Проповеди на праздники:


Слово в 1-й день св. Пасхи. 1843 г.

Христос воскресе!

Сколько веков прошло с того времени, как ангел в первый раз сказал женам: воста, несть зде. И для всех этих веков весть о воскресении Христовом не престает быть вестью сладкою, вестью неземною, небесною. Во всех странах, у всех народов, где только исповедуют Христа, приносит она с собою веселие и радость, восторг и торжество. И не одна земля, а и небо, не одни люди, но и жители стран горних, радуются, и повторяют: Христос воскресе!

И с каким торжеством встречают весть о воскресшем Христе? Это – праздникам праздник; торжество из торжеств. Каждую неделю отделяем мы день для воспоминания воскресения Христова, – и торжества сего не помрачают у нас ни пост, ни слезы. Но тем не довольна душа христианская. Ей хочется радоваться о воскресшем Христе так, как ни о чем она не радуется; она назначает себе еще время, в которое светло поет: Христос воста – веселие вечное.

Радость наша, слушатели, о воскресшем Христе справедлива. Воскресение Спасителя нашего есть одно из самых твердых оснований и нашей веры, и нашего упования, и нашей любви. Как же не радоваться о нем?

Много Спаситель наш творил чудес на земле: но к чуду воскресения Своего не раз Он отсылал самых упорных врагов Своих. Род лукав и прелюбодейный, говорил Он фарисеям, знамения ищет? и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка (Мф.12:39, 16:4), т.е. знамение воскресения. И это знамение дано. Оно дано, слушатели, самым врагам Иисусовым: так оно сильно! Избранным из избранных учеников Своих показывает Господь на горе славу Свою, славу Единородного от Отца, и в то же время говорит: не сказывайте никому, что вы видели, пока Сын человеческий не воскреснет от мертвых (Мф.17:9). К чему это запрещение? Зачем останавливать проповедь о славе Сына Божия? За тем, что воскресение Спасителя нашего есть такое чудо, которое одно и могло своею очевидностью запечатлеть все знамения славы Сына Божия; за тем, что оно, всего лучше, своим неземным светом озаряет незримый для чувственных глаз образ Сына Божия. Апостол в ареопаге доказывает, что воскресение Христово указывает во Христе судию вселенные (Деян.17:31), и потом пишет к римлянам, что по плоти родился Иисус от семени Давидова, а по Духу святыни, чрез воскресение из мертвых, Он во всей силе открылся Сыном Божиим (Рим.1:4). Какое величие в воскресшем Иисусе твоем, душа христианская! Самые враги чувствовали силу воскресения Христова. Узнав от назорянина, что Он воскреснет, они берут все меры, чтобы помешать вере в Его воскресение. Едва Иисус умер, они просят Пилата – приставить стражу к Его гробу; гроб окружен воинами; вход в пещеру, заваленный камнем, запечатан. Все, чего могла требовать осмотрительная (не скажем пока – злоба) мудрость человеческая, сделано. Но Иисуса нет во гробе. Что делать? Надобно вооружиться клеветою. Стража, говорят, проспала, и ученики унесли тело Иисусово. По всему видно, как мысль о воскресении Христовом тяжела была для иудеев; по всему видно, что они знали, как замыслы их все разрушатся, и откроется слава Иисуса, как Мессии и Сына Божия, когда народ уверится в Его воскресении.

И надобно сказать, что, на беду врагам веры и на радость душе верующей, из всех чудес, на которых основывается наша вера, чудо воскресения Христова так очевидно, так несомненно, что надобно быть врагом всякой истины, чтобы не видеть его действительности. Если иудеи разгласили было, что тело Иисусово украдено, когда стража спала, то это слишком очевидная неправда. Представьте, что надобно было подойти ко гробу, отвалить большой камень, и потом уйти с телом, не разбудив стражи, которая, однако, и приставлена была, собственно, для того, да не како ученицы Иисуса нощию пришедше украдут тела Его (Мф.27:14). Римская стража состояла из четырех четвериц (Деян.12:4). Римская стража за небрежность в своем деле строго была наказываема. Вспомним случай из истории ап. Павла, когда темничный страж, полагая, что упустил он узников, хотел было сам на себя наложить руки (Деян.16:27); а здесь воины так беззаботно доносят начальству о крайней своей небрежности. Но пусть так; пусть стража в самом деле спала: почему же узнали, что тело украдено? И на кого возлагают вину в хищении? На тех людей, которые, при первой встрече с опасностью, разбежались как овцы, – которые теперь должны идти на открытую борьбу с ожесточенною синагогой. И на что им нужен был мертвец? Но для нас довольно, что и сами враги Иисусовы в последствии не отвергали действительности воскресения Христова, а только запрещали проповедовать о воскресшем Иисусе.

Так, сладчайший наш – жив, и если Он жив, если Он воскрес Сам Собою, то нам нет нужды в других доказательствах божественной Его славы. Известное дело – мертвецы не встают сами собою; известное дело – тело человека действительно умершего должно подвергнуться тлению, – и вовсе не естественно ему самому собою воскреснуть. Земля в землю пойдет, в землю превратится, землею станет: на то – воля Вышнего. Но наш Спаситель, умер на кресте, мертвый прободен, мертвый положен во гроб; все видели, все знали, самые враги Его говорили, что Он умер. И, однако, Он в третий день воскрес. Какое очевидное, какое поразительное чудо! И смерть не могла удержать Его (Деян.2:32). Он воскрес Сам Собой. Ни пророка, ни чудотворца тут не было, который бы извлек Его из гроба. Он встал Сам, как владыка жизни и смерти. Он встал не как побежденный смертью, но как победитель её. Он отдал жизнь, и опять принял ее. Никто не отнимал её у Него, и никто не дал её Ему (Ин.10:17–18). Сам Он с полною свободою, и возлег в могильной пещере, как в царском чертоге, и встал из неё. Кто же это, как не Бог истинный, Бог вседействующий и всевластный?

Так, христианин, твой Бог жив. Твой Бог жив – и ты знаешь, кому кланяешься. Он жив, и ты видишь в Нем все чего может требовать пытливый разум. Он жив, и дает жизнь человечеству, и уму, и сердцу. Языческая мудрость созидала себе богов мертвых, которые и не слышали, и не видели человека. Как стыдно человеку, что он кланялся истуканам! В другое время человек вымышлял себе и живых богов, но которые или так же бессмысленны были, как и истуканы, или столько были порочны, что оставалось учиться у них одним порокам: это еще стыднее человеку. Лучший мудрец языческий! твой бог – неведомый бог. Но что и это за бог? Он, или слишком не милостив к тебе, так что не хочет и сказаться о себе, – или он сказался о себе, но ты не понимаешь его, то и другое не честь и тебе и богу твоему. И к чему тебе нужен твой неведомый? Если он не знает тебя: он не знает и нужд твоих, которых у тебя так много. Если ты не знаешь его: как ты будешь чтить его, тогда как имеешь нужду чтить? На беду себе ты его создал. Не видя от тебя почтения, которого не имеешь ты ему воздать, он и гневе убьет тебя. Христианин! Как жива, как высока, как тверда вера твоя, – вера в живого Господа твоего!

Когда явился Иисус с силою чудес, с крепостью духа и слова: самые высокие надежды ожили в лучших из людей; лучшие люди обратились с ожиданием к Иисусу. Но Иисус распять, Иисус умер, Иисус во гробе. Пророк и чудотворец, Мессия убит беззаконными: чего после того оставалось ожидать? Мрачный гроб, сокрывший Иисуса, сокрыл, по-видимому, и все надежды человечества. Мы надеялись, что он избавит Израиля, но вот уже третий день, как Он во гробе, говорила скорбевшая об Иисусе надежда (Лк.24:21).

Но Иисус воскрес, и с Ним воскресли лучшие надежды наши. Грешник! тебе всего более нужно прощение грехов. Ты часто и тяжко вздыхаешь о том, кто бы тебя избавил от грехов твоих. Теперь воздыхания твои об Избавителе не напрасны. Вот Иисус Христос умер, но и воскрес; Он одесную Бога, и ходатайствует за нас (Рим.8:33–34) Кто теперь может обвинят избранных Божиих? Бое оправдывает их, кто дерзнет осуждать? Спаситель наш жив, жива и надежда наша на Его спасение. Не напрасно говорил пророк о Его восстании и о нашем в Нем воскресении в третий день (Ос.6:3). Иисус предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего (Рим.4:25). Теперь ясно, что Бог Отец благоволит о жертве, принесенной за нас Иисусом; Он прославил Иисуса. Так, если и семьдесять раз упадешь ты на день, слабый путник земли, – более, нежели семьдесять раз согрешишь ты на день: вставай и иди к Ходатаю праведнику; Он простит тебя, Он прощает всякого, кто приходит чрез Него к Богу. Но ты и оправданный остаешься с немощами и вздыхаешь, что не можешь избавиться от плоти греховной. Утешься. Аще не иду, говорил Он, Утешитель не приидет (Ин.16:11). И так, если взошел Он к Отцу, то Утешитель придет, чтобы подкреплять нас в борьбе с грехом. И Сам воскресший обещался пребывать с церковью во вся дни, до скончания века.

Однако ж, если бы все надежды наши оканчивались землею: как тяжела была бы земная жизнь твоя, христианин! Как много страдать заставляет тебя мир! Ты страждешь, отрекаясь от выгод земных; страждешь и тогда, как наслаждаешься ими, то страждешь ты сухостью, то страждешь раскаянием. Скорби жизни твоей ты услаждаешь только ожиданием отрады в будущности. Но чем ты убежден в отрадной твоей будущности? Всего более воскресением Христовым! В самом деле, что значит смерть после смерти Иисусовой? Она только страж, который хранит до времени одно тело, а дух бессмертный, не знающий гроба, витает выше пределов земли. Что значит для нас смерть Иисусова? Верная порука за вечную жизнь нашу. Христос – глава верующих; если воскресла глава: вероятно ли, чтобы остались мертвыми прочие члены? Христос есть Царь; и так надобно, чтобы были и подданные. Если проповедуется, что Христос воскрес, пишет Павел, то как некоторые говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвым, то и Христос не воскрес (1Кор.15:12–13). Нет, не напрасно падало на землю сие пшеничное небесное зерно. Оно упало для того, чтобы не остаться одному; оно умерло с тем, чтобы принесть много плода (Ин.12:24). Если мудрость мудрецов земных не могла утвердить в своих чадах надежду на бессмертную жизнь, то это и потому, что мудрецы земные, отходя в могилу, не возвращались к своим чадам. Если даже и пророки не ясно и не твердо говорили о будущей жизни, то потому, что еще не было на земле победителя смерти, о котором все должны ожить (1Кор.15:22). Но теперь Дух воскресшего Иисуса, живущий в нас, один сей Дух свидетельствует уже, что нам надобно жить не на земле только или в земле, а на небе и вечно. Бог, богатый милостью, мертвых нас по преступлениям оживил со Христом (Еф.2:4). Что это значит? это значит, что даже и та смерть, которая умерщвляла дух наш, и из духа разливала смертный яд на тело, – даже и та смерть побеждена Христом, и мы, оставаясь на земле, живем уже на небе; ибо живем в общении с Богом благодатью воскресшего Христа. Бог, богатый милостью, умерщвленных грехом оживил и спосадил на небесах во Христе Иисусе. Потому-то и не один дух, – самое уничиженное тело наше преобразит некогда воскресший так, что оно будет сообразным славному телу Его, преобразит силою, которою Он действует и покоряет Себе все (Флп.3:21). Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости, воскресением Христовым возродивший нас к упованию живому (1Пет.1:3). Господь, сам Господь сотворил день сей, да возрадуемся и возвеселимся в онь!

После того, как воскресение Христово утверждает нас и в вере непоколебимо, и утешает надеждами полными, что должны мы делать, как не любить Господа нашего, как не совершать одну Его святую волю? Любовь Христова, говорил св. Павел, увлекает нас, рассуждающих так, что если один умер за всех, то все умерли (2Кор.5:14). И подлинно, как нам не умирать за нашего Господа? Как нам щадить себя, когда для нас не пощадила Себя любовь вечная? Как нам быть бесчувственными в любви, возлюбившей не друзей, а врагов своих? Христианин! грех распял твоего Иисуса; грех низвел во гроб твоего Иисуса; грех истерзал смертными муками твоего Иисуса. Вот что значит твой грех! Вот что дать тебе может грех! Когда с живым деревом так поступлено: смотри, чего ждать сухому! С другой стороны, если Иисус твой жив; если Он, как человек, воскрешен Божеством, то как и отчего это? Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. И вот Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп.2:7). За претерпение смерти увенчан Он славою и честью; за добровольную нищету обогащен властью над небом и землею; за понесенное за нас бесчестие Он посвящен в вождя спасения, и приводит многих сынов в славу (Евр.2:8–9). Как многого можешь ожидать ты и себе, душа христианская, от жизни святой богоугодной! Вечная правда, увенчавшая невинного страдальца наградами, наградит и твои подвиги, тем более что она примирена с тобою подвигами невиданного страдальца. И что тебе любить на земле? Ужели мир? Но ты знаешь, что мир распял, осмеял, убил твоего Иисуса; ты знаешь, что мир поражен судом от Иисуса, – оставлен в стыде и позоре. И тщеславный книжник, и гордый набожностью фарисей, и суетный Пилат, и грубая чернь, – весь мир и со своею славою пышною, и со своим лицедейством, и со всеми страстями своими, чем является тебе при свете славы воскресшего Иисуса? Сонмищем богоубийц, отверженных Богом! Беги от сего сонмища. В мире грешников все что могло бы тебя останавливать на себе, и колебать твою любовь к Богу, все предано осуждению воскресшим Иисусом. Остается жить жизнью новою, не знаемою для мира. Мы погреблись с Христом крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отчею, так и мы ходили в обновленной жизни (Рим.6:4). Для одного только на земле Христос повелел жить нам: это для любви к ближним нашим. Сия любовь утверждена, освящена, запечатлена Им. Он желал, Он требовал, чтобы мы. побили друг друга так же, как Он возлюбил нас. Он желал, чтобы мы прощали друг друга так же, как Он простил нас. Сия есть, говорил Он, оставляя мир сей, сия есть заповедь Моя, да любите друг друга (Ин.15:17). И, по воскресении, каким именем в самый первый раз называет Он земных учеников Своих? Он называет их братьями: поди к братиям Моим, говорил Он Марии. Как же нам не любить друг друга, когда сам воскресший Господь называет людей братьями Своими? О, любовь вечная, любовь воскресшая! погаси в сердцах наших вражду и зависть, хотя на дни радости о Тебе. Если, когда, слушатели, то особенно ныне обымем друг друга, рцем: братия! и ненавидящим нас простим все для радости о воскресении.

«Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе воссия». Кто бы ты ни был, христианин, пусть ничто не возмущает радости сего радостного дня твоего. Счастлив ли ты? Усугубь твое счастье настоящим торжеством. Несчастен? Забудь скорби земные, и радуйся об отверстом для тебя небе. Грешник ты? Не говори о том: у воскресшего все праведники. Праведник ты? Больше радуйся, – о торжествующей правде Единого праведного.

О, Пасха велия и священнейшая, Христе! даждь нам причащаться Тебя здесь искренним сердцем; даждь нам истее Тебе причащаться в невечернем дни царствия Твоего. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх