Слово, сказанное в Самаре при появлении холеры
В только что прочитанном Евангелии мы выслушали, братия, историю исцеления Спасителем расслабленного (Мф.9:1–8). Трудно представить себе человека-христианина, который мог бы и в благополучное время оставаться равнодушным при повествовании о таких ужасных болезнях, какова была болезнь евангельского расслабленного; но еще глубже западают они в нашу душу в такие небезопасные времена, каково настоящее, когда Бог посетил нас страшною эпидемической болезнью. С внутренней тугой следим мы за развитием этой болезни, и думы – одна другой мрачнее и страшливее – возникают в голове нашей: кто скажет мне наверное, размышляет каждый из нас, что эта болезнь в скором же времени не постигнет и меня? Кто поручится, что и мой дом не будет скоро походить на больницу? И в самом деле, кто может поручиться человеку за счастье и благополучие наступающих дней, если он не знает Небесного Поручителя, если он не полагается на провидение Того, у Которого и волосы на голове человеческой все сочтены (Мф.10:30)? Но если ты свой дом, свою семью и свою жизнь отдал в Его руки, то кто отлучит тебя от любви Божией (Рим.8:35) и чего тогда бояться тебе? Тем, которые любят Бога, всё служит ко благу. Бог и на одре болезни может благословить тебя подобно тому, как благословил Он расслабленного, о котором повествуется в нынешнем Евангелии. Вот содержание этого евангелия:
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свои город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам (Мф.9:1–8).
Болезнь евангельского расслабленного мы называем благословенной, потому что она послужила к выздоровлению больного не только телесному, но и душевному, и вдобавок чрез нее весь народ прославил Бога, увидевши, что случилось с расслабленным. Почему не бывает так же благословенна и каждая болезнь? Почему не бывает то же и с каждым из наших больных? Только не потому, слушатели, что не стало уже более Всемогущего Помощника, что Он не может уже более оказывать такую чудесную помощь. Нет. Помощник Этот есть еще и сейчас. Еще и сейчас у Него достало бы чудодейственной силы и божественного могущества для исцеления всякой болезни, если бы только все наши больные чрез свои болезни делались внимательными к своим духовным нуждам и потребностям и стремились не к одному только телесному выздоровлению, но и душевному. Тогда каждая болезнь сопровождалась бы благословением не только для того, кто подвергается ей, но и для окружающих его постель. Об этом я и хочу сейчас побеседовать с вами.
Всякая болезнь бывает благословенна: а) когда она телесно больного делает внимательным к более существенным потребностям его бессмертной души, б) когда она приводит его ко Врачу, Который может исцелить и тело, и душу человека и в) когда она вместе с больным пробуждает к вере и здоровых.
Изгнанный из Гадаринской страны, Спаситель переправился чрез Галилейское море в свой город Капернаум. И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. Жалок был человек этот. Скорченный от ломоты в костях, он не мог ни ходить, ни стоять, ни сидеть, так что друзья его, как подробнее говорит об этом евангелист Лука, вынуждены были спустить его к Господу чрез крышу дома на постели. И однако не на эту телесную болезнь Спаситель обращает первее всего Свое Божественное внимание. Он оставляет больного на время в его телесном страдании и говорит ему: дерзай, чадо! прощают ся тебе грехи твои. Таким образом, как ни жалко было телесное состояние расслабленного, однако Спаситель усмотрел в нем другой, гораздо больший и требовавший скорейшей помощи недуг, чем телесные его страдания. Была больна, расслаблена его бессмертная душа. Очень может быть, что болезнь его тела была только следствием этого душевного недуга, заслуженным наказанием за его прежнюю порочную жизнь. Но, впрочем, кто может произносить суд свой о поступках других, кроме одного сердцеведа – Бога, Которому известны и тайные помышления человека? Не будем поэтому при взгляде на страдания ближних наших спешить произнесением над ними своего суда. Как знать нам, быть может, брат наш, осуждаемый нами, гораздо достойнее в очах Божиих, чем мы сами. И не говорит ли Сам Спаситель о слепорожденном, что он родился слепым ни за грехи свои, ни за грехи родителей, но чтобы на нем явились дела Божии (Ин.9:8)?
Друже! Ты хорошо сделал, что пришел сейчас сюда помолиться пред особенно чтимой нами святыней об избавлении тебя от постигшей наш город страшной болезни. Молись же, пламеннее молись о том, а вместе с молитвой не ленись употреблять и естественные средства и предосторожности к сохранению здоровья, ибо как можем мы требовать, чтобы хранил нас Бог, если мы сами не бережем себя! Но если, несмотря на всё это, Богу угодно будет сегодня или завтра уложить и тебя на одре болезни, то заботься прежде всего о том, чтобы и на тебе явились дела Божии, чтобы и твоя болезнь послужила к прославлению Бога. Суди себя самого; испытывай свое собственное сердце, свою собственную прошедшую жизнь. Быть может, пред судом своей совести ты должен будешь сознаться, что твоя болезнь не незаслуженна, что она служит должным воздаянием за твою порочную жизнь. Ты шел путем мира и его удовольствий и вот теперь испытываешь страдания в тех членах, которые служили греху. Ты не хотел оставлять работы и в воскресные, праздничные дни, – думал, что иначе не прокормишь жену, детей, – а теперь ты по необходимости проводишь праздно и будние дни, чтобы научиться, что человек живет не о хлебе единем (Мф.4:3). Ты имел слишком гордое мнение о себе, слишком много полагался на свои силы, а болезнь дает тебе понять, как слабы и ничтожны люди сами по себе, без высшей помощи, и как мало они могут сделать своими собственными силами. Ты был слишком мало благодарен Богу за то, что Он даровал тебе хорошее здоровье, – а теперь, лишившись его, ты научаешься лучше ценить то благо, которое ты так мало ценил, когда обладал им. Таковы пути Бога, таковы святые цели и намерения Его в управлении жизнью человека. Не ропщи же, христианин, на Бога, если Он насылает на тебя ту или другую болезнь. Пусть все твои болезненные вздохи сливаются в один покаянный вздох: Господи! не вниди в суд с рабом Твоим (Пс.142:2)! Со смиренным, покаянным сердцем подкланяю я свою выю под Твою карающую руку – но не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс.50:13).
Но, может быть, ты скажешь, что твои страдания не заслужены, что ты не можешь припомнить ни одного проступка, за который можно бы наказать тебя такой болезнью. Но тогда еще скорее, еще более нужно тебе быть внимательным к единому на потребу. Бог никогда не посылает испытаний напрасно, бесцельно. Проси Его, чтобы Он сотворил истинный плод в твоем сердце. Подвергая тебя болезни. Он хочет нечто сказать тебе – старайся же как должно уразуметь этот глагол Божий и говори вместе с Самуилом: говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1Цар.3:9). Смирись пред Ним, покорись Его святой воле, и тогда душа твоя выйдет из горнила этого испытания чище и способнее к вере и любви Божией. Испытывай себя, готов ли ты предстать пред лице Правосудного Бога как истинный христианин, если Ему угодно будет этой болезнью положить конец твоей временной жизни, или же ты должен содрогнуться при представлении смерти и суда, ожидающего человека по смерти? – Таким образом, и болезнь бывает благословенна, когда она научает человека тому, что служит к его вечному спасению.
Да, благословенна болезнь, но только тогда, когда она сопровождается не телесным только выздоровлением, но и душевным, когда приводит ко Врачу, Который может исцелить и тело, и душу больного. Так именно и было с евангельским расслабленным. В жестоком страдании тела и души приносится он к Господу, и весело, здоровый и телесно и душевно, с постелью в руках, возвращается он домой. – Христианин! Ищи и ты помощи у того же Врача, Которым исцелен этот расслабленный. Ужели ты думаешь, что у Него нет уже силы прощать грехи на земле и исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф.4:23), как исцелял Он во время Своей земной жизни? Истинное исцеление наших недугов состоит в том, когда Тот, Который умер за грехи наши и восстал за оправдание наше, возлагает на нас Свою мощную руку и говорит: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. И как легко становится тогда на сердце, как спокойно и отрадно на душе. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! (Пс.31:1–2). Но Тот, Кто говорит: прощаются тебе грехи твои, – имеет власть и сказать: Встань и ходи. Кто знает, быть может, и у твоей постели через день или два раздадутся эти утешительные слова мощного Врача: встань и иди. И какая тогда будет радость, когда ты пойдешь от Него, получив двоякое исцеление – телесное и душевное. Но что из того, если Богу угодно будет чрез эту болезнь свести тебя в могилу? – Лишь бы душа твоя не была больна, отходя ко Господу, Который один только составляет жизнь для нее. Настанет день, когда Он каждому из Своих последователей, сущим во гробех (Ин.5:28), скажет: «встань... и иди в дом твой!» И тогда откроются гробы и умершие в Господе восстанут и пойдут в дом свой, т.е. в то Царство, которое уготовано им от сложения мира. Итак, благословенна та болезнь, если только она приводит ко Врачу, могущему исцелить и тело, и душу больного.
Но ты скажешь: довольно разглагольствовать о болезни и больных. Я здоров и вовсе не желаю болеть. Но если ты пока здоров, то тем более нужно тебе располагать свое сердце к покаянию и пробуждать его к благодарной любви. И если тебе нет надобности сегодня учиться у больного в нашем Евангелии, то поучись у здоровых, – не у этих книжников и фарисеев, с их озлоблением и предвзятыми мыслями ко Христу, но у тех милосердных людей, которые с великой верой несли расслабленного ко Господу, и у того народа, который прославил Бога, давшего такую власть людям. Какого труда стоило этим людям ухаживать за этим несчастным расслабленным, быть может долгое время лежавшим неподвижно на своей постели, нести его и спускать чрез крышу дома ко Спасителю! И однако они не скучали этим трудом. Поревнуй же и ты, брат, милосердию этих людей. Не жалей труда и забот своих, если и на твою долю выпал жребий ухаживать за больными. Призревание за больными – это одно из таких добрых дел, которые никогда не останутся без награды. При уходе за больным не пренебрегай и естественными способами и средствами к его телесному облегчению, зови на помощь и земных врачей, которых Сам Бог умудрил и поставил на служение страждущему человечеству? – но, главное, неси его на раменах твоей веры и молитвы к Тому Небесному Врачу, Который может исцелять и тело, и душу; подкрепляй его душу небесным врачеванием слова Божия! И если так или иначе удастся тебе произвести в душе больного заметный нравственный переворот, пробудить его к вере, надежде и любви христианской, то ты в праве считать его болезнь благословенной.
Братия и сестры! Если в этот час хоть сколько-нибудь коснулось ваших сердец утешение слова Божия, то несите его из этого святого храма в ваши дома, в ваши больницы, к постелям ваших больных, дабы они под влиянием этого евангельского утешения умерили порывы своей скорби и всю свою надежду возложили на Всесильного помощника – Бога. Аминь.
Самарские епархиальные ведомости. 1892. № 14. Часть неофициальная. С. 614–619.