Слово в день 50-летнего юбилея митрополита Иоанникия, первенствующего члена Святейшего Синода
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь. (1Тим.5:17)
В настоящий день Киевская митрополия торжественно совершает празднование по случаю исполнившегося пятидесятилетия в священном сане своего маститого иерарха Преосвященного митрополита Иоанникия. Вместе с Киевской митрополией чтут знаменательный день этого архипастыря и многие другие епархии Всероссийской Церкви, в том числе и наш а Томская. Основанием к таковому всеобщему чествованию Высокопреосвященного Иоанникия служит, с одной стороны, то первенствующее положение, которое он занимает в церковно-русской иерархии как первенствующий член Всероссийского Святейшего Правительствующего Синода, с другой – его заслуги в течение полувекового многополезного и достохвального служения Церкви Божией.
Уготовляясь почтить первоиерарха Российской Церкви настоящим церковным празднованием, мы пригласили к участию в этом духовном чествовании первосвятителя Русской Церкви православное население нашей епархии чрез настоятелей церквей. В настоящие минуты мы просим и вашу любовь, возлюбленные, вместе с нам и помолиться о высокочтимом иерархе.
Но чтобы ваше участие в чествовании маститого юбиляра происходило не из одного послушания к нашему пастырскому призыву, – хотя и это одно уже составляет вашу добродетель послушания, которое, по отеческому изречению, паче поста и молитвы, – но чтобы вы исполнили дело это, к которому призываетесь, по сознанию нравственного долга и из личного уважения вашего к тому, кто сегодня чтится многими Церквами, мы считаем своею обязанностью сказать несколько разъяснительных слов как вообще о значении епископов в Церкви Христовой, также в частности о личных достоинствах высокочтимого первоиерарха и заслугах его для Церкви Христовой.
Церковь подобна многоветвистому дереву. Господь наш Иисус Христос есть корень этого дерева, на котором оно держится. Святые апостолы составляют стволы, или отрасли, исходящие от корня – Христа, а епископы суть ветви, порождения отраслей или стволов; священники – стебли, а прочие члены Церкви – листья этого древа Церкви. Как листья соединены с деревом и корнем его чрез стебли и стебельки, так верные чада Церкви соединены с Церковью и Иисусом Христом чрез ближайших своих пастырей – священников; как стебли соединены со стволом и корнем каждый чрез свою ветвь, так священники соединены с Церковью и Христом каждый чрез своего епископа; ветви – от стволов, стволы – от корня; так и епископы – от апостолов, а апостолы – от Христа. Отделись листок от своего стебелька, он отделится от всего дерева и корня и умрет; отделись ты, верующий, от своего священника – отделишься от епископа, отделишься от всей Церкви, с которою ты соединен чрез священника, как лист чрез свой стебель. Отделившись от Церкви, отделишься от Христа, а отделившись от Христа, ты умрешь, погибнешь.
Церковь едина; у нее один дух – Христов дух, одна кровь – Христова Кровь, одно тело – Христово Тело; Церковь – одна; повсюду и во все времена она одна и та же, поэтому именуется Вселенскою, по-гречески – Кафолическою, или Соборною. Но она состоит из многих отдельных частей и членов. Отдельные части Вселенской Церкви именуются Поместными Церквами. Поместные Церкви независимы одна от другой, но в то же время они находятся между собою в союзе любви и в общении святых Таинств. Поместных Церквей много: есть Церкви Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская, Всероссийская и прочие, а все они составляют Единую Вселенскую Церковь. Поместные Церкви входят в сношение одна с другою чрез своих представителей – патриархов или областных митрополитов, а наша Российская Церковь – чрез Святейший Синод. Поместные Церкви разделяются на отдельные епархии, состоящие под управлением епископов; епархии одна от другой независимы, как и епископы один от другого независимы. Но все они подчинены бывают первому в стране епископу, именуемому митрополитом или патриархом. Епископ, отделившийся от своего митрополита или патриарха, признается отделившимся от всей Церкви, и его не примут в общение епископы как своей, так и других Поместных Церквей: куда бы он ни пришел, везде будет чуждым, яко язычник и мытарь. И священника, отделившегося от своего епископа, не примет в общение никто из епископов Вселенской Церкви и, к кому бы он ни пришел, не позволит ему священнодействовать. Так же и мирянин, отделившийся от своего священника, отделяется и от епископа и, как отлученный, нигде не будет принят.
Из сказанного сейчас видно, что каждый епископ в своей епархии есть то же, что патриарх или областной митрополит Поместной Церкви, а в нашей Церкви – Святейший Синод. Все члены Святейшего Синода составляют как бы единого человека; первенствующий член его есть первый из числа других, равных ему. Чрез Святейший Синод Российская Церковь пребывает в общении со всеми Поместными Церквами или, что то же, со всею Вселенскою Церковью. Из этого можно видеть, сколь великое значение имеет для каждой Поместной Церкви патриарх или митрополит, а для чад Российской Церкви – Святейший Синод. Теперь, вероятно, легко понять, какое значение имеет и для каждого члена Российской Церкви первенствующий член Правительствующего Собора Российских иерархов, достойно чтимый ныне маститый иерарх Киевской митрополии. Церковь составляет единое тело, члены ее связаны между собою гораздо теснее, чем члены государственного тела, состоящего из царя и подданных, начальников и подначальных: члены Церкви не только управляются Главою – Христом, но оживляются Им. Находясь видимо под управлением епископов, они невидимо находятся в тесном единении с невидимым Главою – Иисусом Христом. Питаясь Его Телом и Кровию и оживляемые Духом Его, они родственны Ему, от плоти Его и от костей Его: получая жизненные соки как листья чрез стебли и ветви и стволы, то есть чрез священников и епископов, члены Церкви, то есть все верующие, находятся в самом тесном общении с сими последними, то есть со священниками и епископами, как дети с родителями, поэтому верующие пастырей своих именуют отцами, а последние пасомых своих чадами о Христе, чадами о Духе Святом, духовными детьми.
Таким образом, для каждого верующего его священник, епископ, областной митрополит, патриарх или правящий областью собор епископов суть отцы духовные, чрез которых он получает духовное рождение, питание и чрез которых состоит в союзе с матерью – Вселенскою Церковью. На этом основании церковные иерархи именуются отцами Церкви. Таков и чествуемый ныне первоиерарх Российской Церкви. Значит, все мы и вы – не чужие для него, но и каждый из нас должен признавать его родственным себе, своим о Господе; если он – отец, как и действительно он таков, то настоящий знаменательный для него день должен быть таковым и для всех, находящихся с ним в духовном родстве.
Но Преосвященный митрополит Иоанникий, чествуемый как епископ, как первенствующий член Святейшего Синода, имеет право на преимущество чести и по своим личным качествам. Одно из таковых принадлежит ему как достойно начальствующему и трудящемуся в слове и учении. Если слово Божие повелевает воздать сугубую честь пресвитерам, труждающимся в слове и учении (1Тим.5:17), то тем более принадлежит эта честь таковым же епископам, а еще более – маститому иерарху, много лет стоявшему во главе благотворительного общества, пекущегося о православных благовестниках, то есть проповедниках веры, именуемых миссионерами, среди племен и народов языческих, буддийских и мусульманских. Апостол Павел повелевает воздавать сугубую честь также добре прилежащим пресвитерам, то есть достойно начальствующим (1Тим.5:17), и таковой чести тем паче достоин иерарх старейшей русской митрополии – Киевской и первенствующий член Святейшего Синода.
Еще много потребовалось бы времени, если бы мы стали представлять вашему вниманию другие достохвальные качества маститого юбиляра-иерарха: его, например, весьма благоплодное пребывание на многих кафедрах Российской Церкви; его заботливость о благоустроении быта духовенства чрез открытие общежитий для духовного юношества на средства, им изысканные, в числе которых особенно важное значение имеет открытие и благоустроение свечных заводов, а в последнее время – его благотворительность, выразившаяся в пожертвовании им капитала на устроение богадельни для престарелых священно-церковнослужителей, их вдов и сирот. Все это – такие качества, за которые достойно чтимый иерарх вполне заслуживает указанной Апостолом сугубой чести. Слово Божие повелевает христианам творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за всех, иже во власти суть (1Тим.2:1–2). Если это требуется в отношении ко всем, иже во власти суть, то тем более моления и благодарения приличны за первого священноначальника нашей Церкви в благознаменательный день пятидесятилетней годовщины его служения в священном сане.
Итак, почтим молением и благодарением Богу этот торжественный день маститого архипастыря как старейшего митрополита, как первенствующего члена Святейшего Синода, как достойно начальствующего, как особенно потрудившегося в слове Божием и учении и на многоразличных поприщах деятельности, как то: духовно-учебной, пастырской, миссионерской, пастыреначальнической, церковно-правительственной и благотворительной. Потщимся совершить это со всяким усердием, со всею искренностью, как дело богоугодное; совершим его не яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души (Еф.6:6).