Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святого благоверного князя Александра Невского после Литургии в Александро-Невском храме Калининграда
Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Дорогие отцы! Уважаемый Александр Георгиевич (мэр г. Калининграда А.Г. Ярошук — прим.ред.), дорогие братья и сестры!
Сегодня совершенно особый день для города Калининграда. Он совпал с особым днем для всей Церкви нашей — днем памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. И, наверное, это неслучайно, потому что память о святом Александре Невском должна быть особенно сильна в нашем народе, живущем здесь, на западном порубежье Руси, на берегах Балтийского моря.
Святой благоверный князь Александр Невский сделал все для того, чтобы ни одно нашествие с запада не завершилось победой. В бытность его князем дважды были такие попытки: один раз со стороны шведов, второй раз со стороны Ливонского ордена. И он отразил эти нашествия, наголову разбил врага и приостановил то, что в сознании многих на Западе воспринималось как крестовый поход. Не удались крестовые походы на Русь именно потому, что силой своей веры, мудростью не по годам, силой духа, полководческим талантом Александр остановил это нашествие.
Сегодня некоторые историки склонны скептически воспринимать героические страницы нашей истории, утверждая, что не такие большие это были битвы. Смотря с чем сравнивать. Ведь огромных битв, в которые были бы вовлечены миллионы людей, вообще в то время не было. Но эти небольшие по современным меркам битвы иногда определяли историческое и цивилизационное дальнейшее развитие народов. Битвы, в которых, может быть, не сражались сотни тысяч людей, были решающими с точки зрения определения исторического пути Руси.
Мы, конечно, почитаем святого благоверного князя не потому, что он был прекрасным дипломатом или полководцем. Мы его почитаем как святого Божиего угодника. И возникает вопрос: а в чем же проявилась его святость? Ведь он не творил чудес, не был церковным учителем. Он был государственным деятелем ― да, успешным полководцем и мудрым дипломатом,― но разве этого достаточно, чтобы стать святым? Совсем нет. И вот для того, чтобы понять душу благоверного князя и увидеть в нем несомненную святость, нужно вспомнить о том, что он, прекрасно понимая, какие угрозы стоят перед страной, в том числе и с востока от Орды, которая в то время господствовала над страной нашей, делал все для того, чтобы оградить народ свой от погибели.
Это делают многие правители и многие дипломаты. Обычно это связано с тем, что народ, видя эти добрые усилия государственных деятелей, отвечает им уважением, признательностью, доверием и даже почитанием. А святого благоверного князя Александра Невского многие на Руси не почитали, потому что он во имя спасения народа и страны добровльно принял на себя поношение, как принимали на себя поношение юродивые люди, которых пинали ногами, на которых плевали и которых называли сумасшедшими. Они свой ум, свою честь, свою человеческую гордость распинали Христа ради.
Вот так же и святой благоверный князь распял свою гордость. Он понимал, что мало отразить нашествие с запада. Постоянно над Русью висела угроза полного уничтожения и разорения со стороны Орды, и не было у великого князя, да и у всех князей (даже если они объединились бы, хотя это было невозможно по многим причинам) совокупной силы, способной защитить народ от Орды. И тогда святой благоверный князь Александр предпринимает поездки в Орду, принимает там уничижение, а вернувшись домой, не встречает ни любви, ни поддержки со стороны страждущего народа.
Наверное, многие спрашивали у него: зачем ты ездил на поклон к нашим мучителям? А, может быть, самое страшное испытание в его жизни было тогда, когда взбунтовавшиеся новгородцы перебили послов ордынского хана, которые собирали дань, и понял Александр, что смерть нескольких человек может стать причиной гибели всей Руси. Тогда он жестоко наказывает тех, кто убил сборщиков подати. Можете представить себе, что говорили тогда жители Новгорода, сидя у себя дома, как они осуждали князя, как они полоскали его имя, называли его предателем. Но благодаря этому шагу Новгород не был уничтожен, и не было нового страшного нашествия Орды на Русь. С этого времени, с этой жертвы, принесенной через благоверного князя Александра новгородцами, начинается постепенное укрепление Руси, которое приводит затем к возвышению Москвы, в чем был большой вклад сына Александра — Даниила, а затем — к возвышению всей Руси, ее сосредоточению, обретению такой мощи, которая на Куликовом поле нанесла смертельную рану ордынскому полчищу.
Можно ли себе представить, как страдал благоверный князь? Будучи полностью предан своему народу, своей вере, Церкви, своей земле, он принимал поношение от своих, совершая дела, которые только и могли тогда спасти наш народ. Может быть, поэтому такой любовью был окружен князь Александр в последние годы своей жизни. А умер он в сорок с небольшим лет, возвращаясь из Орды, и многие говорят, что умер не своей смертью. Он был богатырь, красивый лицом и мощный телом. И то, что умер он на пути в свой родной град, было скорее всего ни чем иным ,как отравлением его организма во время пребывания Орде. Так, по крайней мере, считают многие ученые. И когда скончался благоверный князь Александр в городе Городце нынешней Нижегородской области, удивительные слова сказал о нем святитель Кирилл, митрополит Киевский и всея Руси, близкий ему человек, духовный отец князя Александра. Он сказал о том, что потеряли того, кого не ценили, зашло солнце, потеряли великого правителя земли Русской.
Прошли годы, десятилетия и столетия, но память о святом благоверном князе не исчезает в нашем народе. И каким-то особенным образом эта память стала более сильной и пронзительной в годы Великой Отечественной войны и затем на исходе XX века и в начале XXI века, когда многие россияне поняли, что князь Александр Невский — это не просто герой, не просто великий правитель; это имя России, символ России, потому что вся его жизнь была наполнена и страданием, и радостью, и скорбью несоизмеримой, и духовными победами, и победами земными.
Замечательно, что здесь, как я уже сказал, на западном порубежье России освящен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Будем молиться здесь особенно, чтобы он хранил Россию от нападений, в том числе и в этом регионе, чтобы никогда не было никакой войны между Россией и Западом, чтобы никто не пугал нас этой войной, и чтобы у нас никогда не иссякли силы стоять на страже жизни нашего народа.
И пусть благоверный князь Александр помогает современной России, народу нашему так, как он помогал своим молитвенным предстательством пред Богом на протяжении всей истории, в течение которой и наши предки, и мы прославляли его как святого и благоверного князя.
Хотел бы особенным образом почтить того человека, усилиями которого построен этот Божий храм. <…> Дай Бог Вам, Александр Георгиевич, и дальше успешно трудиться. Может быть, это самое главное деяние, которое Вы совершили в своей жизни, потому что храм Александра Невского здесь, на западном порубежье России, это не просто храм — это великий духовный символ. Это место особой молитвы народа нашего за Отечество наше и за землю Калининградскую.
В память о нашем сегодняшнем торжестве я хотел бы преподнести для этого святого храма икону великого чудотворца Спиридона Тримифунтского, которому сегодня многие люди, в том числе из России, отправляясь на греческий остров Корфу, приносят свои молитвы. У меня есть какая-то особая духовная связь со святителем Спиридоном Тримифунтским. Шесть лет тому назад, день в день, я был избран Местоблюстителем Патриаршего Московского престола. Этому предшествовало посещение мною Корфу, молитвы перед нетленными мощами святителя Спиридона. И я имел возможность почувствовать, что святитель Спиридон был со мной в то трудное время. И поэтому мне хотелось в храме Александра Невского, которого я считаю своим небесным покровителем, оставить икону святителя Спиридона Тримифунтского, духовную поддержку которого я чувствую как Патриарх. Его молитвами да хранит Господь всех вас.