Проповеди на праздники:


Слово в 16 день августа, в Святогорской обители. 1852 г.

Хвала и благодарение Твоей благодати, воплотившийся за нас Сын вечного! Вот и в сем пустынном месте, где так недавно было запустение, целые сонмы душ служат Отцу Твоему, с полуночи до полудня и с вечера до поздней ночи! Кто как не благодать Твоя превратила запустевшую дебрь в веселый сад, где ночь и день раздаются пения духовные? Кто, как не благодать Твоя подает силы немощам для служения Тебе, требующего так много трудов? Тщанием не ленивы, духом горяще, Господеви работающе (Иак.3:11): вот учение апостольское о служении Господу. Работающие Господу! Благодарение Господу, говорит вам о необходимости служить Господу, – нет нужды. Благодатию Его укрепляемые проходите вы служение с тщанием неленивым. Итак, не настоит нужда говорить с вами и против лености. Но как немощным ручаться за себя, что не имеем мы нужды возбуждать себя к ревности Божией размышлением о словах апостола: духом горяще.

Духом горяще – это значит, что в служении Господу надобно иметь усердие горячее, дух, пламенеющий ревностью исполнять волю Божию, как можно полнее и точнее.

Усердие пламенное в работе Господу составляет то самое, что делает ее угодною Господу. И человек не ограничивает своего взгляда на чье-либо дело одною видимостью. Он не видит сердца ближнего, как Бог видит. Взамен того он старается угадать, по приметам, – с искренним ли усердием. Делается дело. И он доволен бывает только тогда, когда видимые признаки – последствия дела показывают ему, что дело сделано добросовестно, усердно. Если же так смотрят люди на достоинство дела, как же Бог сердцеведец может быть доволен одною видимою работою? Как Он может одобрять служение наше Ему, когда не видит в сердцах нашил искреннего усердия? Нет. Он просит у нас сердца нашего, так как Он есть Бог сердца нашего. Ему должно принадлежать оно все, со всеми помыслами, движениями и желаниями своими. Холодность и двоедушие в служении Господу отвратительны Ему. Сего ради, яко ни тепл, ни студен еси, изблевати тя имам от уст моих, говорит верный и истинный. Надобно избрать одно из двух, – или Ваала, или Бога истинного. Мир сам не может одобрить нас, когда делим сердце между Богом и миром. Око Господне светлее человеческого. Иерусалимская вдовица не много принесла в церковную сокровищницу, она принесла только две самые малые монеты. Почему же Господь так восхвалил приношение её? Потому что усердие её было велико, потому что любовь её была так сильна и глубока, что принесла храму все, что имела. И вот малая лепта стала драгоценностью пред Богом. Добрый мирянин. Почему, полагаешь ты, возжигаемые тобою пред иконою света угодна Господу? Ты, конечно, знаешь, что Богу и святым Его нет нужды в земной, вещественной свеще, как не было нужды и в лепте иерусалимской вдовы. Отчего же служение свещею угодно Господу? Оттого, что это есть видимый знак твоего усердия ко Господу. Видишь, здесь священнодействующий молится, совершает тайны, поучает; низшие служители алтаря читают, поют, славословя Господа. Тебе же что остается делать? Чем выразить свое служение Господу? Тебе предоставлено свидетельствовать участье в служении Богу приношением свещи. Так и ты небездейственный член богослужения! Так, чем искреннее, чем усерднее, чем пламеннее душа служит Богу своему, тем угоднее Ему служба.

Горячее усердие, составляя угодную Богу жертву, много облегчает подвижника благочестия в его подвигах для Господа. Отчего так тяжким кажется служение Богу? Отчего тогда, как слышат заповедь – не любить мира и ничего мирского, не быть пристрастным даже к самым близким по родству, ужасаются этой заповеди и считают ее неисполнимою? Без всякого сомнения, слово Господа вернее всех человеческих; а Господь говорит: иго мое благо и бремя мое легко есть (Мф.11:30). Отчего же, не смотря на верное слово Господа, считают иго Его не благим и бремя Его не легким? Все это оттого, что нет в душе огня Божия, нет пламенного желания – посвящать все свое и себя Господу. Доколе сердце сжато, холодно, не возбуждено к добру, – душа колеблется и хромлет, то хочет идти по пути Божию, то склоняется к распутиям мира, то пойдет в след заповедей Божиих, то претыкается и падает в грязи земной. Не то бывает, когда сердце согрето духовным огнем, возбуждено ревностью служить Господу всею полнотой души. Имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже! Возжада душа моя к Богу крепкому и живому (Пс.41:2–3): так говорит душа, полная горячей любви к Богу и течет быстро и легко, свободно и скоро по путям Божиим. Встречаются труды и опасности, встречаются искушения нелегкие; она проходит их при помощи Божией, безбедно. Вси хотящий благочестно жити о Христе Иисусе гонимы будут: подвижнику благочестия более скорбей, чем кому-либо, в этой земле плача: таков порядок Божий! Но душа, полная любовью к Господу, все переносит для Господа, – любовь дает ей крылья, чтобы перелетать стремнины земного пути, без утомления и усталости. Какие лютые страдания переносили св. мученики за веру, и никакая смерть не могла разлучить их с Господом! Преподобные отцы и преподобные матери в суровом и скудном пустынножительстве находили блаженство и не хотели менять его ни на какое счастье земное. Простым сравнением, но весьма верно, изъясняется значение ревности в жизни духовной. Когда котел кипит на огне, к нему не смеет приблизиться нечистое насекомое, не подходит и хищное животное. Точно так, когда душа кипит святою ревностью к благочестью, сей душевный огонь в одно и тоже время и предохраняет ее от греховных мыслей и желаний и дает ей силы для возрастания в духовном совершенстве.

Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся, говорит Спаситель (Лк.12:49). Что это за огонь, который желает Спаситель возжечь на земле? Конечно, это не огонь разрушительный, когда Спаситель наш так кроток, что и льна затлевшегося не гасит. Крещением имам креститися, и како удержуся, Дóндеже скончаются (Лк.12:50)? говорит Он в объяснение слов своих об огне. И так огонь, который пришел Он воврещи на землю, есть огонь ревности к исполнению воли Отца небесного. Вот чего желает Он – Господь наш от рабов своих! Вот чего ожидает Он от нас последователей Его! Любовь, достойная истинных христиан, есть любовь к Богу пламенная. Имя христианина требует, чтобы горел в нас огонь любви божественной и звал бы нас на самые страдания, противостоял бы в нас всем искушениям мира и страстей, возвышал бы нас до подвигов совершенной духовной жизни.

Братия св. обители сей! Нам особенно должно отличаться горячим усердием к исполнению воли Божией, так как обетами иночества обязались мы быть преимущественными слугами Божиими и Христовыми.

Не спросит ли кто-либо: что делать нам, когда не ощущаем в себе горячего усердия к Господу? Молитесь, скажем в ответ, молитесь Тому, Кто с тем и пришел в мир, чтобы воврещи на землю огонь. Он никому не откажет в своем даре. Возбуждайте сердце свое воспоминанием благодеяний, явленных нам в Сыне Божием и непрестанно являемых каждому в его жизни. Гоните от себя холодность и небрежение размышлением о муках геенских, которые готовы для презрителей благодати Христовой. Ибо если тогда – в завете ветхом – глаголанное ангелами слово было непреложно и всякое преступление нашло себе месть справедливую: как мы убежим гнева и мщения Божия, если будем не радеть при таких средствах к спасению (Евр.2:2–3)

Спасителю мира! и немощны и грешны мы пред Тобою! Твой лик божественный да защитит нас от огня правды Божией и да возжег в нас огнь любви Божией для достойного служения Тебе. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх