Слово в день годового акта Императорского лицея, 1903 г.
Приветствую вас, дорогие дети, с вашим сегодняшним праздником и сердечно радуюсь, видя ваше благоговейно-молитвенное стояние в святом храме сем, перед лицом Всемогущего Бога, перед алтарем, на котором только сейчас совершилась величайшая в мире тайна.
Как служитель Божий, я нахожу поэтому самым благопотребным предложить вам поучение о святом храме, и вот мое вам искреннее пожелание в этот торжественный для вас день: любите храм Божий!
Храм Божий – это земное Небо, это то единственное место на земле, где страждущая и скорбящая душа человека находит полное успокоение и радость.
Случалось ли вам заблудиться в мрачную осеннюю ночь в темном лесу; не правда ли, вы чувствовали себя одинокими, жалкими, беспомощными и отдыхали только тогда, когда достигали родного дома, где близкие, дорогие вам лица с любовью встречали вас, отогревали ваше измокшее тело, предлагали вам радушное гостеприимство? Так же тяжело и неприютно чувствует себя человек-христианин вне храма Божия и находит отдохновение лишь во время богослужения.
В самом деле, в мире, явно или скрытно, люди часто движутся гордостью, самолюбием и другими страстями. Здесь иными учеными уже открыто проповедуется, что в мире существует лишь один закон – борьбы за существование, что человек – зверь, что имеет право жить только сильный, а слабый и больной должен быть уничтожаем, что иного нравственного закона, кроме наших похотей, нет и человек без удержу может отдаваться всем своим страстям и порокам. Другие же, лицемерно прикрываясь словами любви и добродетели, в то же время преследуют свои низкие, себялюбивые цели. И человеку, который привык осмысливать свою жизнь, углубляться во все окружающее, человеку с нежной душой, чистым сердцем, с высокоразвитым религиозным чувством, было бы подчас невыносимо жить на свете, если бы он не находил отрады, успокоения и утешения в храме Божием.
Здесь исповедуется иное, чем в мире, начало жизни – начало смирения, любви и самопожертвования; здесь одна истина, одна правда. Об этом свидетельствуют: Священное Писание, читаемое в храмах, священные песни, воспеваемые в них, священнодействия, в них совершаемые, лики святых, изображенные на святых иконах.
Мы видим целые сонмы, тысячи тысяч святых, в самых разнообразных подвигах прославлявших имя Божие и Его святой закон. Святых апостолов, одухотворенных силой Духа Святого, проходивших в мире с проповедью слова Божия; они претерпевают всевозможные лишения, оскорбления, насмешки и, наконец, смерть с великой радостью за имя Христово.
Сонм мучеников – от малолетних младенцев и юных дев до дряхлых старцев, с блаженством идущих на самые утонченные муки от языческих властителей за Христа. Их святой кровью облиты первые алтари христианские, и на их святых костях созидаются и доныне святые престолы.
Сотни тысяч преподобных отцов и матерей, – претерпевая телесные лишения, они углублялись в такие неизмеримые глубины человеческого духа и поднимались на такую высоту мысли и чувства, какие недоступны и непостижимы для обыкновенного человека.
Сонм святителей Христовых, «вселенских светильников», как их именует Святая Церковь, соединявших в себе высокую внешнюю философскую ученость с величайшим богословским умозрением.
Здесь, в сонмах ангельских, мы видим Пречистую Деву, возвеличенную выше чинов ангельских, молебно простирающую руки к Сыну Своему за всех скорбящих и страждущих.
Здесь видим Начальника нашего спасения – Господа Иисуса, – вся Его земная жизнь, страдания, крест, смерть, воскресение и славное вознесение, подъятые ради нашего спасения, как бы совершаются перед нашими глазами.
И ныне, как тогда, во время Своей земной жизни, Он непрестанно взывает к нам: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).
Видя такое соединение земного с Небесным, имея вокруг себя такой облик свидетелей торжества веры христианской, в усердной молитве непрестанно сообщаясь с ними и получая через них и священнодействия благодатную помощь с Неба, христианин чувствует себя сильным и бодрым на всякое доброе дело, чувствует себя примиренным со всякой скорбью, со всяким страданием.
Взойдите в Церковь Божию, вглядитесь, всмотритесь в молящихся в ней, и вы сами уразумеете это сердцем. Вот, например, на коленях стоит мать, потерявшая горячо любимого ребенка, все ее существо выражает страдание.
Кто может ее успокоить и утешить?
Никто, кроме Того, Кто недаром именуется Утешением скорбящих, Надеждой отчаявшихся.
А там, – кто это прячется в толпе, – уродливое, больное существо, мало похожее даже на человека, – больной калека, искривленный, горбатый, слепой. Мир проповедует уничтожение таких людей, они презренны в глазах мира, а для Господа – они любимые дети, Он их утешает и успокаивает и веселит их надеждой на блаженную жизнь в Царствии Небесном. Но телесные страдания, но внешние потери не так ужасны, как внутренние муки возмущенной совести.
Вон там, на пороге храма, стоит современный мытарь; бури душевные раздирают его сердце, отчаяние готово захватить всего его, а злой демон-искуситель шепчет ему в уши соблазнительные речи о прекращении страданий самоубийством. Но вот до слуха его, может быть, и случайно зашедшего в храм, коснулось слово любви Божественной: его сердце раскрылось, подобно тому, как открывается цветок при лучах солнца, – благодатная помощь свыше снизошла в него и вмиг сделала новым человеком, истинным христианином. Да и всякий из нас в нашей жизни испытал и знает, что самые лучшие и святейшие минуты, когда мы чувствовали бы себя близкими к Богу и к небу, – были во время, проведенное нами в храме Божием, особенно же во дни покаяния, во дни таинственного соединения с Божеством – в причащении Святейших Тела и Крови Христовых.
Да и как бы ни старался неверующий человек измыслить такое учреждение, которое заменило бы Церковь Божию, он никогда и ничего не придумает взамен ее, ибо Церковь Христова – не дело рук человеческих, а дело Божие, – здание, имеющее краеугольным камнем Самого Христа.
Любите же, дорогие дети, храм Божий, приобретайте с юных лет навык к молитве. Молитва сохранит вас от всякого зла, утешит вас во дни скорби и печали, даст вам силы на все добрые дела. Верьте, что я говорю вам испытанное жизненным опытом. А кто из вас уже умеет молиться, кто из вас испытал и сладость молитвы за других, тот знает, что ничто на свете так не сближает людей, как искренняя сердечная молитва.
И вот вы, за несколько часов чужие для меня и далекие, теперь стали близкими и родными, и пламенно молился я о всех вас!
Да просветит вас Господь Бог светом Своей истины, да соединит Он всех вас под одним победоносным знаменем Креста Христова, и да укрепляется в вас наша вера, вера отеческая, вера апостольская, вера православная. Аминь.