Слово по окончании Литургии в Казанском соборе г. Казани. 2023 г.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Кирилл! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Я всегда с особым чувством приезжаю на землю Татарстана, и особенные чувства связаны с посещением этого собора. Сам факт строительства такого величественного собора на татарстанской земле свидетельствует об очень многом. Во-первых, конечно, о вере православных людей, их горячей вере. Ведь если бы не было веры, если бы не собирались люди в переполненных храмах, если бы большинство русских людей, живущих здесь, и, конечно, не только русских, не принадлежали Православию, то, наверное, и не было бы здесь сегодня этого собора. Потому что Господь дает нам возможность собираться для молитвы в храмах настолько больших и прекрасных, насколько видит стремление людей к Нему.
А если нет стремления людей к Богу, то, даже если и построят прекрасный храм, он не будет наполняться. И мы знаем, что во многих городах мира величественные храмы стоят пустые. Правда, эти храмы не являются православными, но вера-то христианская! Европа-то была христианской и в каком-то смысле считала себя более христианской, чем варварская Россия, где и православные, и мусульмане, и Бог знает кто. Всегда смотрели на нас сверху вниз, а мы никогда ни на кого сверху вниз не смотрели — мы просто жили в соответствии с тем, чему научил нас Господь. И заповеди о любви друг к другу обернулись здесь, на русской земле, замечательным братством народов, принадлежащих к разным этносам и разным вероисповеданиям.
Ярким выразителем именно этой особенности России является земля Татарстана. Здесь живут люди разной веры — в гармонии, в согласии, в уважении, без всяких конфликтов, и не по принуждению, а потому что православным и мусульманами в Татарстане и в голову не может прийти, чтобы ссориться друг с другом.
И в этом уникальный пример России для всего мира. Сейчас, в условиях так называемой глобализации, идут напряженные поиски того, как примирить народы, как обеспечить их совместное проживание. Потому что глобализация стирает границы, происходит перемещение людей по всей земле, особенно в Европе и Америке, представители разных религий вступают в контакт, и, что греха таить, не везде эти контакты осуществляются мирно. Еще раз хочу сказать, что Татарстан, Россия — это великий пример для объединяющегося мира, где в соприкосновение входят различные религии и различные человеческие убеждения.
Но вот что очень важно и что нужно помнить. Соприкосновение религий не означает их взаимного ослабления и взаимного проникновения — настолько, чтобы каждая из них теряла свою подлинность, свою идентичность. Ничего подобного не происходит там, где разные религии исповедуют искренне верующие люди. Это невозможно, если каждый дорожит своей верой, но, исходя из постулатов своей религии, устраивает отношения с иноверцами таким образом, чтобы не приносить им вреда.
В этой жизненной мудрости и содержится, может быть, основа, фундамент всей нашей общенациональной российской жизни. Потому что иначе все могло бы закончиться междоусобными бранями, как это бывало и до сих пор во многих местах бывает. Еще раз хочу сказать: мы должны дорожить великим наследием наших предков и вспоминать добром всех священнослужителей, как православных, так и исламских, которые много сделали для того, чтобы укрепить добрые отношения здесь, на этой замечательной земле.
В этот день я хотел бы еще и еще раз вспомнить Преосвященного владыку митрополита Феофана, который был моим близким помощником по работе в Москве, с которым мы вместе проходили через очень большие трудности. Достаточно назвать тяжелейший 1993 год. Вы помните, какое напряжение возникло между представителями разных ветвей власти, что проецировалось очень опасно и на весь народ. И тогда владыка, будучи моим заместителем, вместе со мной участвовал в примирении сторон. Противоречия были настолько глубинные, эмоции настолько жесткие с обеих сторон, что, если бы не участие Церкви, то неизвестно, сохранилась бы наша страна в том виде, в каком она сейчас существует. Церковь нашла правильные слова, которые сняли эту угрозу, и еще раз хочу сказать, что благодарю Бога за то, что вместе со мной был тогда владыка Феофан, и мы вместе с ним трудились для успокоения страстей и для примирения враждующих сторон, вступивших в непримиримый конфликт.
Вспоминая владыку Феофана, хотел бы всех вас попросить всегда помнить его в своих святых молитвах. Потому что для тех, кто перешагнул границу между земной жизнью и вечностью, нет ничего, что было бы для них важно, и нет ничего с нашей стороны, чем мы могли бы им помочь, как только наша молитва. Память человеческая тоже необходима, потому и памятники ставим; но если память не сопровождается молитвой, она мало что может сделать для тех, кто ушел из этого мира. А молитвенная память — это самый драгоценный дар усопшим. Вот почему Церковь так трепетно и с таким благоговением поминает усопших. Это лучшая возможность запечатлеть их память в наших сердцах и в нашем сознании. Молитва за усопших — это великая традиция Православия, которая имеет огромное духовное и даже культурное значение, потому что связывает нынешнее поколение с предыдущими.
Вспоминая владыку Феофана, я хотел бы поблагодарить всех, кто хранит его память. Поминайте наставников ваших (Евр. 13:7), учит нас Писание, а пример владыки Феофана для многих может служить наставлением. И верим, что Господь по молитвам Церкви и по трудам покойного владыки принял его в Свои Небесные селения.
Еще и еще раз хотел бы выразить благодарность Вам, владыка митрополит, за Ваши труды. Вы достойно продолжаете дело, которое совершал владыка Феофан. Вы пастырь, нашедший правильные слова и совершающий правильные деяния, с тем чтобы Вас принял с любовью народ, который хранит здесь православную веру. Хотел бы пожелать Вам помощи Божией, успехов в Ваших пастырских трудах, а всему клиру Татарстанской митрополии — быть всегда способными отвечать на вопрошания людей, нести им слово Божие, которое было бы актуальным, которое бы действительно воспринималось их сознанием и сердцем. Проповеди, которые повторяют дореволюционные тексты, сегодня неприемлемы, и те, кто так проповедует, никогда не достигнут человеческих сердец и человеческого ума. Проповедь должна нести в себе Божию правду и помогать людям в определении своего места в этом очень непростом современном мире, а самое главное — укрепляться в вере и сознании того, что именно вера открывает для человека врата Божественного Царства.
Пусть Господь хранит вас всех, мои дорогие, а вы храните веру в сердцах, живите в мире и согласии со своими мусульманскими братьями и сестрами, не допускайте возникновения междоусобных конфликтов, потому что все это недостойно христианина, как недостойно и верного мусульманина. Татарстан действительно являет пример добрых межнациональных отношений и крепкой веры, чему я являюсь свидетелем всякий раз, когда посещаю эту землю. Пусть все это и далее укрепляется, возрастает и приносит обильные добрые плоды для всех вас! Христос Воскресе!