Слово после Литургии в храме святителя Димитрия Ростовского в Барнауле. 2015 г.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Сергий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Богданович, губернатор Алтайского края! Дорогие отцы, матушки игумении, братия и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с замечательным событием — с освящением городского храма в честь святителя Димитрия Ростовского.
Я с радостью посещаю Алтай, как вообще с радостью посещаю все епархии Русской Православной Церкви — и на севере, и на юге, и на востоке, и на западе, и в центре, — потому что наша огромная страна обладает духовными сокровищами, понять и прочувствовать которые возможно, только соприкасаясь с духовным опытом других людей, посещая святыни, прикладываясь к святым мощам и чудотворным иконам. Наверное, неслучайно народ наш так любит паломничать, потому что по опыту знает, что после посещения святынь чувствуешь себя иначе — обогащаешься знанием, опытом и, в первую очередь, духовным опытом переживания присутствия святыни. Вот и все мои путешествия по России, по всей исторической Святой Руси в первую очередь преследуют эту паломническую цель, с тем чтобы я мог не только разумом, но и сердцем почувствовать благодать, исходящую от чудотворных икон, от святых мест, от освящаемых храмов; но также почувствовать силу молитвы людей, а через это понять их радости и их скорби. Патриарх должен знать и то, и другое, потому что Церковь есть великая община исцеления — исцеления в самом широком смысле слова. Мы знаем, что во времена Господа и Спасителя исцелялись недужные, позднее исцеляли апостолы — даже тень проходившего Петра исцеляла людей. Таковой Церковь продолжает оставаться и сегодня — в ней молитвой и силой Святого Духа происходят исцеления. Но и в каждом приходе, в каждой христианской общине возносится к Господу молитва, и эта молитва оплодотворяет окружающее пространство, наполняет его духовной энергией.
Почему мы приходим в храмы Божии? Некоторые люди, даже называющие себя верующими, говорят: мне достаточно по телевизору посмотреть службу или дома у себя помолиться, в храм я не пойду. Нередко с этим связывается критика в адрес какого-нибудь священника или церковнослужителя, который не так посмотрел, не так сказал, не сделал того, что от него ожидали. Не хочу оправдывать нерадивых священников и не всегда внимательных церковнослужителей, но нельзя оправдывать и тех людей, которые, ссылаясь на такого рода обстоятельства, не посещают храм Божий. Храм — это особое место, где люди в большом числе возносят к Богу молитву. Сама по себе молитва — это результат огромной внутренней энергии человека. Почему мы не можем долго молиться? Вот служба длится два часа — давайте каждый сейчас вспомнит, сколько минут он концентрированно, сосредоточенно молился? Наверное, мгновения, минуты, потому что духовный импульс, который развивается во время сердечной молитвы, только у великих святых длился часами и годами, как, например, у преподобного Серафима, который 1000 дней и ночей молился на камне. Но это особый духовный подвиг, совершавшийся гениями духовной жизни, людьми колоссальной внутренней энергии. Мы не обладаем такой энергией, и поэтому наша молитва, даже концентрированная, сосредоточенная, которая достигает Престола Божиего, часто очень кратковременна. Но когда мы приходим в храм Божий, происходит нечто очень важное, хоть и невидимое. Кто-то из нас молится, а кто-то в этот момент ослабел или рассредоточился, в мыслях ушел от молитвы. Но чем больше людей, тем больше вероятность того, что в каждое мгновение времени из храма восходит к Богу этот духовный поток. А разве место, где все это происходит, не впитывает в себя духовную энергию? Почему мы говорим «чудотворная икона»? Да потому что перед ней возносились молитвы особой силы, и обычное физическое вещество, дерево, покрытое красками, впитывает в себя эту энергию, а потом отдает ее людям.
То же самое происходит в наших храмах. Храмы впитывают Божественную энергию, которая в ответ на нашу молитву, особенно во время совершения Таинства Евхаристии, входит в это пространство и освящает всех нас. В момент Святой Евхаристии прощаются наши грехи, если мы причащаемся не в суд или во осуждение, но во оставление грехов и жизнь вечную, и в храме происходит таинственное преображение каждого из нас, очищение нас от грехов силой Божественной благодати.
Вот почему нужно ходить в храм. Никакая домашняя молитва, даже глубоко верующего человека, не может быть соотнесена с молитвой сотен и тысяч людей. Ведь недаром Господь сказал «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Потому что молитва двоих-троих сильнее, чем молитва одного человека. Мы не знаем, о чем молится наш сосед, это сокрыто от нас, но тот факт, что он молится, и я молюсь, и еще десятки и сотни людей молятся, и создает этот дивный духовный поток человеческой энергии навстречу Богу, и Господь слышит наши молитвы.
Храм имеет совершенно особое значение для человека. Воцерковление людей сегодня происходит именно через храм, и разговоры о том что «мне храм не нужен», уже почти не слышны, — все больше и больше людей понимает, насколько важны храмы Божии. Но храмов в нашем Отечестве пока не хватает. Кому-то со стороны кажется, что их и сейчас много, но на самом деле, если сравнить с тем, что было уничтожено добровольно, руками нашего народа, с теми тысячами и тысячами храмов, то мы с вами и до малой части того, что было уничтожено, не дошли. При всех наших строительных технологиях, при несоизмеримо бОльших, чем в дореволюционное время, деньгах мы еще не дошли до уровня, который является минимальным для правильной организации приходской жизни.
Сегодня строительство храмов наталкивается на некую критику, но чаще всего она исходит от очень небольших, но хорошо организованных групп людей, которые используют средства массовой информации, оказывают давление на власти, — только чтобы храм не был построен. По милости Божией мы все это преодолеваем в Москве, зная, что это организованные кампании. Но такого рода кампании инициируются и в других местах — в первую очередь для того, чтобы парализовать волю власти, бизнеса, всех тех, кто помогает строить. Что сказать в ответ на это? «Да не устрашается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте», — говорит Господь (см. Ин. 14:1). Не надо ничего бояться, не нужно делать ошибок. Нужно хорошо разбираться, в том числе в протестных настроениях людей, но нельзя любое протестное движение воспринимать как некую инструкцию к действиям. Тогда мы потеряем не только веру православную — мы нашу страну потеряем. Мне приходится путешествовать по нашим городам, беседовать на тему строительства новых храмов. То, что я сегодня здесь сказал, относится не только к Барнаулу, но и ко многим местам, где строительство храмов вызывает протестное настроение, — чаще всего имеющее малое отношение к православной вере, но имеющее определенную политическую цель и политическое измерение.
Мы всё должны делать в простоте сердца. Мы не делаем ничего, что было бы направлено против жизни людей. Мы не делаем ничего, что ущемляло бы подлинную свободу человека — не мнимую «свободу», которая приводит к вседозволенности, которая разрушает человеческие отношения, семейные отношения и саму человеческую личность. Уважением к человеческой свободе всегда была проникнута церковная проповедь, что свидетельствует о чистоте наших намерений. А намерения таковы, чтобы строились храмы, чтобы возрастала в вере наша молодежь, чтобы на основе веры консолидировалось наше общество, потому что действует так много разделяющих факторов — национальных, имущественных, политических. Мы хорошо знаем, что происходит с нашим обществом в преддверии выборов, когда политически ангажированные силы начинают бороться друг с другом. Все это является частью современных политтехнологий, но одновременно небезобидным образом отражается на единстве нашего народа. А Церковь обращается к людям поверх всяких политических убеждений. Мы обращаемся к людям с нравственным посланием. Не со своим собственным, — мы передаем слово Божие, и его воспринимают люди разных национальностей, разного положения, разного уровня образования, разных политических взглядов, и духовная общность, именуемая Церковью, становится фундаментом для солидарности всего нашего народа.
В сегодняшнем апостольском чтении, посвященном празднику Рождества Пресвятой Богородицы, мы находим замечательные слова «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (см. Флп. 2:5). В послании к Филиппийцам нет ни слова о Богоматери, так что люди нередко спрашивают: «А почему же во все праздники в честь Богоматери читается именно это послание, если в нем ничего о Ней не говорится?» А ответ такой: в этом отрывке говорится о самом главном, что стяжала в Себе Пресвятая Богородица — в Ней были те же самые чувствования, что во Христе Иисусе, в Сыне Ее и в Боге нашем.
Так вот, если спросят, зачем мы строим храмы, зачем проповедуем слово Божие, зачем читаем апостольские послания и Евангелие, зачем стараемся воспитывать детей в школах и в воскресных школах, то ответ будет такой: чтобы во всех нас были те же чувствования, что и во Христе Иисусе. А в Нем были чувствования первозданного человека, того самого, которого Господь Бог, Творец мира, создал и которого не коснулся грех, потому что Спаситель был подобен нам во всем, кроме греха. Если в нас будет хотя бы тысячная, миллионная частица Его чувств, мы будем новым народом и новой человеческой семьей. Для кого-то это кажется несбыточным, почти фантастическим, но опыт Церкви, опыт святых угодников, мучеников, исповедников, подвиг, совершаемый в Церкви, свидетельствует о способности каждого из нас отображать те же чувствования, что и во Христе Иисусе Господе нашем, подобно тому, как в полной мере отобразила их Пресвятая Богородица.
С праздником всех вас поздравляю!