Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры! Братья казаки! Участники V Общецерковного съезда по вопросам развития социальной деятельности в нашей Церкви! Дорогие прихожане! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником.
В 1592 году, через год после того, как по молитвам пред Донским образом крымский хан со своим войском покинул Воробьевы горы, на этом месте, где стояла русская рать, где был лагерь нашего воинства, был заложен сей святой монастырь. Неслучайно русское воинство, опасаясь смертельно опасного врага, подошедшего к стенам Москвы, молилось именно пред Донским образом, — потому что он был некогда принесен казаками на Куликово поле, а после одержанной победы подарен ими же великому князю Дмитрию Донскому. Икона была принесена в Москву, хранилась в Успенском соборе Кремля, потом в Благовещенском соборе, а затем здесь, в этой святой обители, как свидетельство глубокой веры в то, что Царица Небесная помогает нам, когда мы чистым сердцем и неомраченным умом обращаемся к Ней.
Действительно, этот чудотворный образ запечатлен долгой историей замечательных событий, которые касались отдельных людей, спасшихся от смертельных болезней, которые касались казаков, несших ответственное служение по защите границ нашего Отечества, которые касались всего нашего Отечества. Эти молитвы Царице Небесной бывали услышаны, и потому мы так почитаем Донской образ Божией Матери и во множестве собираемся в этот день в Донском монастыре.
Приветствую сердечно представителей нашего русского казачества, которое за последние десятилетия прошло трудным путем возрождения. И дело не только в том, что были сформированы способные к обороне Отечества воинские части и соединения, но и в том, что по милости Божией казаки становятся казаками не только по наименованию, не только по ношению формы, но и все больше и больше проникаясь казачьим духом. Этот дух всегда поддерживался православной верой. Не может быть неправославного казака. А если кто-то не считает себя православным, если кому-то в храме тяжело стоять и в молитве участвовать, — снимите форму и скажите начальству и родным: «Не могу я быть казаком, не та во мне вера, нет того духа, а обманывать вас не хочу», — и это будет справедливо. Но те, кто не снимает формы, должны принимать на себя особую ответственность по хранению веры православной, поддержанию православного образа жизни, по защите Отечества от врагов внешних и внутренних, по хранению устоев, которыми сильна наша великая многонациональная страна.
Особые слова приветствия я хотел бы обратить к участникам V Всецерковного съезда по вопросам социального служения. Конечно, раньше это служение так не называлось — речь шла просто о добрых делах. Но, наверное, неслучайно мы называем теперь это служение социальным, потому что ничто не оказывает такого влияния на формирование здорового социума, как доброта. Более того, без доброты, без служения людей друг другу вообще не может существовать общество — оно развалится, если каждый будет думать только о себе, если для достижения своих собственных целей каждый будет не просто игнорировать интересы другого человека, но и подавлять их, эксплуатировать других, только чтобы самому иметь больше денег и власти. Основанное на таких принципах общество нежизнеспособно. Это не семья — это волчья стая, где каждый ненавидит другого. И потрясения в нашей стране происходили именно потому, что добро не изливалось должным образом в души человеческие через просвещение, через яркие сильные примеры, с тем чтобы люди служили друг другу, отдавая ближним и дальним свои ресурсы, свои способности, свое время, а, может быть, даже свою жизнь.
Поэтому служение добру, которое мы сегодня называем социальным служением Церкви, направлено на решение, может быть, самых главных задач. Через совершение добрых дел формируется личность того, кто эти дела совершает. В самом деле, не может быть христианина без добрых дел. Вера без дел мертва есть (Иак. 2:20), и на Страшном суде Господь нас не спросит ни о чем, как только о том, совершили ли мы добрые дела — накормили и напоили тех, кто голоден и жаждет, посетили тех, кто в больнице или в тюрьме, одели нагого, приютили странника. И неслучайно спрос с нас будет за совершение или несовершение таких дел, потому что без них не может состояться человеческая личность и не может быть человеческой семьи, которую мы именуем обществом. И если кто-то считает, что социальная работа в Церкви — это ответ на какую-то моду, он глубоко ошибается. Потому что речь идет о самом главном. Если наши приходы не станут общинами исцеления, поддержки, распределения имеющихся ресурсов, то мы не сможем реально воздействовать на умы и сердца людей и не сможем помочь верующему человеку обрести спасение. Поэтому социальная церковная работа — это не одна из второстепенных обязанностей, которую должен нести настоятель, приход, благочинный, епархиальный архиерей, Патриарх и Синод, а это одна из основных наших обязанностей. И чем активнее мы будем вовлекаться в эту работу, тем благодатнее будет наша собственная жизнь — и церковная, и семейная, и личная.
Я хотел бы призвать благословение Божие на всех вас, мои дорогие участники этого съезда, и да поможет вам Господь, да вразумит Он вас на правильные решения, дабы то, что здесь произойдет, реально воздействовало на жизнь нашей Церкви и на жизнь нашего Отечества.