Проповеди на праздники:


Слово, сказанное при начале учебного года воспитанникам Духовной семинарии

Аще нe Господь созиждет... всуе трудишася зиждущии (Пс. 126, 1).

В этих словах вдохновенного ветхозаветного псалмопевца слышится голос высшей небесной мудрости. По христианскому мировоззрению эта истина, изреченная Богом устами пророка Давида, лежит в основе всякой деятельности человека и служит первым условием ее успешности.

По христианскому мировоззрению вся земная жизнь человека и всякая деятельность есть осуществление на земле Божия Царства.

С пришествием на землю Единородного Сына Божия, Который воплотился нас ради и стал Спасителем мира, открылось Новозаветное Царство. Сам Бог - Отец Небесный основал в лице Единородного Сына Своего Господа Иисуса Христа на земле как бы некий большой дом, или здание и поручил его строителям. Прежде лет вечных Он же, Небесный Домовладыка, начертал план здания и избрал строителей, дал руководство в Своем Божественном Откровении.

В этом основанном Богом здании Царства Божия на земле краеугольным камнем, основанием является воплотившийся Сын Божий Иисус Христос. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 11). На этом краеугольном камне легли другие живые камни - пророки и апостолы, которые с краеугольным камнем составляют фундамент здания Божия. На этом основании полагаются новые многочисленные живые камни - все верующие во Христа. Таким образом, все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе (Еф. 2, 21). Со дня Пятидесятницы, когда все апостолы были единодушно вместе и люди набожные, из всякого народа под небом, когда исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках (Деян. 2, 1, 5, 4), когда Господь, огненные языки раздаяше, в соединение вся призва (кондак Пятидесятницы), - с этих дней начинается усиленное созидание Дома Божия,  или  строение Царства Божия, даже до последних земли, под руководством все оживляющего и созидающего Духа Святого. Участниками в строении, работниками являются все верующие во Христа и вступающие в новозаветный союз с Богом. Мы, говорит Апостол, соработники у Бога, а вы... Божие строение (1 Кор. 3, 9).

Не одно тысячелетие миллионы людей и  многие  народы,  сменяя друг друга, с утра выходят на дело свое и на работу свою до вечера (Пс. 103, 23), и все еще  нет  конца  этой  работе.  Здание  Царства  Божия ширится, возвышается, но  до  окончания  еще  далеко  не  достигает. Вся работа в этом строении Божия  Царства  основывается  на  полном доверии к Домовладыке Богу, всецелом  послушании  и  согласии всех строителей с Высшей волей Его, выраженной в данном Им к руководству Божественном Откровении. Евангелием дается всем строителям,  всему  миру,  предназначенному войти  в  Божие  Царство, вера в осуществление на земле Божия Царства, которое есть праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17), дается трудоспособность в деле строения. Вне Евангелия, вне согласия с высшей волей Домовладыки всякое домостроительство будет всуе, как построенное на песке. Кто не со Мною, сказал Христос Спаситель, тот против Meня (Мф. 12, 30). Вся деятельность и жизнь человека вне идеи Царства Божия - выразимся словами ветхозаветного мудреца - есть суета сует... и томление духа (Еккл. 1, 2, 14). Святой апостол Павел деятельность человека и жизнь его рассматривает с точки зрения домостроительства, как средство в достижении общей цели созидания Божия Царства на земле. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию; живем ли... умираем ли... всегда Господни (1 Кор. 1О, 31; Рим. 14, 8).

Каждый член Божия Царства, всякий христианин, призван трудиться, работать в том звании, в каком призван (1 Кор. 7, 20, 24), исполнять порученное ему дело сообразно с теми талантами, которые даны ему Домовладыкой Богом.

В нашем православном христианском отечестве, с тех пор как русские приняли христианство, красной нитью проходит через всю жизнь и деятельность русского благочестивого человека эта основная христианская истина: Аще не Господь созиждет... всуе трудишася зиждущии, выраженная метко и кратко в народной пословице: «Без Бога не до порога». Русский православный человек воспитывал в себе с детства благочестивый обычай начинать всякое доброе дело молитвой, призыванием Божия благословения на труды свои. В нашей Русской Церкви есть немало молитв и чинопоследований, через которые верующие призывают благословение Божие на дела свои. И мы сейчас будем с вами совершать молебное пение «пред началом учения отроков», испрашивая и призывая Божие благословение на тяжелый труд наш воспитания и учения в сем духовном вертограде.

В великом деле домостроительства Божия Царства одни уже созидают, строят, а другие еще только учатся, как строить,  -  готовятся. Вы, юноши, находитесь пока в периоде подготовки к работе Христовой. Вы запасаетесь пока теоретическими и практическими сведениями для будущего дела строения Царства Божия. Вы изучаете  здесь, в духовной школе, план домостроительства по руководству Божественного Откровения, изучаете и знакомитесь с Священным Писанием, в котором содержится высшая небесная мудрость, необходимая всякому человеку - строителю Царства Божия. Вы изучаете и другие предметы, которые вместе с Священным Писанием образуют человека в истинном смысле слова, человека, годного, по слову Апостола, на всякое доброе дело (2 Тим. 2, 21). Вы укрепляете здесь свои духовные силы, развиваете данные Богом таланты, приучаете свою волю к послушанию высшей воле Домовладыки. И в этом подготовительном периоде к будущему делу строения Царства Божия от вас требуется много усердия и труда. Если вы сейчас будете усердными трудниками для Царства  Божия,  то и потом из вас выйдут самоотверженные, мудрые строители, трудоспособные, добрые евангельские рабы. Вам еще здесь, на школьной скамье, надо твердо и глубоко усвоить истину, что если Господь не созиждет, то напрасны все труды работников - деятельность суетная, здание на песке.

Поставьте себе девизом  жизни  и  деятельности  этот  голос  небесной мудрости: Аще не Господь созиждет... всуе трудишася зиждущии. Совершайте всякий труд, всякий шаг деятельности  во  славу  Божию,  во имя Божие. Призывайте, хоть мысленно, на все свои труды благословение Божие, дабы  иметь успех  во всем, дабы  Господь отверз  наш ум и сердце разумети писания. Не стыдитесь имени Господа нашего Иисуса Христа, не стыдитесь  Креста Христова  - этой величайшей силы в мире. Великий апостол Павел, буйством проповеди о Кресте и Христе распятом победивший мудрость мира сего, говорил  о  себе, что он единственно чем может похвалиться миру  -  как  только крестом Господа нашего Иисуса Христа... (Гал. 6, 14). Не стыдитесь и вы совершать знамение Креста на себе и молиться Виновнику всех благ  и даров духовных - Богу. Апостол Иаков говорит: Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1, 5-7).

Весьма поучительный пример в подтверждение сказанных мыслей приведу из автобиографических сведений недавно почившего великого молитвенника и всероссийского пастыря отца Иоанна Кронштадтского. Будучи мальчиком, учеником духовного училища, отец Иоанн имел слабые умственные способности, наука ему не давалась, учился он плохо. Очень скорбел об этом отрок Иоанн и молился по целым ночам Богу в спальной комнате, когда другие, более его счастливые, спали безмятежным сном. «Молился я о том, - говорил отец Иоанн, - чтобы Бог дал мне свет разума на утешение родителям. И вот, как сейчас помню, - говорил он, - был вечер, все улеглись спать. Мне не спалось. Я ничего не мог уразуметь из пройденного, плохо читал, не понимал и не запоминал из рассказанного. Тоска напала. Я упал и начал горячо молиться. Вдруг меня потрясло всего...

У меня точно завеса спала с глаз, как будто ум раскрылся в голове, и мне ясно представился и учитель, и урок того дня. Я вспомнил, о чем он рассказывал, и легко и радостно стало на душе. Чуть рассветало, я вскочил с постели, схватил книги, и- о, счастье! - читаю гораздо легче, понимаю всё и могу рассказать. Я подвинулся в успехах настолько, что перестал быть последним учеником. К концу же курса одним из первых перешел в семинарию». Сказанное апостолом Иаковом о мудрости подтверждается вполне этим рассказом отца Иоанна о своем отрочестве. Просите, и дано будет вам ... (Мф. 7, 7) - слова Христа Спасителя неложны.

Вступая в начало нового учебного года, призовем сейчас все единодушно в усердной молитве Божие благословение на  предстоящие труды наши. Да откроет Господь по  молитвам  покровителя  нашего храма и школы великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоустого ваши очи ума и сердца, еже разумети преподаваемые вам полезные учения, да даст вам силу и крепость к продолжению учения.



Проповеди на праздники:

Наверх