Проповеди на праздники:


Слово при вступлении на Томскую кафедру

Молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть. (1Тим.2:1–2)

По обычаю, унаследованному от давних времен, православные иерархи вступление свое на новую кафедру начинают словом и молитвою.

Нам, давно знающим друг друга, нет нужды ознакомляться чрез слово.

Теперь время молитвы. И мы уготовились к молитве. Какую принесем молитву: благодарение или прошение? Думаем, прилично то и другое.

По Божию определению, благочестивейшего монарха изволению и Святейшего Синода назначению в лице нашего смирения в Томской Церкви продолжено другдругоприимательное от апостолов преемство иерархической власти. Церковь местная восстановляется в правах матери, ибо Церковь без епископа именуется вдовствующей. Где нет епископа, там нет и Церкви, говорит муж, учившийся у апостолов. Таким образом, дарование Церкви епископа равняется охранению ее от печальных последствий сиротства.

Се есть милость Божия, достойная благодарения.

Но подумает кто-нибудь: епископские кафедры замещаются по установившемуся неизменному обычаю, без предварительного изъявления согласия на то паствы, к которой определяется епископ, – прилично ли здесь быть благодарению и может ли быть последнее искренним?

Конечно. И солнце всякий раз восходит по одному неизменному закону, без предварительного прошения о том земных обитателей. И однако же кто верующий станет утверждать, что не нужно каждое утро начинать хвалебной песней: Слава Тебе, показавшему нам свет. Почему же подобной песней не начать новый день местной церковной жизни!

Итак, в даровании Церкви епископа есть основание для молитвы благодарной, а для душ верующих – молитвы искренней.

Будем же благодарить искренно.

После благодарной молитвы помолимся друг о друге.

Прошу и молю вас, возлюбленные о Господе братия и сослужители, сотворите вашу молитву о нашем убожестве, да будет нам дарована благодать право правити слово истины, да не будем истязаны даже о единой овце вверяемого нашему смирению стада Христова.

Помолимся о Церкви, на служение которой мы поставлены. Это – нива Христова, а все мы, делающие на ней, – соработники. Велика эта нива, жатва здесь многа, делателей же мало. Помолимся Господину жатвы, да изведет делателей на жатву Свою. Да ускорит Господь призвати всех и соединити во едино стадо Свое, да дарует одним – правомыслие, другим – единомыслие, всем – благопокорение пастырскому водительству.

Помолимся о всем православном епископстве, честном пресвитерстве, да поможет им Господь внимати и себе, и всему стаду, надзирая за ним не принужденно, но охотно... не для гнусной корысти, но из усердия (1Пет.5:2), да дарует им глагол благовествовати силою многою, да соединит их союзом любви апостольской.

Итак, будем совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:1–2).

Проповеди на праздники:

Наверх