Проповеди на праздники:


Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме Благовещения, что на московском форштате. 1844 г.

В месяц шестый, после того как праведная Елисавета, по благовестию архангела, зачала сына – Иоанна, послан бысть ангел Гавриил от Бога во град галилейский, ему же имя Назарет. Небесный посланник, явясь к обрученной Деве Марии, приветствовал Ее: радуйся благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах. Необыкновенное приветствие смутило ту, которая ничего великого в себе не видела, ничего особенного для себя не ожидала. Она же видевши смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие, – размышляла, недоумевая, что это за приветствие? Тогда небесный посланник, исполняя поручение и, успокаивая смиренную Марию, возвещает ей, что Она родит Сына, которому наречет имя Иисус. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лк.1:27–31).

Предмет настоящего празднества, братия, – благовестие о рождении Мариею Сына, Ему же имя Иисус. Итак, прилично дню празднества размышление о словах благовестника, и наречеши имя Ему Иисус.

Если есть свет чистый для омраченного странника земли, если есть сила для истощенной грехами воли его, если есть надежда на радости в вечности и в стране скорбей, то все это заключается в том имени, о котором возвещает ангел.

И наречеши Ему имя Иисус. Наименование имени, по первоначальному значению имени, не должно быть делом произвола; имя должно выражать свойства предмета, которому дается оно. Так нарекал имена первый невинный человек, в котором все происходило по закону совершенства, мысль выражалась в точном, соответственном ей слове, слово вполне соответствовало мысли. Только грехом нарушился такой порядок; грех ослабил в человеке способность познавать внутренние свойства предметов, и тем лишил его возможности нарекать имена, соответствующие сущности предметов. Но, чего сам не может более человек, то совершает Дух благодати, наставляющий на всякую истину; сей Дух нарекал знаменитым лицам царства Божия имена, открывающие людям особенное значение, особенные свойства сих лиц. Так без сомнения, и в настоящем случае, когда самим Богом назначено имя Сыну Марии.

Что это за имя, которое наречет Мария в исполнение воли Божией, и которое должно открыть людям свойства Сына Ея?

Евангелист писал евангелие для тех, которым известен был язык греческий, и потому писал на греческом. Ангел благовествовал Марии, рожденной от дому Давидова, конечно, словами того языка, на котором говорили потомки дома Давидова. Таким образом, это приводит к той мысли, что значение слова – Иисус надобно искать в языке еврейском. И в самом деле, следует только открыть ветхий завет, и мы увидим там довольно лиц с именем, Иисус. Так – известен Иисус, сын Нуна, помощник и преемник Моисея (Исх.17:9, 24:13; Чис.13:16). Известен Иисус первосвященник, сын Иоседека (Зах.3:1; Агг.1:1, 12). Не говорим о других (Неем.8:17, 7:7; 1Цар.6:14, 18; 4Цар.23:8). Итак, Марии рожденной от дому Давидова, известно было слово языка, на котором говорил Давид. А для нас? Нам нужно испытать значение, если можем испытать, или же, положиться без испытания не знающих. По греческому произношению Иисус, по еврейскому сокращенно Иешуа, означает спасающего, или просто – Спасителя.

Представим объяснение более, нежели человеческое. Евангелист Матфей повествует, что, когда Иосиф, обручник Марии, заметив Марию, имеющею во чреве, возмутился сомнениями, ангел Господень явился ему во сне с успокоением, и говорил, родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус, Той бо спасет люди своя от грех их (Мф.1:18–21). Вот, и тоже имя и тому же лицу, о котором размышляем, и объяснение имени – и наречении имя Ему Иисус. Почему? Той бо спасет люди своя от грех их. И кто же, открывая, объясняет имя? Ангел Господень. И еще? Евангелист Христов. Два свидетеля небесный и земной, или точнее, оба небесные. Сего довольно для верности объяснения. Если состояние Иосифа было таково, что ему надобно было не только открыть имя Сына Марии, как открыто оно и Марии, но надобно было объяснить и значение спасения в Сыне Марии, то сколько должны мы благословлять Духа благодати. Который, врачуя немощь одного, врачует немощи миллионов, притом более немощных, чем тот один, праведный Иосиф.

Итак, тем более нужно внимания к учению благовестников о значении имени Иисус.

Той бо спасет, это первое и существенное значение имени, Иисус. Но кого, и от чего спасет Тот, о Ком благовествует небесный посланник? Мы сказали, что довольно было лиц с именем Иисус; которые и делами более или менее соответствовали своему имени. Таков ли же Тот, о котором преподаются благовестия Марии и Иосифу? О, нет! Он столько превосходит всех спасающих, что слабая мысль наша не в состоянии вполне обнять открываемое о Нем ангелом. Много утешительного, много великого и в том, что Сын Марии – Спасающий. Но, сколько света, сколько силы, сколько утешения в том, кого и от чего спасет Он!

Той спасет люди своя. Народ Израильский был по преимуществу народ Божий; ему преимущественно даны были обетования, для него прежде всего надлежало явиться Христу. И вот небесный вестник благовествует о Сыне Марии, Той спасет люди своя – Израиля. Итак, Иисус есть Тот самый Спаситель, Которого так давно ожидал израиль, – есть Тот самый, Которого желали видеть патриархи и не видели (Ин.8:56), о Котором столько величественного прорекли пророки, на Которого надеялись, на Которого зрели издали все ветхозаветные праведники (Деян.2:3). Той спасет люди своя. Язык пророков, прорекая о Спасителе Израиля, возвещал вместе с тем о спасении всего мира. Мессия – слава Израиля, вместе и свет во откровение языков. Людие ходящии во тме должны были увидеть свет велий, и над живущими в стране мрака мертвящего, надлежало воссиять животворному сиянию, когда родится Отроча (Ис.9:1–2). Всем нужен был Спаситель, и для всех обещан Спаситель – чаяние языков (Быт.49:10). Тем же языком пророчественным возвещал и вестник небесный, Той спасет люди своя. И нет другого имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало нам спастись (Деян.4:12). Пред именем Иисуса-Христа должно поклониться всякое колено небесных и земных, и преисподних, и всяк язык – исповедовать в нем славу Бога Отца (Флп.2:10–11).

Той спасет люди своя от грех их. Израиль, к несчастью своему, в самое время явления Обещанного, терял из виду чистые понятия о Спасителе обещанном; люди обыкновенные; самая большая часть народа, ожидали избавления только от бедствий временных. Заботы о земле, об удобствах земной жизни, ослабляют, погубляют в душах святые помышления; они оставили в сердцах фарисейских лить мечты о временном счастье, о временной славе, о политической независимости народа. Но не таким спасителем должен был явиться Спаситель мира, по пророчествам. И не таким является Он. Той спасет люди своя от грех мир.

Иисус – Спаситель от бедствий духовных, – от бедствий, которые, начинаясь во времени, могут продолжаться целую вечность. Как тяжки, как страшны сии бедствия, и как они разнообразны.

Братия! грех омрачил зрение сердец наших; предметов самых необходимых для вечной жизни нашей, то вовсе не видим мы, то видим в полумраке, или в превратном виде. На что открыты глаза наши? Чем полны мысли наши? Землею, прахом. Что ж будет с нами, когда все земное кончится? Что за жизнь будет – жить целую вечность во мраке? О, какая это ужасающая жизнь! Братия! во Иисусе Христе вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол.2:3). Той бысть нам премудрость от Бога (1Кор.1:30). Если не будем на Него взирать сердцами нашими, если от Него не будем просить света, если Его учением не будем просвещать души наши, если в Его законе не думаем поучаться день и нощь, верен Бог – другого просветителя душ, другого света Божия для нас нет и быть не может. Один есть Свет истинный, Иже просвещает всякого человека грядущего в мир (Ин.1:9). Он возвестил о Себе, Аз семь путь, истина и живот (Ин.14:6). Будем зреть на Него неуклонно, будем содержать Его имя в уме и сердце непрестанно, да животворный свет Его просвещает умы и сердца наши истиною.

Грех как нарушение вечного закона Божия, подвергает нас вечному осуждению. А кто скажет о себе, что не грешен? Если мы многих грехов не сознаем на себе, если во многих случаях не чувствуем, как тяжко грешим пред Богом, то по той же причине, почему иной больной вовсе не чувствует, что он болен, хоть чрезвычайно опасно болен. Вси бо согрешиша, и лишена суть славы Божия (Рим.3:23). По естеству мы чада гнева, как зачатые во грехе (Еф.2:3). Одно средство для нас к примирению с Богом; это имя Того, о Ком благовествует ныне архангел Деве, Той спасет люди Своя от грех их. – Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:29). Никакие подвиги наши, никакие уставы внешние, ни старые, ни новые, не спасут нас от вечного осуждения без теплой, пламенной веры в Спасителя мира. Аще бо законом правда, убо Христос туне умре (Гал.2:21). Бог во Христе мир примиряет Себе, не вменяя нам согрешения наших (2Кор.5:19). Тяжек грех для души нашей, язвительны укоризны совести; никакие пожертвования не мирят с нами Бога, не равняясь тяжести оскорбления, причиненного правде Божией. Сладчайший Иисусе! Ты Единый промыслитель наш, Ты Единый Спаситель. Сила греха! Сколько не поражаешь ты меня каждую минуту, но я живу упованием на сладчайшего Иисуса. Обременен я неправдами и беззакониями, но, пришел в себя, иду ко Отцу с правдою Сына Божия, а она достаточна для того, чтобы доставить всегда и для всех грехов очищение (Евр.9:11–14). Молю Тебя, Твоею же беспредельною любовью умоляю Тебя, сладчайший Иисусе, да сохранится до издыхания моего в сердце вера во всесильную силу искупительной жертвы Твоей! Апостол поучает нас, чадца моя, пишу сия вам, да не согрешаете, и аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника, и Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и всего мира (1Ин.2:1–2). Как не воссылать хвалы благодарной, как не покланяться, как не служить нам, сладчайшему Иисусу во все дни странствия нашего земного? Как не остерегаться греха, когда столько сделано для нас Иисусом для избавления от греха?

Если теснят нас бедствия временные и колеблют дух наш в служении Богу сердец наших, защита нам – Тот же сладчайший Иисус. Он Царь наш, с тем чтобы защищать и спасать верующих в Него от всех врагов их. Ему дана вся власть на небе и на земле.

Но тогда, как столько утешает нас великое имя сладчайшего Иисуса, слышим, некие старые приносят на нас жалобу благочестивому царю, «Господу нашему Иисусу Христу спасенное Его имя, нареченное от Бога ангелом, переменили же?» И хотят думать, что они-то одни и спасаются именем спасенным (Челобитная соловецк. стр. 73).

Что это за жадоба? Как переменили «спасенное имя?» Конечно, разумеют то, что мы говорим и пишем, Иисус; а жалующиеся говорят и пишут, Исус!

Но, любитель старины, подумай с смиренным вниманием, что значит, переменить имя кому либо, или чему-либо? Вот, например, когда святую церковь Христову, соблюдаемую благодатью святого Духа, и соблюдающую силу благодати врученное ей сокровище веры, называют именами укорительными, хульными, согласись, что в таком случае переменяют имя. И чему же переменяют? И кто переменяет? Рече Господь: иже аще речет брату своему, рака, повинен есть сонмищу; а иже речет, уроде, повинен есть геенне огненней (Мф.5:22). Вот и еще перемена имени. Осмотрись же боящийся Бога – любитель старины! Сообрази, то ли значит переменять имя, о чем ты думаешь, – сообрази и то, что, если так страшно переменять имя лицу частному и обыкновенному, как же ужасно давать другое имя целому собранию миллионов верующих!

«Господу нашему Иисусу Христу спасенное Его имя переменили же?» Пред целою церковью свидетельствовал и свидетельствую, что имя Господа моего есть имя единственного Спасителя мира, в Ком все утешение, все просвещение, все надежды жизни моей вечной. Молю и буду молить Самого же Спасителя Господа моего, чтобы для Его же имени сохранил во мне сию веру до гроба и за гробом. Желаю и надеюсь, что тем же признаешь Его для души твоей и ты, любитель старого. Ты и я веруем, должны веровать, что Исус или Иисус, есть Искупитель наш, единственный Спаситель грешников, Ходатай Бога и человеков. Так, благодарение Господу, вера в Господа Спасителя у нас одна. А если вера в Него одна; из-за чего же ты не миролюбиво удаляешься от меня? За что твоя жалоба? За что жестокое негодование? За что укоризны?

Разность в том, говоришь ты, что мы по-старому говорим и пишем, Исус, а вы говорите и пишите, Иисус? Но – подумай, это разность произношения и письма, а не разность имени. Это разность языка, а не сердца, разность пожалуй скажу, чьего-либо косноязычия, а не веры. Стоит ли все это того, чтобы ты раздирал ризу Христову так немилосердно и без опасения – относительно себя самого? Надобно ли для разности буквы вводить тебе раскол в церкви Христовой? Вот пример из евангелия, Преблагословенную Деву, Коей приносит ныне благовестие архангел, евангелист Матфей называет то Мариею, обрученей убо бывши Матери Его Марии Иосифови, то Мариам, Иосифе, сине Давидов, не убойся прияти Мариам (Мф.1:18, 20). Скажите, ужели надобно за эту разность отделяться от евангелиста Христова? Скажут ли Петру, Петер или Петр, назовут ли Ивана Иваном или Иоанном, ты понимаешь, что имя дают одно, и только произносят неодинаково, – и за эту разность никого не ведут в суд.

Если хотят, чтобы имя достопоклоняемое произносилось так, как произносилось оно в самой глубокой древности, пусть любят точность, лишь бы не вела она к раздору. Но зачем же не понимают, что ни Исус, ни Иисус, не есть самое древнее произношение достопоклоняемого имени? Мы видели, что архангел, благовествовавший Деве из дому Давидова, из племени иудейскаго, благовествовал на языке дома Давидова и, следовательно, «спасенное имя, нареченное от Бога ангелом», было Иешуа.

Если хотят знать, как евангелист записал сие имя, и как оно в первый раз написано в евангелии, т.е. с двумя ли гласными, Иисус, или, с одною, Исус, – приведу один пример, который, как думаю, может решить недоумение.

Варнава, муж времен апостольских, которого послание известно было уже во втором веке и было читаемо верующими с пользою для души, писал в своем послании, «Авраам, который первый употребил обрезание, предвзирая духом на Иисуса, обрезал дом, держася значения трех букв. Ибо сказано, и обрезал Авраам из дому своего десять и восемь, и триста мужей. Как же показано в сем ведение? I – десять, И – восемь, вот начало имени Иисусова!» «Так писал бл. Варнава. Нам с тобою дело только до букв, любитель старины. Итак, вот тебе первые буквы имени спасительного. Вот пример времен апостольских, где ясно можем видеть, что первыми буквами спасительного имени были буквы – IИ, и что «спасенное имя» произносили и писали тогда – Иисус. На новость сей древности ты не можешь жаловаться, не можешь жаловаться и на то, будто букву прибавили здесь неверные, ибо ни прибавлять, ни отменять ее здесь нельзя; две начальные буквы входят в состав самого учения бл. Варнавы: числительным значением букв, IИ, он учит, что имя Спасителя Иисуса было пред взором веры Авраама, Отца верующих.

Братия! спасение не в буквах старых или новых. Спасение в Иисусе Христе, а усвояется душою чрез веру, ту веру, которая за имя Спасителя готова отдать все, жертвует самыми любимыми склонностями сердца, самыми старыми привычками грешной души. Верою чистою, верою живою и действенною, будем благодарно славить Спасителя нашего, славя. Его со Отцом и Духом святым. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх