Проповеди на праздники:

Слово после всенощного бдения в Александро-Невском соборе в Нижнем Новгороде. 2015 г.

Слово после всенощного бдения в Александро-Невском соборе в Нижнем Новгороде. 2015 г.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваши Преосвященства! Уважаемый Валерий Павлинович, губернатор Нижегородской области! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую в преддверии великого праздника для земли Нижегородской, для всей Руси и для всего православного мира — дня памяти преподобного Серафима Саровского. Радуюсь, что Господь в этот день привел меня в Нижний Новгород, и я имел возможность вместе с вами помолиться в этом величественном кафедральном соборе — замечательном памятнике глубокой веры и преданности Господу наших благочестивых предков.

Всякий раз, когда мы совершаем всенощное бдение, мы слышим слова псалма «хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его» (Пс. 150). Привыкая к литургическим текстам, мы нередко пропускаем слова мимо сознания, не вдумываясь в них. Но почти каждое слово несет в себе огромный смысл. Вот и слыша фразу «хвалите Бога во святых Его», вдумаемся в то, что святой человек являет миру славу Божию и, прославляя святого, мы Самого Бога прославляем. Действительно, так оно и есть: все доброе, что есть в людях, — от Бога. Богу было угодно вложить в природу человека такие внутренние силы, которые, раскрываясь, способны приносить добро и благо, и в этом смысле всякое добро и всякое благо есть косвенное проявление Божиего присутствия через того или иного человека. Это, конечно, не дает нам оснований прославлять любого человека только за одно или несколько добрых дел. Но когда мы видим, что жизнь человека наполнена добром, что, совершая добро, он жертвует собой, что он служит добру всей своей жизнью, — это означает, что перед нами святой. Может быть, и не прославленный, но святой человек, потому что Божественная сила и красота являются через него в мир.

Вот преподобный Серафим и был таким человеком. Мы прославляем Бога перед иконой святого преподобного Серафима, мы прославляем Господа, почитая святого Серафима, потому что он отобразил в жизни своей то, что Бог вложил в его душу, — святость, добро, чистоту, любовь.

Если мы будем внимательны к добру, которое совершают люди, то и сами станем лучше. Ведь обычно мы видим в другом человеке отрицательное и с легкостью осуждаем, а доброе и положительное нередко скрываются от нашего взора. На самом же деле видеть добро, исходящее от другого человека, означает самому быть добрым, потому что подобное, как говорили древние, познается подобным. Если мы видим добро, исходящее от людей, значит мы сами настроены на ту же волну, то есть и от нас проистекает некое добро. В этом и заключается великая учительная миссия святых, которые жизнью своей помогают другим увидеть Божию правду, Божию красоту, Божий замысел о человеке и поклониться этой красоте, этому Божиему присутствию в людях.

Святой преподобный Серафим Саровский, будучи скромным старцем, прожившим в уединении большую часть своей жизни, мог показаться тем, кто его не знал, человеком простым, убогим, даже странным. Ведь были даже злодеи, которые подняли на него руку, не видя красоты, не видя святости. Но мир увидел и узнал, и канонизация в 1903 году, на которой присутствовал государь император с семьей, была великим торжеством Православия, признанием того, что Сам Бог действовал через преподобного Серафима. Его канонизация стала прославлением имени Божиего и преклонением пред величием убогого старца, явившего миру Божию красоту.

Преподобный Серафим, как и каждый святой, может и должен быть для нас не просто примером жизни, ведь трудно брать пример со старца, жившего в дремучем лесу. Но он должен помогать нам признавать и сердцем чувствовать присутствие Божие в этом мире. Недаром мы так тянемся к святыням — чудотворным иконам, святым мощам, — потому что есть потребность прикоснуться к чему-то сверхчувственному, к чему-то, что овеяно Божией славой и Божией силой.

Прославление святых угодников, празднования в их честь дают нам замечательную возможность подумать о жизни святого человека, войти в молитвенное с ним соприкосновение и через это самим стать лучше или, по крайней мере, в свете их жизни увидеть свои недостатки и, увидев, попытаться исправить. Поэтому мы и называем святых угодников учителями, даже если они формально никого не учили, — потому что их жизнь и их пример обладают огромной учительной силой, а нам остается лишь принимать уроки их жизни и святости в надежде, что по их молитвам Господь и к нам грешным приклонит Свою милость.

Я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, епископат Нижегородской митрополии, духовенство, приходской актив, добровольцев за те труды, которые вы несете во славу Божию, и в память о сегодняшней совместной молитве преподнести этот образ Пресвятой Богородицы, молясь перед которым, пожалуйста, вспоминайте в молитвах и своего Патриарха. Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над всеми нами, над Отечеством нашим. Пусть молитвами преподобного Серафима Саровского укрепляется духовная жизнь нашего народа. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх