Слово за Литургией в Казанском храме в Гаване. 2016 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ваше Превосходительство, господин глава Республики Куба! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры!
С совершенно особым чувством я совершаю Божественную литургию в этом храме. Ровно 45 лет тому назад здесь, в Гаване, был освящен первый русский храм: архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, экзарх Патриарха Московского в Центральной и Южной Америке, совершил освящение храма святых Константина и Елены, и на протяжении некоторого времени службы совершались именно там. Впоследствии в силу обстоятельств времени богослужения прекратились, но, конечно, не прекращалась потребность православных людей, живущих на Кубе, иметь свой храм.
И вот в 1998 году я прибыл в Гавану, чтобы обсудить с властями возможность открытия здесь прихода Русской Православной Церкви. Наша просьба была услышана, и принято решение о том, что на Кубу будет направлен священник Русской Православной Церкви. С 2001 года здесь постоянно находился священник Русской Церкви, который вначале совершал служение на территории посольства и торгпредства.
В 2004 году я снова приехал сюда, на Кубу, и имел возможность встретиться с команданте Фиделем Кастро Рус и поставить перед ним вопрос о строительстве русского православного храма в Гаване. Мы очень долго беседовали с господином Фиделем Кастро Рус. Я ему рассказывал о Русской Православной Церкви, о ее роли в жизни нашего Отечества. Фидель задавал мне много вопросов, и удивительным было завершение нашей беседы. Он сказал: «Я буду очень счастлив, если в Гаване будет построен русский православный храм». Тут же были вызваны представители городских властей, и господин Кастро, обратившись к ним, сказал: «Покажите карту старой Гаваны, и пускай митрополит выберет место, где бы он хотел, чтобы был построен храм». Я не мог принять решение — я не знал Гаваны. И вот очень опытный человек, историк Гаваны господин Эусебио Леаль подсказал, где лучше всего строить. Это и было то место, где мы с вами сейчас находимся.
Тогда, обращаясь к господину Кастро, я сказал, что мог бы заложить первый камень в основание этого храма, но для этого мне нужно совершить Литургию. Я спросил, может быть, где-то есть культовое помещение, где бы я мог совершить эту Литургию. И Фидель сказал: «Да, здесь есть бывший францисканский монастырь. Там нет службы, там музей, — может быть, он подойдет вам для совершения Литургии?» Я никогда не был в этом храме, но сразу сказал, что подойдет.
Когда через пару дней я вошел в этот храм, я был поражен тем, что храм полон, причем в передних рядах сидели уважаемые люди, члены правительства и руководители партии. А когда я стал совершать Литургию, я понял, что сидящие люди — не просто зрители. Они молились! И тогда я осознал, сколь большой была разница между социализмом на Кубе и социализмом в Советском Союзе. Ничего подобного в Советском Союзе не было возможно. И почему-то именно в тот момент я подумал об очень светлом и великом будущем для этой страны.
В конце службы мы вышли крестным ходом и направились к тому месту, на котором стоим сейчас. Тысячи людей сопровождали крестный ход. Затем я получил заверения в том, что кубинское государство возьмет на себя строительство храма, а Русская Церковь приняла на себя ответственность за его внутреннее убранство. В 2008 году я имел радость освятить этот храм. На богослужении присутствовали Вы, Ваше Превосходительство, и кардинал Ортега, и это был очень сильный сигнал всем окружающим.
И мы видим, как много всего произошло с тех пор на Кубе. Мы радуемся развитию жизни кубинского народа, появлению новых форм хозяйствования в экономике. Мы очень рады новому уровню отношений между кубинским государством и Католической Церковью. Глубоко убежден в том, что все это содействует консолидации кубинского общества и его динамичному развитию.
Я буду молиться за Кубу, Ваше Превосходительство, за Вас, за Вашего замечательного брата, с которым я вчера долго беседовал, за кубинский народ и за кубинских христиан.
А теперь я хотел бы сказать несколько слов о прочитанном отрывке из Евангелия (Лк. 19:1-10). Когда мы читаем эти древние тексты, нам непросто их актуализировать из-за огромной временной и культурной дистанции. Но если выразить евангельский рассказ в современных категориях, то станет ясно, что в нем описывается необычайное событие. Я напомню вам этот рассказ. Человек маленького роста, по имени Закхей, захотел увидеть Спасителя. Народу было много, как сейчас в храме, а, может, и больше, и для того чтобы увидеть Спасителя, Закхей решил залезть на дерево. В этом не было бы ничего необычного, если б это был молодой человек. Мы не знаем, был ли он молодым или среднего возраста, но точно знаем, чем он занимался. Он был сборщиком податей — собирал деньги со своего народа и отдавал их римским оккупантам. Конечно, израильтяне не любили таких людей, но вынуждены были признавать в них начальников. И вот этот начальник забирается на дерево. Представьте, что бы мы подумали, если бы какой-нибудь начальник взял и забрался на дерево, чтобы кого-то увидеть! Невероятный поступок! Но потом происходит что-то совершенно особенное. Спаситель обращается к нему и говорит: «Закхей, сойди вниз, Я сегодня буду у тебя в доме». В глазах народа это тоже невероятный поступок: как можно идти в гости к врагу, который собирает дань в пользу оккупантов, и не просто собирает, а еще и забирает больше чем надо, грабит свой народ? Наверное, толпа была шокирована. А Господь идет к нему, и что происходит в душе Закхея? Он говорит: «Господи, всем, кого обидел, верну все, в четыре раза больше отдам». Колоссальный внутренний переворот в душе человека, который на дерево залез, чтобы увидеть Спасителя…
Я думаю, что все великие дела, все великие свершения, все значимые поступки совершаются тогда, когда человек решается на некое особое действие, когда он обретает смелость, когда условности перестают играть роль, когда традиции, обычаи, привычки отступают в сторону и когда ради идеи человек меняет себя радикально. Для того чтобы быть с Богом, надо помнить о поступке Закхея и очень часто так поступать в своей жизни, потому что Господь требует от нас радикальной перемены. Господь требует от каждого из нас пересмотра своей жизни, отказа от стереотипов и мужества последовать за Ним. Пусть пример Закхея поможет нам, и уповаем, что как Господь простил этого человека, так и нас Господь простит по Своей великой милости. Аминь.