них духовную природу. Пусть составят себе самый высокий идеал полезного члена государства и пусть проведут свой идеал по всем ступеням государственного быта, тогда на всех ступенях увидят только христианина. Нет звания, нет занятия истинно полезного для государства, которых бы не освящала и не возвышала своими мыслями христианская вера, и никакое занятие, никакое звание не может быть истинно полезным для государства, коль скоро оно не согласно с чистым христианским учением. Так никакая другая вера не может так легко избавлять государство от бед и возвышать благосостояние его, как это совершает христианская вера. Она приносит небесное благословение в хижины низших и во дворцы знатных людей, ограждает общественную безопасность, уважение к законам, права каждого состояния и звания. Блаженство на небе, а на земле неизбежны с грехами неудачи и беды. Но вера и против неизбежных зол – лучшая и верная помощь, внушая терпение и преданность благости небесной.

О! свете истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! да нисходят животворный свет твой в глубины сердец наших! Да оплодотворяет он бесплодную пустыню душ наших делами чистыми и святыми, спасительными во времени и вечности. Слушатели мои! будем усердно молиться, чтобы быть нам истинными христианами. Если будем искренними христианами, истинно будем мы тогда самыми полезными, членами государства. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх