Слово, сказанное на Страстной седмице 1919 г.
Братья Зеведеевы просили себе первых мест в славе Христа, в Царстве Его. Это – земная, мирская просьба. А Царство Христово не от мира сего. Оно «внутрь есть, правда, мир и радость о Дусе Святе« (см.: Лк.17:21; Рим.14:17) и не приходит заметным внешним образом. В том и ошибка братьев Зеведеевых, что они представляли Царство Мессии как земное и политическое. Правда Царства Христова, Церковь обнимает земли родные, но суть ее не в политических формах. Через воспитание граждан она оказывает услугу государству, но всё же это не главная ее задача. Она уживается со всякими образами правления: и монархией и республикой, ибо она выше всего этого. Почему совершенно напрасны и тревоги и укоры, особенно в последнее время часто повторяемые, о какой-то с нашей стороны «святейшей [...]», о том, что мы мечтаем о восстановлении монархии и только и думаем о том, чтобы свергнуть якобы рабоче-крестьянское правление. Установление той или другой формы правления не дело Церкви, а дело самого народа, а Церковь благословляет всякую власть, если она в своей деятельности будет руководствоваться началами Христовыми. А какие это начала, указывается в том же ныне читанном Евангелии. «Кто хочет быть большим, да будет всем слугою« (см. Мф.20:26). Власть должна служить народу, заботиться о его благе, исполнять не языком, как это обычно делает, а делом и истиной. Забота эта должна обнимать весь народ, а не какую-то партию или класс, иначе это будет благо партийное, а не народное, и поведет это к разделению, к вражде, и возбудит это те же чувства, что и просьбы братьев Зеведеевых в других апостолах. А эти чувства – зависть, вражда и разделение – никогда не могут создать чего-либо прочного, печальное подтверждение чему находим мы в теперешнем положении нашей Родины.
Вышесказанные истины очевидны и бесспорны, но последние, однако, приходится часто повторять, ибо с трудом они воспринимаются нашей себялюбивой природой. Ведь Христос Спаситель, обличив заблуждение братьев Заведеевых, всего через несколько дней принужен был опять на Тайной Вечере разрешить спор апостолов, кто больший, и разъяснил, какое Он завещал им Царство (см.: Лк.22:24–30).
«Грядый Господь на вольную страсть...» (из стихиры понедельника Страстной седмицы).
БС№ 12 С. 305–306.