Проповеди на праздники:


Слово в 16 день августа. 1852 г.

Блаженни очи видящии, яже видите (Лк.10:23).

Подлинно блаженны были апостолы. Они видели Того, Кого желали видеть все патриархи и пророки и не видели. Они видели своими очами ожиданного веками Спасителя мира, видели слово жизни, сквозь оболочку плоти, проявлявшее в Себе Единородного от Отца (Ин.1:14).

Как, однако, легко быть может, что люди или смотрят на предметы низкие, оставляя без внимания высокие предметы, или смотрят на предмет высокий, но не видят его, в его подлинном виде! Ожиданный веками, исполненный благодати и истины (Ин.1:4) был пред очами всех детей Израиля, но вот самая большая часть их очи свои смежиша, да некогда узрят очима и сердцем уразумеют и обратятся (Мф.13:15).

Так зрение – дорогая вещь для души, оно может доставлять душе много радости чистой, света успокоительного, но тогда, когда умеем им пользоваться.

Зрение дано нам не для того, чтобы смотрели мы на мир и на людей без цели, без мысли здравой. Оно дано нам для того, чтобы, указывая нам на опасности и выгоды для организма телесного, доставляло уму предметы для созерцаний высших, для размышления о Боге и вечной нашей жизни.

Приидите и видите дела Божия, говорит пророк (Пс.45:9). Вот самый первый, самый главный предмет для зрения нашего. Важнее, дороже, нужнее Бога нет ничего.

Где же видеть дела Божия? Мир представляет нам самые великолепные картины, самые дивные создания великого художника. Над главами нашими рассыпаны мириады звезд и светил. По земле волнуются моря, не смея выйти из назначенных им границ и поверхность земли каждый год роскошно убирается зеленью и цветами, как не умел украшаться Соломон. Стоит только размышлять о том, что мы видим в мире видимом, чтобы видеть невидимая Божия – Его могущество, Его благость, Его славу. Невидимое Его, Его вечная сила и божество, от самого сотворения мира видимы, чрез рассматривание тварей (Рим.1:20).

Исчезоша очи мои в слово Твое (Пс.118:82), говорит св. певец. Вот и еще предмет для зрения – слово Божие! Св. певец так сильно желал смотреть и смотрел в слово Божие, что от напряженного зрения притуплялись глаза его. И есть, на что смотреть в слове Божием. В слове Божием открыты тайны Божества, которых нигде более нельзя видеть; а отношения Бога к мирам созданным изображены в святом писании так ясно, как только желать нужно. Буквы природы довольно неразборчивы, особенно для больных глаз наших; разнообразие предметов видимых может утомить нас, может развлечь нас, прежде чем дойдем до высокой мысли их. Святое писание говорит нам о Боге и о нашем спасении ясно, просто, определенно. Смотри и учись!

Церковь, как храм Божий, есть вещественное изображение тайн христианских. В храме Божием есть на что смотреть. Здесь лики святых Божиих; здесь изображение тайн славы Божией; здесь красота Господня. Если бы и пришел тебе грешный помысел, спеши смотреть на изображения святых Божиих и их святость прогонит от тебя нечистую мысль. Какое великое благодеяние для народа и для всех православный храм! Для народа, неумеющего читать книг, храм с его св. иконами – училище веры и благочестия, при чем наставник – благоговейное зрение.

Как смотреть на людей? Сношения с ними так часты, а всегда ли безопасны?

Чем определяются отношения наши к ближним? Заповедью о любви. Итак, пусть заповедь о любви управляет и взором нашим на людей.

Любы милосердствует, говорит апостол. Пусть же и взор наш дышит милосердием. По евангельской повести, на дороге из Иерусалима в Иерихон валялся человек избитый жестокосердием дурных людей. Левит прошел мимо его, не обратив сострадательного взгляда. Поступок несообразный с заповедью о любви! Не подражай ему. Подражай самарянину. Тот, увидав того же человека, осмотрел раны его, обмыл их, облил елеем, обвязал, потом привез несчастного в гостиницу и нанял гостиника, чтобы тот ходил за больным, до его выздоровления. Вот прекрасное употребление зрения! Не отвращайте взоров ваших от бед ближнего. Не проходите со взглядом презрения мимо нищеты, как бы грязна она ни была. Если не можете сделать всего нужного для бедняка, по крайней мере, не отягощайте его взглядом холодности бесчувственной, – не увеличивайте скорби его взором отталкивающим.

Любы не превозносится, не гордится, говорит апостол. Помните это свойство любви, и вы не станете смотреть взором гордого самолюбия на недостатки и слабости ближнего. Что заставляет вас высматривать проступки другого! Тайная гордость, тайное желание самолюбия – стоять выше других, преступное желание извинять себя в грехах, на счет положения других. И как далеко может заводить самолюбие на этом пути! За недостатком действительных проступков в другом, оно само придумывает грехи в другом и в подкрепление ссылается на свои глаза. Так поступали фарисеи со Христом Господом. Они следили за каждым шагом Его, толковали по-своему поступки Его и довели дело до того, что распяли Господа своего. Будь же осторожен: не дозволяй самолюбию гордому злоупотреблять твоим зрением. Пусть смиренная любовь располагает твоим зрением. Она если и увидит грех в брате, покроет его молчанием; она будет повторять тебе: что видиши сучец, иже во оце брата, твоею, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши! Лицемере! изми первее бервно из очесе твоего и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Мф.7:3, 5).

Любы не завидит, говорит апостол. Итак, не обращайте завистливого взора на счастье ближнего; по духу любви, счастье ближнего должно радовать вас, как бы ваше собственное. Устремляя завистливый взор на счастье ближнего, вы только вредите себе самим, лишаете себя покоя. Сделайте другое употребление из вашего взора. Смотрите весело на счастье другого, как на счастье свое, и взор ваш доставит покой душе, и с покоем – успех в любви святой.

Горе миру от соблазн, говорит Спаситель. А как принимается соблазн душою? Всего чаще при посредстве зрения. Итак, чтобы избежать горя, которым наделяют соблазны, надобно сдерживать зрение, надобно умерять употребление его при встрече с предметами соблазняющими.

Спаситель говорит: всяк иже возрит на жену, во еже вожделении ю, уже прелюбодействова с нею в сердце своем (Мф.5:28). Грех, живущий в плоти нашей, так жив, так деятелен, что обращает себе в пищу первый встречающийся ему предмет. Итак, как этот предмет встречается ему при посредстве зрения, то бедное зрение оказывается слугою греха. Берегись же смотреть на предметы, соблазняющие плоть: берегись, чтобы не вспыхнул адский пламень в тебе. Не умна отважность, коль скоро сил мало, а враг силен. Лучше избегать встречи с предметами соблазна, чем с неумною самонадеянностью становиться пред ними для борьбы ненадежной.

Отврати очи мои, еже не видети суеты, молился пророк (Пс.118:37). Итак, не для чего домогаться смотреть на предметы суеты, на все, что придумывает корысть для легкомыслия забывчивого. Наряды неумного щегольства, пышность роскоши и страсти нечистой, чему тебя научат? Как сохранишь ты нерассеянным ум твой на молитве, если наполнишь его образами мира суетного? Как соблюдешь дух сокрушения, если после молитвы идешь смотреть на забывчивую веселость мира грешного? Люди мира своею забывчивою жизнью – примеры греха, а не добра; потому бесполезно, если и не вредно, засматриваться на них. Точно тоже должно сказать о книгах, писанных людьми мира. Их книги похожи на их жизнь. Они легки, потому что пусты; они приятны, но для души больной.

Что делать, когда соблазн мира сам стоит пред глазами нашими? Прежде всего не оставлять мысли об опасности соблазна и потому – бояться его. Потом, если нельзя уклониться, старайся смотреть не иначе, как велит евангелие. Например, что такое одежда пышная? Одежда – траур падшей души; одежда, изысканная искусством, соткана корыстью, а куплена или детским тщеславием или игранием плотской страсти. При таком взоре на одежду, конечно, не удобно его тешиться, а скорее надобно плакать о бедной душе, которая тешится ею.

Помните же, братия, как надобно владеть зрением. Бог света и разумов да озаряет сердца наши для разумения вещей полезных и опасных. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх