Слово в день Иоанна Богослова. 1844 г.
Иисус видев Матерь и ученика стояша,
егоже любляше, глагола Матери, жено, се
сын твой. Потом глагола ученику, се Мати
твоя (Ин.19:26–27).
Горестно было для единственной Матери-Девы лишиться единого и единственного Сына. Тот, на которого возложены были не только надежды Матери, но надежды всего Израиля, висел перед очами её на кресте, и Она оставалась только с горестью. Сколь же было для Неё сладостно среди такой горести вдруг обрести верного друга и сына, каков был ученик, еюже любляше Иисус! И последняя отрада получена при кресте, со креста истаевавший в болезнях смертных Иисус с заботливостью взирает на сетующую Матерь, и в неутешной Её горести, подает Ей в друге Своем нежного друга и сына. Стояху при кресте Иисусове Мати Его и сестра Матери Его (Ин.19:25). Иисус же видев Матерь и ученика стояща, егоже любяще, глагола Матери, жено се сын твой.
Тот, его же любляше Иисус, лишенный единственного наставника и благодетеля, преданного злобою и завистью на позорную смерть, что чувствует, взирая на последние вздохи небесного друга своего? При кресте, как и Матерь распятого, стоял он – обремененный горестью. И чего мог он ожидать там, где видны были ужас и смятение, поношения на святыню, торжество злобных врагов, ненависть к кротким овцам пораженного пастыря? Но здесь-то, при кресте Иисусове, Иоанн, в самой глубокой горести, получает сколько неожиданное, столь же единственное утешение слышит сладкий глас; сладчайшего Иисуса, всыновляющий его Матери Господа. Потом глагола ученику, се Мати твоя.
Так при кресте и со креста распятого Господа Богоотроковица и Иоанн получают внезапное облегчение скорбей своих. Необычайное утешение сих высоких друзей Иисусовых! Но сладчайший Иисус, среди собственных страданий призревший на страждущих при Его кресте Матерь и верного ученика, не презирает и ныне тех, кои среди всех бедствий и скорбей спешат искать облегчения при кресте Его. Он благоволил навсегда утвердить крест Свой пред лицом вселенной, как древо благословения для уязвленных скорбью сердец. И сколь многоразличны сии утешения, кои подает с креста Своего распятый Иисус скорбным последователям Своим!
Всего естественнее рожденным во грехах помышлять и скорбеть о своих грехах. Как тяжки бывают эти помышления! Мысль о бесчисленных заблуждениях ума, о необъятно-великих и разнообразных преступлениях воли подавляет грешника тягостью, которой не облегчает никакая радость земная; страх грозного на нечестие правосудия Божия приводит в трепет и содрогание все кости его. Всякая неудача, всякая беда, всякое падение и преткновение кажутся для сокрушенного грешника стрелою гнева Божия, знамением карающего правосудия небесного. Напрасно он стал бы придумывать средства к успокоению себя; целые тысячелетия искал он покоя совести и не нашел ни в каких своих средствах. Но, один взор на распятого Иисуса и – страждущая душа возвращается от уныния к спасительной радости. Крест Иисусов, говорит вера душе, сетующей о своих грехах, – вот жертвенник очищения (Исх.30:30), престол благодати, от коего каждый приемлет милость и благоволение Божие! Зри распятого на нем Господа. Се любовь вечная, смертными страданиями умилостивляющая раздраженную правду Божию! Се единый праведник, на коем все неправды и беззакония, все злодеяния и преступления! Се Тот, Кто испил чашу ярости Божией за всех презрителей вечной правды! Так, жестокие казни мира более не составляют для нас грозных казней мстительной правды Божией, довольно, – они были орудиями казни для сего распятого; они вполне излили на Него ярость мщения Божия, вполне наказали в Нем наши преступления. Итак, здесь, пред сим древом благословения, доселе смущенная чувством виновности своей душа ищет себе помилования; здесь восторженная чувствами упования; восклицает, помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем, и слышит со креста сладкий голос сладчайшего Иисуса, аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи (Лк.23:42–43).
Но жестокие искушения крестного пути неизбежны и для оправданных в Иисусе. Часто самые твердые последователи Христовы, забирая сладость правды распятого Иисуса, приходят в неизъяснимое уныние; они чувствуют себя как бы оставленными, без сил, без помощи, отверженными от лица Божия; воды скорбей до того умножаются в душе их (Пс.58:2), что как бы готовы поглотить их. И здесь-то преимущественно взор веры на распятого Господа исполняет утешением скорбные сердца. Сколько надежд на помощь небесную возбуждает сей взор! И как крепки сии надежды! Отец небесный дал нам Сына Своего, чего же после этого Он не даст нам? Сын Божий понес все наши страдания, откажется ли Он подкрепить нас в остававшихся для нас скорбях? Сей кроткий Ходатай, пришедший исцелить сокрушенных сердцем (Ис.61:1; Лк.4:18), утешать малодушных умом, укрепить руки ослабленные и колена расслабленные (Ис.35:1–4), положивший душу Свою за спасение людей, – ужели не поспешит утешить скорбных детей Своих? Неужели Тот, который Сам искушен был по всяческим, Сам испытал всю немощь сил человеческих, всю жестокость искушений, отречется и искушаемым помощи? (Евр.2:18). Что убо речем к сим? Тот, который Сына Своего непощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует? (Рим.8:31–32) Нет! мы не такого имеем первосвященника, который бы не мог или не хотел спострадать нашим немощам, но искушена по всяческим подобно нам, разве греха (Евр.4:15). Наш Ходатай сколько могуществен; – как Слово Отчее, как Слово-Бог – столько же милосерд; болезнует о наших немощах, призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и их упокоивает (Мф.11:28). Если не пойду, говорил Он пред смертью, Утешитель не придет к вам; но Он пошел к Отцу Своему, и Отец пошлет утешение и помощь. Отец небесный не откажет в помощи просящим помощи, когда не отказал Он нам в Сыне; не откажет, когда Сей самый Сын ходатайствует за нас. Подлинно, что значат все прочие блага, что значит всякая другая помощь в сравнении с тем неоцененным благом, какое подано нам в распятом за нас Сыне Божием? Пусть мир и все враги креста Христова умножат жестокость гонения своего, раб Христов, взирая на распятого Господа своего, не только не боится зла, не только не ослабевает от страха врагов и бед, но паче исполняется ревностью и твердостью, готовится на все мучения.
Здесь, при подножии креста Христова, христианин видит, что на древе крестном все претерпел от грешников (Евр.12:2) Тот, Который возлюбил нас до смерти; можно ли не любить сего Спасителя и Господа? можно ли, любя, не сообразоваться во всем с возлюбившим нас Иисусом, не приобщаться самим страданиям Его? Пусть ужасы скорбей и бедствий поражают дух верного раба и друга Христова, он видит в страданиях Иисусовых свои собственные и в своих собственных страдания и язвы Господа Иисуса, видит – и ничем столько не услаждается, как сим общением страстей Христовых (Флп.3:10). Для плотских помышлений даже непонятно, до какой степени в святых мучениках и исповедниках возвышались восторги сердца, услаждавшегося ощущением скорбей Христовых. Они забывали все свои страдания, спешили, как жаждущий елень – на хладные потоки, на жестокие скорби и, среди мук, изъявленные, истерзанные, от ног до главы покрытые ранами, в восторге сердца вещали, сии раны – раны Господа нашего, сии стрелы злобных врагов – стрелы, пронзившие Господа нашего, сии члены истерзанные и сокрушенные; члены закланного Агнца Божия, прободенного Господа нашего. Какой славы, каких сокровищ, каких утешений желать, когда с нами и в нас распятый Господь Иисус? Так, все гонимые за правду, – все коих преследует мир, за то только, что они не от мира, находят сладостную отраду при кресте Христовом.
Взирайте, увещевает апостол ослабевающую в скорбях братию свою, взирайте на Начальника веры и совершителя Иисуса, иже вместо предлежащие Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе (Евр.2:2); взирайте, таково шествие подвигоположника нашего, – с Голгофы Он восшел на небо и сел одесную величествия Божия, – взирайте и зрите к утешению вашему в крестном пути Христовом путь к вечному блаженству вашему. Подлинно, если совершитель веры и спасения нашего благоволил испытать жесточайшие страдания – поношения, поругания, заушения, раны и язвы гвоздинные, позорную смерть, – и после сего одесную престола Божия седе; если видим Иисуса – подвигоположника спасения за принятие смерти славою и честью венчанна (Евр.2:9), то идти по крестному пути Его не значит ли идти по безопасному пути спасения – к вечной славе? И если Начальнику спасения надлежало страданьями войти в славу Свою (Евр.2:10), то всякой другой путь к совершенству, какой дерзает предписывать себе плоть, любящая покой и негу, или кичливый разум, поставляющий одного себя целью всех своих забот, – всякой другой путь, несообразный с крестным путем Христовым, не есть ли путь гибельный? Так тем, которые шествуют по скорбному пути Иисусову, подвигоположник дает сести с Ним на престоле, и они на земле уже радуются яко и в явлении славы Господа своего возрадуются (1Пет.4:13); верно слово, говорит с полною уверенностью апостол, аще с Ним умрохом, с Ним и оживем, аще терпим, с Ним и воцаримся (2Тим.11:12). Аще умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним (Рим.6:8). И презрит ли Отец небесный тех, которые отреклись от себя и всего мира, ищут единого – Его воли в Иисусе, ищут – страдать и умереть вместе с Тем, Который искал только славы Отчей? Презрит ли Сам прославленный Сын тех, кои пребыли с Ним в Его напастях? Он завещал им царство, которое завещал Ему Отец для общения блаженства с Его присными! (Лк.22:28–29). Тяжко не видать в жизни ничего, кроме скорбей и бед; тяжко отказывать себе в утешениях, какие можно бы находить не на пути крестном; тяжко повторять себе только об одном, страдай и терпи. Холодный разум никакими советами не утешит души, истерзанной страданиями жизни. Только взор веры на распятого Господа славы открывает для крестоносца небо, готовое принять его с земли. Взор веры на страждущего Искупителя разрешает тяжкую тайну земной, скорбной жизни. Утешься, крестоносец Христов! для тебя есть радости верные; утешься и не ревнуй спеющему здесь в пути своем, человеку творящему законопреступление (Пс.36:7). Он спеет среди радостей для вечной погибели, а ты спеешь среди скорбей для вечного блаженства.
Верные рабы Христовы, вы, которые идете по крестному пути Христову и не всегда находите отраду себе! вам принадлежит сие слово, – как слово утешения, как скудная капля росы духовной для оживления истомленного скорбями духа вашего. А тем из нас, которые при каждом встречающемся бедствии спешат почерпать утешения только в кладенцах сухих, ищут утешений от мира и плоти, тем пусть будет сие слово словом обличения и наставления, да обращаются и они к кресту Христову, когда постигнут их скорби; да научатся и они вкушать только те утешения, которые нисходят с древа благословения – с креста Христова. Аминь.