Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы

Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы

И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лук. I. 33).
В Евангелии слышали мы ныне дивную беседу Архангела и Пресвятыя Девы, – беседу, в которой сказалась, поколику может быть изречена, великая тайна неба и земли, беседу, сквозь которую можно усматривать событие, необъятное для земных и небесных взоров. Когда Архангел сказал Деве: «се зачнеши во чреве, – Дух Святый найдет на тя»; и когда Дева ответствовала: «се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» (Лк. 1:31, 35, 38): в сие мгновение, посредством сих слов, земля обручилась с небом, человечество с Божеством; и в следствие сего Безначальный зачался; «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14); Сын Божий соделался Сыном человеческим, не преставая быть Сыном Божиим; Дева соделалась небом и престолом Божества; и в Ней положено, уже не обетовательное только, но действительное начало нашего спасения и блаженства.
«Како будет сие?» (Лк. 1:34) вопрошала о сем событии Пресвятая Дева предварительно, не по недостатку веры, не по любопытству, но по чувству благоговейнаго удивления и по заботе о сохранении посвященнаго Богу девства, когда ей было предвещаемо быть матерью. Не дрезни, пытливый ум, и после события вопрошать: как сие было? Ангел не прийдет разрешить тебе неуместный вопрос. Что спасительное воплощение Сына Божия совершилось, ты видишь по чудесным и спасительным последствиям. Не испытуй непостижимаго. Смирись пред безконечною премудростию. Благоговей пред ея таинством. Дивись глубокому снисхождению Всевышняго. Прославляй и благодари Его за незаслуженный, безценный дар. Объими верою подаваемое спасение, не истязуя Спасителя Бога судом человеческаго мудрования.
Впрочем Господь сказал: «Испытайте Писаний» (Иоан. V. 39). Итак позволим себе испытание, какое может быть нам доступно и наставительно.
После перваго, возвышеннаго, но еще неопределеннаго приветствия Пресвятой Деве, Архангел усмотрел, что Она в страхе. «Не бойся Мариам» (Лк.1:30), сказал он. Почему же в то самое время, как старался освободить Ее от страха, он продолжал говорить то, что еще более изумительно и страшно, и чего провозглашение, по видимому, могло быть отсрочено? Почему не только возвестил он, что Она, пребывая Девою, родит Сына, каковое возвещение и было целию его посольства, но еще присовокупил, что Сей Сын будет Велий, Сын Вышняго, Спаситель, Царь, и притом Царь такого царства, которому не будет конца? Необходимо сие было по закону, по которому действует вера, и который нам известен из следующих слов Христовых: «еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему» (Мк. 9:23). Посему и Преблагословенной Мариами точно столько было возможно, сколько могла она веровать. Итак, чтобы Ей возможно было родить Богочеловека, Спасителя, Царя вечнаго царства, для сего нужно было, чтобы Она предварительно услышала и уверовала, что должна родить Богочеловека, Спасителя, Царя вечнаго царства. Почудимся, братия, сей безпримерно высокой вере Пресвятыя Девы, пред которою, самаго отца верующих, Авраама вера предречению о рождении Исаака, от престарелаго неплодства, есть меньше, нежели зерно горушно пред кедром ливанским. Благоговейно и радостно возблагодарим Преблагословенную Мариамь за то, что Она имела сию веру, без которой мы не имели бы Христа Спасителя, Царя, обещающаго и нам царствие небесное и вечное.
Вместе с сим, вразумим, братия, самих себя о силе веры. Невместимаго Бога вместить возмогла она в лице Пресвятыя Девы, не духовно только, но и телесно. И телесно, говорю, вместила Бога Ея вера: и сему тем более дивлюсь, чем более, в сравнении с духом, тело кажется удаленным от сообразности и сродства с Богом Духом, и по самой телесности, и по ограниченности, и по тленности. В чем же не могла бы нас удовлетворить наша вера, для которой предлежат несравненно меньшия требования, нежели для веры Девы Богородицы? А довольно ли часты между нами действительныя проявления веры, ощутительно возвышенныя над природою, ясно ознаменованныя благодатию? И посему не имеем ли мы нужды молиться с Апостолами Господу: «приложи нам веру» (Лук. XVII. 5)? Но Господь, не отвергая молитвы, обращает к нам требование веры. «Аще бысте имели веру, яко зерно горушно, глаголали бысте убо ягодичине сей: восторгнися, и всадися в море: и послушала бы вас» (Лук. XVII. 6). То есть: о если бы вы имели начаток веры от искренняго расположения вашего сердца! Тогда верно получили бы вы великую силу от благодати. Итак дело за вами, а не за Богом. Имейте сердечное расположение веровать, которое от вас зависит: и Бог не преминет приложить вам веру крепкую, которая есть дар Его благодати.
Не оставим без внимания той особенности, что от веры Пресвятыя Девы Богородицы требовалось предварительное признание предрекаемаго Ей Сына, не только в качестве Сына Божия и Спасителя человеков, но вместе и в качестве Царя, как существенно необходимое для таинства воплощения: «воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» (Лк.1:33). Из сего надлежит заключить, что и от нашей веры, вместе с признанием, в лице Иисуса, Сына Божия, Богочеловека, Спасителя нашего, требуется также признание в Нем нашего Царя, как существенно необходимое для спасительной веры.
В самом деле, видно, необходимо сие верование, когда Господь Иисус, хотя обыкновенно удалялся от славы человеческой, хотя однажды, «разумев, яко хотят приити, да восхитят Его и сотворят Его Царя», поспешил скрыться от сего (Иоан. VI. 15); но, во время торжественнаго вшествия Его во Иерусалим, по требованию фарисеев, чтобы Он запретил обращаемыя к Нему восклицания: «благословен грядый Царь», не только не запретил, но еще подтвердил, что если бы умолчали люди, то камни провозгласили бы Его Царем: «аще сии умолчат, камение возопиет» (Лук. XIX. 38, 40). Подобно и тогда, как наименование царя угрожало Ему смертию, Он только исправил неточное понятие о Своем царстве, сказав: «царство Мое несть от мира сего»; но на вопрос Пилата: «Царь ли еси Ты?» ответствовал не обинуясь: «ты глаголеши, яко Царь есьмь Аз», ты говоришь справедливо, что Я Царь (Иоан. XVIII. 36–37). Наконец, по воскресении Своем, Он Сам провозгласил Свою царскую власть: «дадеся Мне всяка власть на небеси и на земли» (Матф. XXVIII. 18); а также и в предвещании Своего всемирнаго суда сам нарек Себя Царем: «тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего» (Матф. XV. 34).
Христос царствует во всей вселенной, как Творец и Промыслитель, – в особенности на небесах как Царь славы, – на земле в Церкви, как в царстве благодати. Царствует здесь Словом Своим, как законом царства; и Духом Своим, как силою царственною. Его царство проникает в душу, посредством благодати с Его стороны, посредством веры и любви с нашей стороны, как и сказал Он: «царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. XVII. 21); почему и молимся: «да приидет царствие Твое». Из царства, которое «несть от мира сего», простирает Он Свое царственное действие и на царства и народы мира сего, благословляя, благоустрояя и облагоденствуя власть и народ, благоприятные духовному Его царству, а мятущиеся против него, и особенно после покорности Ему изменившие, предавая действию грознаго определения вручившаго Ему царство Бога Отца: «упасеши я жезлом железным; яко сосуды скудельничи сокрушиши я »(Псал. II. 9). Наконец, в последний день мира Христос явится Царем-Судиею мира, чтобы воздать каждому по делам его, и чтобы временныя и приготовительныя царства природы и благодати преобразовать в единое вечное царство славы.
Христиане! Приятно нам взирать на Христа, как на Спасителя нашего, Который вземлет наши грехи, примиряет с нами вечное правосудие, освобождает нас от вечнаго осуждения, претворяет нас из сынов гнева в сынов Божиих, с правом наследия небеснаго. Будем признательны и справедливы. Не забудем взирать на Него, и как на Царя нашего, Который владычествует для того, чтобы благоустроять нашу духовную жизнь, чтобы охранять и защищать нас от враждебных сил, чтобы образовать из нас достойных граждан царствия небеснаго, способных к вечному блаженству; и Который, для сего самаго, требует от нас совершеннаго повиновения Его владычеству.
Един есть Сын Божий, Иисус Христос, Спаситель и Царь, и не разделяет сих качеств, которыми ознаменовал Себя в самом воплощении Своем. Если вы не захотите иметь Его своим Царем: не можете иметь Его своим Спасителем.
Сказал ли тебе твой крестный отец, что ты Христу Царю дал присягу в верности? – Точно, ты дал ее, когда при крещении, устами восприемника неоднократно исповедал, что отрицаешься сатаны и всего служения его, и сочетаваешься и покланяешься Христу, яко Царю и Богу. Будь же постоянно внимателен, чтобы не быть прельщену, и чтобы не сделаться клятвопреступником и изменником. Если ты не сохранил верности Христу Царю в сердце и в жизни, в слове и в деле; и если случившихся некоторых неверностей немощи и неосмотрительности не загладишь покаянием и исправлением: то потеряешь право на покровительство Христа Царя, и на милосердие Иисуса Спасителя, и сам себя делами твоей неверности причтешь к шатающимся и мятущимся, которых Он «упасет жезлом железным», и «яко сосуды скудельничи сокрушит».
Будь верен Царю Христу, верою православною, в послушании святой Церкви Его, верен любовию нелицемерною, препобеждающею всякое земное пристрастие, – верен жизнию благозаконною по заповедям и учению Евангельскому, – верен и поспешен в чистосердечном признании своих грехопадений и в возстановлении чистоты совести, доколе смерть не предускорила затворить двери покаяния. Слыши самого Христа повелевающаго и обещающаго: «буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» (Апок. II. 10). Аминь.

Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.

Наверх