Слово при вступлении в последнюю седмицу Святой Четыредесятницы. 1916 г.
Не очень давно Вюрцбургский профессор Рентген сделал, как обыкновенно говорят, случайно одно очень замечательное и важное открытие. Он нашел, что есть такие лучи света, которые хотя для наших глаз и недоступны, однако ж обнаруживают необычайное свойство проникать внутрь предметов, именно: подвергая те или другие тела действию этих лучей, можно видеть, что в них заключается.
Эти вновь открытые лучи сами по себе, как я уже заметил, для наших глаз невидимы, но, проходя чрез темную массу того или другого предмета, например чрез дерево, человеческое тело и тому подобное, они отражаются на специально приготовленной пластинке. Там воспроизводят они образы предметов, которые находятся внутри тела, куда мы не можем проникнуть своими глазами. Таким образом, при посредстве этих лучей можно сфотографировать, например, весь состав человеческого тела или неизвестное содержание замкнутого сундука. Когда подвергают действию этого света какой-нибудь предмет, например тело или дерево, то оно принимает такой вид, будто бы состоит из прозрачного стекла. То, что заключается внутри и сокрыто во мраке и темноте, это выводится на свет и делается видимым.
Наука и искусство в будущем возлагают большие надежды на это новое открытие, да и в настоящее время оно приносит огромную пользу: и теперь уже, как сказали мы, при помощи этих лучей можно фотографировать весь состав человеческого организма и видеть там разного рода болезни и повреждения. Равно и искусственные поддельные перлы, которые прежде не могли отличать от настоящих, подлинных, теперь, при помощи вновь открытого света, легко стали отличать от действительных. Обману, таким образом, положен конец.
Но, когда я говорю это, иной из вас, боголюбивые слушатели, может быть, думает про себя: все это очень любопытно и интересно, но какое отношение имеет это к церковной проповеди и почему ты вздумал говорить об этом с церковной кафедры? Потому, отвечаю, что многие из явлений этого мира и из обстоятельств сей временной жизни, учат нас тому, что в вечности, на небе. Земные явления и предметы часто служат образом и подобием высших предметов, вечных, духовных.
И в духовном мире есть такой свет, который, хотя также невидим для человеческого глаза, но который во все проникает, все освещает и который несравненно сильнее, чем новооткрытые лучи света.
Как мир в течение нескольких тысячелетий ничего не знал доселе об этих лучах света, которые, однако ж, существовали, так тысячи и миллионы людей ничего еще не знают и не хотят знать о том божественном свете, который все освещает, все обнаруживает и все приводит на суд. Иной живет на свете целые десятки лет и ничего не знает об этом чудном свете или, по крайней мере, ничего не спрашивает о нем. Но смотрите, что иногда случается с подобным человеком? Вот внезапно проникает в его сердце луч благодатного, божественного света и озаряет все существо его. Он не знает, как это случилось, но какое он из этого света делает чудесное открытие! Новые, никому не известные лучи света, которых не видел и никогда не может увидеть естественный глаз человека, озаряют весь внутренний мир его, все его тайные желания и помышления – и в таком обнаженном виде предстают пред очами Бога. Что рентгеновские лучи могут делать в некоторой только, несовершенной мере для тела, открывая содержащиеся в нем предметы и известные повреждения, поранения и переломы, – это в полной и совершенной мере делают лучи божественного света для души: они открывают нам повреждения, недуги и пороки человеческого сердца. При этом свете человек открывает и узнает то, чего он никогда не предполагал, о чем никогда не думал, но о чем определенно и ясно говорит ему слово Божие, именно: что его сердце от юности прилежит ко злу, что оно исполнено страстей и порока и что он поэтому есть пред Богом великий, нечистый и жалкий грешник. Теперь он видит себя пред очами Божиими во всей наготе, видит свое сердце, свою внутреннюю и внешнюю жизнь. Теперь он ясно понимает смысл молитвенных слов Моисея, который прежде нас познал невидимые, но во все проникающие лучи божественного света: Ты положил беззакония наши пред Тобою, говорит он, обращаясь к Богу, и тайное наше пред светом лица Твоего (Пс.89:8).
Что же касается достоинства тех добродетелей, которыми доселе так гордился человек, то при свете этих ярких лучей он видит их настолько малоценными, насколько малоценны поддельные перлы в сравнении с настоящими: снаружи хотя и блестят они, внутри же все в пятнах, полны грязи и нечистоты. Он научается теперь вместе с Исаией пророком говорить: и вся праведность наша – как запачканная одежда (Ис.64:6).
При этом свете человек видит себя в самом натуральном, в самом подлинном виде, во всей своей наготе и греховной нечистоте. А Бога он видит во всей Его святости и чистоте. И в сем светлом присутствии Бога, он невольно взывает вместе с праведным Иовом: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов.42:5–6).
Как это знаменательно и чудно! Иов, тот самый Иов, который незадолго пред тем (Иов.29) в самых ярких красках изображал свои добродетели и совершенства и который делал это со всей искренностью и без преувеличения, этот Иов, увидев себя теперь пред лицом Бога, в ужас приходит от своей нечистоты и нравственного безобразия. И в чувствах глубокого смирения и сознания своего недостоинства повергается в прах и пепел.
О, если бы и каждый из нас умел делать в себе такое чудное открытие, как бы кто ни представлялся самому себе чистым и непорочным! Если бы каждый из нас почаще рассматривал себя при свете Бога, каков он и каковы его мысли, чувствования и дела! Тогда многие из нас при всей своей кажущейся праведности, как в зеркале, увидели бы, как мы грязны, нечисты и неблагообразны, и перестали бы предаваться беспечности.
Бог есть свет. В Нем и вокруг Него нет никакой тьмы (1Ин.1:5), никакого мрака. Пред Ним и ночь светла, как день, и мрак как свет (Пс.138:12).
Бог всеведущ. Ему так же хорошо известны и самые малые грехи, как и самые большие. Пред Ним открыты все самые сокровенные изгибы нашего сердца. Каждое движение, каждое пожелание нашего сердца ведомо Ему. Вся наша жизнь пред Ним как раскрытая книга. Будучи всеведущим, Он в то же время и свят. Он насквозь видит каждого человека. Он никогда не признает виновного за невиновного, грешника за праведника, нечистого за чистого.
Тем не менее, Он любит человека, так как Он есть любовь. Он для того и предал Своего Единородного Сына на смерть, чтобы нас спасти от смерти, ада и суда и возвратить нам то, что потеряли мы чрез грех прародителей.
Благо поэтому тому, кто умеет пользоваться этим спасительным средством, кто, будучи освещаем этим Божественным светом при виде своей нравственной нечистоты, взывает вместе с мытарем: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк.18:13). При таком раскаянии он обрящет во Христе прощение, спасение и жизнь.
Но горе тому сердцу, которое не открыло себя для этого божественного света, не увидело своей нечистоты и безобразия, не смирилось пред Ним даже и в день своего посещения! Горе сердцу, которое осталось затемненным и загрязненным и в таком виде должно предстать при всепроникающем свете, пред Престолом нелицеприятного Судии, Бога. О, какое это будет страшное открытие! Там уже нет прощения, нет спасения. Там поздно будет искать примирения. Не вечный свет и не небесная слава удел таких душ, но вечная мука и кромешная тьма.
Братие-христиане! Вступая уже в последнюю седмицу Великого поста, многие из нас, не замечая в себе никаких особенно тяжких грехов, не только не были доселе, но, поощряемые самоправедностью, и не думают быть у исповеди и Святого Причастия. Но взгляните, други мои, в вашу совесть, рассмотрите ваше поведение при этом божественном свете, и вы наверное откроете в себе такие доселе неведомые душевные язвы, которые подвигнут вас неотложно обратиться к Врачу душ наших и очистить свою совесть покаянием, чего и да сподобит вас Господь. Аминь.
Прибавления к Церковным ведомостям. № 14. С. 379–381.