Слово после Божественной литургии в день памяти святителя Петра Московского в Высоко-Петровском монастыре 2014 г.

Слово после Божественной литургии в день памяти святителя Петра Московского в Высоко-Петровском монастыре 2014 г.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестной отец Петр, наместник и игумен сей святой обители! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святого Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, и с днем нашего Первопрестольного града. Замечательно, что в этом году торжества в этом Высоко-Петровском монастыре и главные торжества города Москвы совпадают. И дай Бог, чтобы, может быть, когда-то, несмотря на сложности формирования графика светских празднеств, устоялась эта традиция — в день памяти святителя Петра праздновать день нашего города. Потому что без святителя Петра Москва никогда не стала бы столицей.

Это удивительное деяние святителя. Ведь сам он был с Волыни, малороссом, как и большинство архиереев того времени. От Константинопольского Патриарха он получил благословение на то, чтобы возглавить Русскую митрополию, хотя куда больше шансов на это имел тогда ставленник великого князя Владимирского. Но по неведомым причинам Константинопольский патриарх избирает пришельца из Малороссии, не связанного с великокняжеским двором человека, и поставляет его в митрополиты всея Руси.

Святитель Петр, как и подобает Киевскому митрополиту, сразу же из Константинополя направился в Киев. Это был XIV век, а мы знаем, что в XIII веке Киев не единожды был разорен и татаро-монголами, и прочими лихими людьми, которые нападали на город, лишившийся своих стен и укреплений. Жить в Киеве было смертельно опасно, он уже даже перестал быть городом. Тем не менее святитель Петр приезжает именно туда, понимая, что там Киево-Печерская лавра, что Киев — мать городов русских.

Но не смог Первосвятитель земли нашей долго находиться в Киеве и вынужден был уехать во Владимир, где был великокняжеский двор и где условия жизни были безопасны. Где он мог совершать свою миссию служения для всей Киевской митрополии, то есть для всей Русской Православной Церкви.

А затем происходят удивительные события. Конечно, и московский князь Иван Калита немало этому способствовал, и, может быть, прозрение самого святителя. Но он все чаще и чаще начинает посещать из Владимира малоприметный в то время город Москву. И настолько сердце его прилепилось к этому граду, что он стал жить здесь постоянно, хотя его кафедры были в Киеве и Владимире. Но местом пребывания его стала Москва. И именно здесь, в Москве, он закладывает величественный Успенский собор, но, не успев его построить, умирает.

А дальше происходит нечто очень символическое, что и предопределило в итоге возвышение Москвы как города великого князя, хотя в то время он таковым не был. Святитель заповедал похоронить его в городе Москве. Это было почти революционное решение, потому что погребение Киевских митрополитов совершалось в основном в Киеве. И когда святитель Петр был захоронен у северной стены возводящегося Успенского собора, то стало ясно, что Москва становится Первопрестольным градом. И после святителя Петра все Киевские митрополиты того времени — Предстоятели Русской Православной Церкви — местом своего пребывания избирали Москву. И потому по праву мы всех их именуем митрополитами Киевскими, Московскими и всея Руси.

Когда сегодня под действием, несомненно, темной силы предпринимаются попытки разрушить связи между Киевом и Москвой, подвергнуть сомнению эту законную преемственность Москвы как Первопрестольного града всей Русской Церкви, когда предпринимаются попытки посеять ненависть в нашем народе, когда эти попытки привели к кровопролитию, Церковь наша занимает ту единственную позицию, которую она должна занимать: она примиряет всех. Потому что Церковь взирает на историю не краткого периода, что присуще политикам и многим людям, которые имеют земную власть, — Церковь отмеряет свой шаг тысячелетиями, и потому она имеет особое духовное зрение. И сегодня, прозревая трагедию нашего народа, — междоусобную брань на Украинской земле, мы непрестанно молимся, в том числе и святителю Петру, чтобы он, положивший многие усилия для сохранения единства Руси — и Владимира, и Галиции, и Волыни, и Киева, и Новгорода, и Ярославля, — непрестанно молился о сохранении духовного единства всего нашего народа, населяющего пространство от Тихого океана до Карпатских гор, от северных морей до Черного моря.

Мы как народ и как Церковь не претендуем ни на какие политические объединения, которые являются значимыми опять-таки для людей, отмеряющих время короткими промежутками. Но мы никому не дадим попрать благоговейную память, а значит и сознание народа, связанного тысячелетней единой духовной историей, единством нашей Церкви. И в эти тяжелые времена междоусобной брани на востоке Украине мы возносим молитву о примирении людей, о том, чтобы Господь исцелил язвы, исцелил болезни, укрепил в духовном единстве наш народ, сохранил его свободным, независимым от чужеземных влияний, способным устроять свое будущее на основе того духовного фундамента, который был положен святым равноапостольным князем Владимиром, который взращивался митрополитами Киевскими, Киевскими и Владимирскими, Киевскими и Московскими, Московскими и всея Руси митрополитами и Патриархами.

Кому же мешает это духовное единство? Оно ведь не претендует на политическую организацию. Оно может мешать только тем людям, кому мешает наша Церковь. Потому что очевидно, что Церковь никогда не отождествляла себя ни с одной формой правления и ни с одной политической структурой, ибо она несет ответственность пред Богом за весь народ, крещенный в Киевской купели, за всех его преемников, за всех, кто несет на себе печать этого крещения.

Поэтому с совершенно особым чувством я совершал сегодня Божественную литургию в день памяти святителя Петра и освятил древний храм начала XVI века, заложенный в честь святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Верим, что по его молитвам Господь умирит народ Свой, дарует ему силы к тому, чтобы совместно исповедуя православную веру в Господа и Спасителя, будучи объединенным единой Церковью, идти вперед, утверждая величайшие и мироспасительные заповеди Господа нашего Иисуса Христа, никогда не поддаваясь ни на какие греховные искушения и не изменяя своим крещальным обетам.

Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Петр, за Ваши добрые слова и за подарок. И со своей стороны хотел бы подарить этот старинный образ святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В его руках — жезл святителя Петра. Это не случайно, потому что Патриарх Ермоген был первым из патриархов, кто при своей интронизации принял жезл святителя Петра. В этом символическом деянии — выражение веры Церкви в духовное преемство всех поколений иерархов с момента крещения при князе Владимире и до сегодняшнего дня, преемство всех первосвятителей земли Русской. И пусть в монастыре, посвященном памяти святителя Петра, хранится этот образ Патриарха Ермогена, держащего в руках святительский посох митрополита Петра. <...>


Проповеди на праздники:

Наверх