Слово, сказанное в Новодевичьем монастыре в неделю о Страшном Суде 1919 г.

Слово, сказанное в Новодевичьем монастыре в неделю о Страшном Суде 1919 г.

Суд Страшный. На нем ничтоже может помощи человеку: ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба, разве от дел крепость, потому что и судить-то будут нас за дела, за то, как мы веру свою являем в делах, воплощаем в жизни, питаем ли алчущих, одеваем ли нагих, помогаем ли нуждающимся? Без этого, без дел любви, самые высокие дары – дар знания языков, дар пророчества, дар чудотворения, дар мученичества, – всё это мало пользы принесет нам на Страшном Суде. Мы скажем Господу: «Не в Твое ли имя мы пророчествовали, не Твоим ли именем и чудеса творили, а Он ответит нам: отступите от Меня, никогда Я вас не знал за Своих» (см. Мф.7:22–23). Напротив, малейшее движение к проявлению любви нашей ко ближним ценным окажется в очах Божиих. Господь не лишит награды и того, кто во имя Его подаст чашу студеной воды (см. Мф.10:42). Подтверждение этому в житиях святых в рассказе о Петре-богаче.

Притчу о Страшном Суде Господь предварил притчей о десяти девах мудрых и неразумных. В Евангелии за литургией Великого Вторника обе эти притчи и читаются вместе и обе они содержат одну и ту же мысль о необходимости для спасения дел милости и любви. Для насельниц обители сея полезно выслушать толкование притчи о десяти девах, кое дается в синаксаре Великого Вторника.

Много раз говорит Господь Своим ученикам о девстве и часто восхваляет. «Многую славу девство имать, велико бо есть яко воистинну«. Но чтобы кто-либо, заботясь о сохранении девства, не стал небречь о других добродетелях, паче же о милостыне, Христос и предлагает притчу о десяти девах. У пяти из них светильники были полны елея, а другие пять не имели его. Елей означает милость, и милостыней именно и «просвещается свеща девства». Первые пять называются мудрыми, ибо с девством они сочетали многий и богатый елей милостыни, а другие пять неразумными, ибо стяжав большее и трудное (девство), они небрегли о меньшем, но нужном (милости), не запасли ее при земной своей жизни, оттого оказались вне спасительного чертога Небесного Жениха, и сказал им Господь: «Отойдите. Я не знаю вас» (см.: Мф.25:12).

А что делать нам, братья и сестры, ничтоже благо сотворшим? Словами Святой Церкви будем молить Господа: «Милостив буди мне грешному и обнаженному всякаго дела блага» (4-я молитва вечерняя), «веси зол множество, веси и струпы моя, язвы зриши моя; но и веру веси и произволение зриши, и воздыхание слышиши; не таится Тебе, Боже мой, ниже капля слез капли часть некая» (7-я молитва пред причастием). «Вера вместо дел да вменится мне. Не взыщи дел, отнюд оправдающих мя. Вера моя да довлеет вместо всех: та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя» (8-я молитва утренняя). «Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоея положити начало благое» (7-я вечерняя молитва).

Да поможет Господь положить это начало благое только что образовавшемуся братству, или общине, мирских прихожан-верующих при вашей сей обители, дабы услышали все вы – монахи и миряне – пресладкий глас Господа в день Страшного Суда: «Приидите, благословеннии, наследуйте Царство Божие, уготованное вам от сложения мира» (см.: Мф.25:34).

Патриарх Тихон

БС№ 11 С. 453–455.


Наверх