Слово, произнесенное по совершении первой Божественной Литургии в кафедральном соборе в г. Симферополе
Господь наш Иисус Христос, посылая учеников Своих и Апостолов на проповедь в города Иудейские, заповедал им: в какой ни войдете дом, во-первых, говорите: мир дому сему, и если будет тут сын мира, почиет на нем мир ваш, а если нет, мир ваш к вам возвратится (Лук. 10:5). Волею того же Господа Иисуса, как один из учеников Его и служителей Евангелию, прихожу и я к вам, возлюбленные, и что иное принесу, что могу и должен пожелать вам, кроме мира, заповеданного Господом? Благодать и мир от Бога Отца, от Господа нашего Иисуса Христа и от Духа Освятителя да будет с вами. Мир всем, кто своим присутствием украсил вход мой и утешил дух мой общением в молитве; мир граду сему и всякому граду и всей пастве нашей, всем дальним и ближним, кого Господь призвал к миру, в царство Свое на обновленной земле. Желание мира было обычным приветствием у народа Божия. С ним они обращались друг к другу, как мы ныне с вопросом о здоровье. Не нужно смешивать этого мира с миром Христовым. Не одно благожелание, не пустое, хотя и приятное слово послал Господь народу Своему через Апостолов. Мир Его есть действительный дар мира, некогда потерянного, затем долго, усиленно, но тщетно искомого. Не якоже мир дает, Аз даю, говорит Господь тем же ученикам, отходя на крестные страдания. Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам! (Иоан. 14:27). Это не просто затишье треволнений житейских, жизнь праздная в довольстве и покое, что, собственно, и имелось в виду у народа Иудейского при взаимных приветствиях. Нет, это напряженная деятельность духа, но целесообразная, законная, точно согласная с волею Божиею. Это есть сущность христианской жизни, необходимое условие жизни нашей души, состояние блаженства, высшее всякого описания и понятное только тому, кто по милости Божией вкусил этого доброго глагола и силы грядущего века. Этот-то желанный мир принес Господь с неба на землю, о водворении и прочном утверждении его между людьми трудился Он во всю Свою земную жизнь; по вознесении же Своем на небо заботу о поддержании и распространении его поручил Своим Апостолам, а чрез них преемственно и нам, своим служителям, каждому в своей мере, по изволении Его благости, под личным Своим невидимым, но тем не менее ощутительным промышлением и руководством. О, дал бы Господь нам счастье видеть этот мир водворенным среди нас, утвержденным и могущественно радующим. Сердечно желаю этой милости Божией всем нам, возлюбленные! Буду неусыпно молить Господа, чтобы Он умудрил меня проходить мое служение миру по воле Его к моему лично и вашему спасению, послал мне силы, показал средства к достижению цели и благословил успехом в нашем делании. Буду просить Матерь Божию о ходатайстве Ее за нас; святых первосвятителей, просветителей и мучеников Херсонских [Херсонесских]: Климента, Ефрема, Капитона и пр., да будут и они помощниками, молитвенниками и руководителями мне. Употреблю и со своей стороны должное внимание и усердие, постараюсь оказаться достойным служителем евангельского мира. Но не оставляйте меня и вы без вашего содействия; говорю не об услугах лично мне: дело водворения мира есть дело общее; а в общем деле и усилия в стремлении к цели должны быть общие. Вы – сопастыри и сослужители, помогайте мне прохождением ваших должностей неленостным, служением Алтарю благоговейным, требоисправлением внимательным, наставлением и руководством вверенных вам душ назидательным, жизнию незазорною, благочестием примерным, взаимным миролюбием, уступчивостью, терпением и постоянной сердечной готовностью быть полезным всем и во всем, никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо (1Кор. 10:24). Вы – пасомые, как истинные сыны мира, содействуйте водворению его среди вас точным исполнением лежащих на вас обязанностей как гражданских, так и церковных. Особенно же вы, облеченные властью и доверием Помазанника Божия, как лучшие люди земли – по своему положению, образованию и влиянию на общий ход дел, – помогайте мне усердным посещением храмов Божиих, благоговейным предстоянием при молитвословиях, внимательным слушанием предлагаемых поучений, жизнью христианскою, любовию нелицемерною, снисходительностью к немощным, законною строгостью к своеволию.
При общем, дружном стремлении к цели она легко достигается. Если всякий из нас будет исполнять свои обязанности и внимательно и законно, то очевидно всякий станет в должные отношения и к Богу, и к ближним своим, и к самому себе. Необходимым же следствием такого положения будет мир внутренний, как сознание права, и внешний, обеспечиваемый взаимным уважением; настанет спокойствие тихое, но не бездеятельное, радость глубокая, но не угнетающая, а оживляющая. Мы увидим начало, предвкушение того блаженного состояния, которое в полной силе откроется в вечности. Это будет Царство Божие, Небесное на земле; потому что, по Апостолу, Царство Небесное есть не иное что, как мир и радость о Дусе Святе. А если содействия к водворению общего мира не будет, то не будет и мира. Раздор и неурядица есть неизбежное следствие противления воле Божией. Господь сказал Апостолам, что если в месте приветствия будет сын мира, почиет на нем мир ваш; а если нет, то мир ваш к вам возвратится. Это значит, что если приветствие мира встретит сочувствие, то благожелание осуществится. Счастье мира, довольство своим положением исполнит сердце отозвавшихся на приветствие. А если не будет содействия и готовности принять дар Божий, то труды провозвестников мира не останутся тщетны. Мир, которого они желали другим, к водворению и упрочению которого они положили свои силы и труды, к ним возвратится. Но те, которые отвергли предложение мира, останутся без плода и душевной пользы. Никакая политическая мудрость, никакая человеческая предусмотрительность и опытность без помощи свыше не дадут и не упрочат мира среди людей. Аще не Господь созиждет или сохранит град, всуе трудится зиждущий или стрегущий. Благословение Божие, привлекаемое исполнением воли Его, есть единственный надежный и верный путь к временному и вечному миру, так горячо всеми желаемому. Да ниспошлет же Господь на всех нас благословение мира и поможет всем нам – каждому в своей мере содействовать общему благу. Аминь.